Зарема Умерова
Итоговое занятие в старшей крымскотатарской группе «Волшебница зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Итоговое занятия в старшей крымскотатарской группе на тему : «Волшебница зима»
Цель:
Учить детей обобщать знания о живой и неживой природе, замечать изменения в природе связанные с приходом зимы, о зимующих птицах, диких животных, условиях их проживания в зимнее время года. Способствовать формированию экологической культуры.
Публикация «Итоговое занятие в старшей крымскотатарской группе „Волшебница зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Крым. Родной край
- Старшая группа
- Темочки
Активизировать словарный запас, учить отвечать на вопросы полными предложениями, выразительно читать стихотворение. Уточнить и обогатить знания о зимних природных явлениях, совершенствовать разные виды внимания, памяти. Учить детей исследовательской деятельности.
Развивать познавательный интерес. Способствовать развитию связной речи на родном языке, умению отгадывать загадки. Воспитывать любовь к животным, желание помогать птицам, проявлять заботу. Закреплять умение наносить клей на силуэт аккуратно, правильно пользоваться кисточкой, салфеткой.
Материал: картина с изображением зимней природы, сюжетные картинки по теме «Зима»; дидактические игры «Зимующие птицы» и «Дикие животные и их жилища»; снежинки, шкатулка, силуэты в виде печенюшек из картона на верёвочках; тарелки с крупами (семена подсолнуха, тыквы, зёрна пшеницы, овса, просо); клей, подставки для кисточек, клеёнки, салфетки; аудиозапись «Вьюга, хруст снега».
Ход занятия
Организационный момент:Собрались все дети в круг, я твой друг и ты мой друг: Миша друг. Крепко за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами поговорим о волшебном времени года. О каком вы узнаете, если отгадаете загадку.
Наступили холода
Обернулась в лёд вода,
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым
Перестал медведь реветь:
Кто скажет, кто знает
Когда это бывает. (Зимой)
- Правильно, мы будем говорить о зиме.
- Как будет зима на родном языке? (Къыш)
- Шимды наслы йыл мефсими? (Къыш)
- Назовите зимние месяцы?
Какая бывает (Зима холодная, снежная, морозная, красивая, вьюжная). Ещё о зиме говорят, что она проказница, потому что пугает нас холодными ветрами, скользкими дорогами; нелегко так же птицам и зверям зимой:
Ребята, а вы боитесь зиму?
Дети:Нет, потому что тепло одеваемся и нам не страшны холода. Воспитатель: Да и зима в Крыму не очень холодная, правда? Какая зима в Крыму? (тёплая, мягкая, дождливая, иногда идёт снег, бывают морозы, заморозки). Вот и сегодня снега нет. А давайте мы поиграем с зимой, попросим чтобы она нас порадовала снегом. Вы ведь обрадуетесь, если снег пойдёт? Но только надо сначала у Зимы спросить, хочет ли она с нами поиграть? (включается фонограмма снежной вьюги). Слышите, зима согласна с нами поиграть. Она сказала, что за каждое правильное задание будет дарить нам по одной снежинке. (На доске расположено панно с изображением зимы; каждая снежинка после выполнения задания будет прикрепляться к доске).
1 задание
Итак, ребята нужно выполнить первое задание. Зима приготовила нам вопросы, на которые я думаю, вы легко найдёте правильные ответы.
1 - Откуда падает снег? (из снеговых туч)
2 - Если на улице мороз, как идёт снег? (крупинками)
3 - А если на улице нет мороза? (хлопьями)
4 - Какой снег? (белый, мягкий, холодный, пушистый, липкий, от тепла
тает)
5 - Во что превращает зима лужи, озёра, реки? (в лёд)
6 - Какой лёд? (твёрдый, прозрачный, холодный,скольский, похож на стекло, от тепла тает)
7 - Какие деревья зимой остаются зелёными? (хвойные деревья - ель, сосна, кипарис)
8 - Что растёт на сосне и ёлке? (шишки)
9 - Какое время года наступит после зимы? (после зимы наступит весна)
Молодцы, ребята, на все вопросы зимы мы правильно ответили и она нам дарит снежинку.
Упражнение на дыхание «Подуй на снежинку».
- Ребята, а знаете ли вы откуда же берутся снежинки, как они образуются?
- Солнце нагревает землю и водоёмы. Вода от нагревания испаряется, пар поднимается вверх. Под воздействием холодного воздуха замерзает и падает на землю в виде снежинок.
Дидактическая игра «Как сказать одним словом?» :
- замёрзшая вод? (лёд); (буз)
- падает снег (снегопад);
- сильная метель (вьюга); (боран)
- снег прилип к деревьям (иней). (чыкъ)
Молодцы, ребята, вот ещё одна снежинка прилетела.
2 задание:
Воспитатель: - Скажите, ребята, когда на улице много снега, вы радуетесь? Почему?
Ребё нок: Потому что мы играем снежки, катаемся на санках, лепим снеговика, катаемся на катке.
Физминутка: «Снеговик»
Давай дружок, смелей дружок.
Кати по снегу свой снежок.
Он превратиться в снежный ком,
И станет ком снеговиком.
Его улыбка так мила,
Два глаза, шапка, нос, метла.
Но солнце припечёт с легка.
Увы и нет снеговика.
Дети читает стихотворение о зиме.
- А теперь, Зима приглашает нас в сказочный лес. Сейчас мы с вами отправимся на прогулку по зимнему лесу. Сейчас в лесу зима, всё в снегу, холодно. Девайте подумаем, какими словами можно рассказать о зимнем лесе (волшебный, сказочный, загадочный, спящий под белым снежным одеялом) Кто живет в лесу (дикие животные) О том, как проводят зиму дикие животные мы узнаем, если отправимся в лес. Как мы должны с вами одеваться, чтобы не замёрзнуть? Давайте оденемся, (дети имитируют процесс одевания одежды)
- Готовы? Мы пойдём высоко поднимая ноги, потому что в лесу сугробы глубокие и высокие. Поставим ручки на пояс, как я и пойдём. (дети шагают, высоко поднимая колени изображая шаги по сугробам)
-Высоко шли ноги по снегу без дороги
-Как тропинку увидали, по тропинке побежали
-И в волшебный лес попали.
-Вот и добрались в лес к лесным зверям.
4 задание:
Воспитатель – Ой, ребята, я нашла ледяную шкатулку, интересно,
что в ней? А в ней зима хранит свои волшебные снежинки и ещё одно задание. Зима интересуется, знаете ли вы пословицы и поговорки о ней? Ну конечно знаем, давайте расскажем.
Дети:
- Зима - не лето, в шубу одета.
- Береги нос, большой мороз.
- Много снега - много хлеба.
- Зима морозная - лето жаркое.
- Декабрь зиму начинает - год кончает.
- Январь год начинает, а декабрь - кончает.
- У февраля два друга - метель да вьюга.
- Къшта къар чокъ олса, яз берекетли олур.
- Къыш кунешли йылтрар, амма къыздымаз.
Воспитатель: - Молодцы, теперь мы можем забрать из шкатулки вот эту снежинку, спасибо, Зима.
- А теперь пора понаблюдать за животными. Вспомните и расскажите о том, как они проводят зиму, чем питаются? Это наше следующее задание.
Дидактическая игра «Дикие животные и их жилища»
(Дети подбирают к норкам картинки с животными и рассказывают, как они зимуют)
1 ребё нок: Это берлога медведя, в ней медведь спит всю зиму. Питаться ему не надо, т. к. он спит до весны. Жир и тёплая шерсть спасают его от холода. Будить медведя нельзя, потому что он разозлится. Сердитого медведя называют - шатун.
2 ребё нок: Это лисья нора. Когда лиса проголодается, она выходит из своей норки и охотится на зайцев и мышей А так же хитрая лиса приближается к жилью человека и крадёт из курятников курочек. У лисы зимой тёплая и пышная шерсть.
3 ребенок: Тут живёт волк, это волчье логово. Волк зимой охотится на зайцев и птиц, не всегда ему удаётся их поймать. Поэтому он всегда голодный и сердитый,
4 ребё нок: Заяц зимой от холода прячется под большими корнями старого дерева. Ещё он любит прятаться год елью и кустиком. Зимой у него белая тёплая шубка, она помогает ему быть незамеченным на снегу, так его трудно поймать лисице и волку. А питается заяц тонкими прутиками, а так же грызёт кору деревьев.
5 ребё нок: В этой норке зимует ёжик. Ёжик спит, свернувшись в клубок всю зиму аж до весны. От холода его спасает накопленный с осени жир. Ежу не надо искать себе пропитание, зимой он ничем не питается.
6 ребё нок: А белка живёт в дупле на дереве. Зимой у неё тёплая шерсть серого цвета, которая спасает от холода. А питается белка шишками, лесными орешками, засушенными с осени грибами.
Воспитатель: - Ребята, давайте поиграем в игру «Дикие животные».
Поднимите руки в верх, шевелите пальчики.
Так шевелят пальчики, серенькие зайчики.
Крадемся тихо на носочках, как лисы ходят по лесочку.
Волк озирается кругом, и мы головки повернем.
Теперь садимся тише, тише.
Притихнем в норке словно мыши.
Ходил медведь по лесу, топтался и рычал.
Хотел он очень меда, но где достать не знал.
Воспитатель: - Молодцы, ребята, о животных рассказами, в игру поиграли, и снежинку заработали. Теперь надо возвращаться детский сад.
- Как вы думаете, мы можем ещё одну снежинку у Зимы попросить?
Она нам её непременно подарит, если мы отгадаем загадки о зимующих птицах. Давайте разгадаем загадки, вспомним названия зимующих птиц, а потом мы приготовим для них угощения.
Дидактическая игра «Зимующие птицы»
Красногрудый, чернокрылый.
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь (Къар къуш)
Птичка-невеличка
Ножки имеет
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок- получается прыжок (Воробей (Торгъай)
Непоседа пёстрая
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая.
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут ее (Сорока (Саускъан)
Кто в беретке ярко-красной,
В чёрной курточке атласной?
На меня он не глядит.
Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел (Так-так къуш)
Эта птица всем знакома
- Важно ходит возле дома
«Кар-Кар-Кар» вдруг закричит,
И спокойно улетит.
Очень хитрая персона
А зовут её … (Ворона (Къаргъа)
Эта птица - символ мира,
Чердаки её квартира
Там, где площади, фонтаны,
Ищет крошки постоянно! (Голубь (Гогерджын)
Как в лесу похолодает,
Птички в город прилетают.
Грудкой жёлтой всем знакомы,
Ищет крошки на балконах.
Частов окна к нам стучат,
И пронзительно свистят!
Всем известны эти птицы,
Называются (Синицы (Сыгырчыкъ)
Воспитатель:- Молодцы, ребята, все загадки разгадали. Ответьте ещё
на несколько вопросов: Какие это птицы? (зимующие птицы). По каким признакам мы узнаём их? (у птиц есть крылья и клювики). Нужно ли птицам
помогать зимой? (нужно обязательно им помогать, строить кормушки, сыпать в них зёрна, хлебные крошки, семена и крупы). И с этим задание вы отлично справились, а вот ещё одна снежинка прилетела.
- Ребята, предлагаю вам сделать вкусный сюрприз-угощение для зимующих птиц. Зима просит, чтобы мы ещё заботились о наших пернатых друзьях, это очень важно, потому что ещё не скоро созреют плоды и ягоды. Сейчас мы с вами будем клеить на картонные сердечки разные крупы и семена. После занятия мы пойдём на прогулку и развесим их на деревья. Приступаем к работе.
- Вы прекрасно справились с очередным заданием. Посмотрите, какие замечательные угощения получились. И за это Зима дарит нам ещё одну снежинку
- Посмотрите на наше панно - ах, сколько снежинок прилетело. Вы
рады снегу?
Спасибо Зима, мы рады были встрече с тобой, мы любовались тобой, играли и веселились, узнали много полезного и интересного! Ты подарила нам
много радости и незабываемых впечатлений! До встречи в следующем году…
Вы все, ребята, хорошо занимались и показали хорошие знания. Молодцы!