Светлана Тюнеева
Итоговый практико-значимый проект «Технология построения имиджа педагога ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение.
Быть привлекательным, обладать личным обаянием, обрести уверенность в себе, разве не к этому стремится каждый из нас? Познание самого себя с целью самосовершенствования, умение влиять на людей, быть доказательным и убедительным, владеть техниками общения – все это сущностные характеристики имиджа современного педагога.
Термин «имидж» происходит от латинского imago, что означает «картинка». В переводе с английского – образ, престиж, репутация, в переводе с французского – образ, изображение, представление. А. С. Лемех, Т. Г. Кизилова, А. Г. Пронченко рассматривают имидж как самопрезентацию, «конструирование человеком своего образа для других». В. М. Шепель считает, что имиджелогия, как наука об имидже, учит овладению технологией личного обаяния.
Публикация «Итоговый практико-значимый проект „Технология построения имиджа педагога ДОУ“» размещена в разделах
Интересна история слова. Древние римляне употребляли его для обозначения посмертных восковых масок, которые сопровождались биографическим текстом. Это слово широко использовалось в искусстве: во Франции издавался знаменитый журнал «Image», а в Англии в начале 20 века образовалось литературное течение имажинистов. Это слово открыли для себя специалисты по рекламе и политике, руководители и специалисты. Руководители,признавая понятие «имидж», несомненно, ориентируются на его психологическое значение – «неосознанный идеал». Имидж – это знаковые характеристики, где присутствуют форма и содержание. Специалисты разрабатывают имидж репутации и лидера (политика, руководителя, товара (услуг) и организации, армии и образования.
Современное значение имиджа – это впечатление, производимое человеком на окружающих. На него влияет:
- что и как говорит человек;
- что и как он делает;
- стиль мышления и поведения;
- как человек обращается с другими людьми;
- какова его внешность, как одевается;
- каковы манеры.
В настоящее время понятие «имидж» нередко связывают с понятием «akme» (от греч. – вершина, которое используется при исследовании и описании высшей точки в развитии – расцвета, зрелости, максимальной дееспособности человека как личности, профессионала. Акмеология – наука об акме. Разрабатываются общая акмеология, акмеология управленческая, акмеология личности, акмеология организационная.
В период взрослости происходит достижение высших уровней развития духовных и интеллектуальных, физических качеств человека. Именно в этот период происходит активное формирование социальной зрелости, человек вовлекается в те или иные события, решение социальных вопросов. По мнению А. А. Бодалаева, процесс этот неизбежно ведет к возникновению проблемы восприятия человека человеком – к проблеме имиджа.
Вывод.
Сегодня имидж – это действенное значение образа активного человека, основанное на осмыслении его участия в отношениях людей, прежде всего профессиональной деятельности. В связи с этим актуальным становится научное изучение имиджа в системе знаний о человеке.
Технология построения имиджа педагога ДОУ.
Необходимость создания имиджа проявляется в демонстрации наиболее привлекательных для окружающих качеств личности. Он выступает как мощное средство коммуникации, обладающее большим влиянием на людей, и отражает внутренний мир человека, мировосприятие, образ мыслей, менталитет. Имидж представляет собой стереотипный образ, эмоционально отраженный, индивидуальный, раскрывающий внутреннее содержание, сложившееся в сознании многих людей. Психолог А. Мехрабян, проведя исследования по восприятию человека человеком, привел следующие экспериментальные данные: 55% от общего впечатления, произведенного человеком, приходится на то, как он выглядит (внешний вид, чвет кожи, глаза, волос, одежда, поза, мимика, жесты, зрительный контакт, эмоциональный настрой); 38% определяется манерой говорить (тон, тембр и высота голоса, темп речи, произношение и дикция, окраска речи); 7% составляет восприятие самого общения. Исходя из приведенных данных можно понять, насколько велика роль имиджа для профессиональной деятельности.
Имидж может быть спонтанным и целенаправленно созданным под определенные нужды. К последнему типу можно отнести имидж педагога ДОУ, о котором пойдет речь далее.
Существуют разные виды имиджа :
- воспринимаемый, суть которого состоит в том, как педагога воспринимают окружающие: дети, родители, коллеги; воспринимаемый имидж не всегда совпадает с тем, который человек хотел бы показать;
- требуемый - предполагает презентацию личностных и деловых качеств, необходимых для успешного осуществления профессиональной деятельности.
Имидж представляет собой психический образ, специально сконструированный, принимающий характер стереотипа и имеющий манипулятивное воздействие на окружающих. Как психическому образу, имиджу присуще определенные характеристики. Он является идеальным объектом, возникающим в сознании окружающих, который не подлежит прямому изменению. Оценить имидж можно только в общении и взаимодействии с людьми, изучая их реакцию. Эффективность определяется его целостностью, непротиворечивостью и соответствием однозначным обобщенным представлениям. Кроме того, имидж неустойчив и постоянно нуждается в целенаправленной поддержке и подкреплении. Представляя собой сформированный стереотип в сознании людей, он содержит ограниченное число элементов, так как сложность конструкции будет вызывать неоднозначность его восприятия окружающими. Также нужно иметь в виду при формировании соответствующего имиджа то, что он должен быть реалистичным, без явного приукрашивания или демонстрации несуществующих достоинств. Эффективность определяется его прагматичностью, то есть ориентацией на ограниченный круг задач, соответствующих целям организации или особенностям профессии, а также вариабельностью и динамичностью, позволяющими вносить в созданный имидж при необходимости постоянные изменения. Если имидж правильно сконструирован, то должен вызывать сильный эмоциональный отклик.
Основные характеристики профессионального имиджа педагога : профессиональная компетентность, педагогическая эрудиция, рефлексия, импровизация, общение. Чаще всего в различных психологических концепциях выделяют четыре параметра человека как личности :
- темперамент;
- установку на род деятельности;
- систему внутренних ценностей;
- неформальную роль в группе.
При оценке и восприятии имиджа других людей фигурируют те же параметры. Имидж человека выполняет определенные технологические функции, к которым можно отнести:
- высвечивание лучших личностно-профессиональных качеств;
- социальная и профессиональная адаптация;
- затемнение негативных характеристик личности;
- преодоление возрастных рубежей;
- привлечение внимания значимого окружения.
Кроме того, можно выделить такие ценностные функции как личностно-возвышающую и комфортизацию построения отношений с людьми. Также имидж выполняет психотерапевтическую функцию, повышая человеку его самооценку, самоуважение и позволяя смотреть на свои взаимоотношения с окружающими с другой точки зрения.
Имидж педагога можно разделить на несколько составляющих.
Во-первых, это сам образ, т. е. некая целостная картина, возникающая в сознании людей, когда они видят и воспринимают человека, а также то, что впоследствии остается в их памяти, когда человек уходит.
Во-вторых, это внешние аспекты, к которым можно отнести манеру поведения, походку, жесты, мимику, одежду, прическу и т. д.
В-третьих, составляющей выступает внутренний аспект, включающий в себя интересы, эрудицию, творческие замыслы, хобби.
В-четвертых, существует процессуальный аспект, предполагающий темперамент, темп, пластичность, эмоции, волевые качества.
В-пятых, ценностный компонент, который определяется жизненной позицией человека, приоритетами, установками, а также его легендой.
И наконец, шестая составляющая включает в себя профессиональную репутацию педагога, к которой можно отнести наработанный практический и теоретический опыт, авторские методики, отзывы детей, родителей и коллег о профессиональной компетентности, профессиональные награды и премии, фото - и видеосвидетельства его деятельности, авторские сайты, публикации и т. д.
Восприятие образа педагога ДОУ происходит на следующих уровнях:
- детей;
- родителей;
- коллег;
- вышестоящих, проверяющих и других органов образования.
Для формирования позитивного образа необходимо учитывать все вышеперечисленные уровни.
Образ педагога ДОУ достаточно сложен в построении. В нем необходимо гармонично сочетать множество составляющих:
- проявление любви к детям (поддержка, забота, доброжелательность, терпение);
- соответствие личной концепции и уникальному педагогическому и творческому опыту;
- этическим, профессиональным и эстетическим нормам образовательного учреждения;
- харизматичность образа (владение технологиями позитивного влияния и личного обаяния). Харизматичный педагог заставляет людей следовать за собой не за чувство долга, а потому что они доверяют ему. Харизма представляет особое свойство, благодаря которому человек воспринимается окружающими как одаренный особыми качествами и способный оказать эффективное влияние на других;
- отражение личных ценностей и убеждений, которыми педагог готов поделиться со своими воспитанниками и коллегами;
- демонстрация здорового образа жизни;
- презентация уникальности личных, профессиональных качеств и творческих способностей, отличающих педагога от его коллег;
- проявление психоэмоциональной устойчивости и безупречности поведения как примера для подражания;
- коммуникабельность, выражающаяся в доброжелательной манере общения, эмпатичности и умении разрешать конфликтные ситуации, владении языком и стилем общения с детьми;
- соответствие возрасту и статусу;
- эстетический компонент, предполагающий правильно подобранную цветовую гамму в одежде и интерьере, определение стиля, исходя из фактурности фигуры, овала и черт лица;
- отражение миссии, выполняемой педагогом;
- сформированный авторитет и доверие среди детей, коллег и родителей;
- демонстрация профессиональной репутации.
Для обеспечения этих составляющих нужно обратить внимание на следующие аспекты:
- предоставление возможностей самосовершенствования и саморазвития;
- создание условий для развития внутренней мотивации к деятельности;
- наличие четко простроенных жизненных целей, соотносимых с его профессиональной деятельностью.
ВЫВОД:
Таким образом, можно выделить основные принципы формирования имиджа педагога :
- умение нравиться на всех уровнях взаимодействия в ДОУ, которое достигается путем выявления положительных качеств и придания им соответствующей эстетической формы;
- самовоспитание и самосовершенствование, обеспечивающие высокий уровень профессиональной компетентности;
- гармонизация образа, учитывая вышеперечисленные составляющие;
- владение навыками самопрезинтации;
- саморегуляция, обеспечивающая психофизическое равновесие.
Этапы формирования имиджа педагога
В связи с вышесказанным, технология формирования имиджа педагога разделяется на несколько этапов.
1. Определение стартовых целей – выполняемые профессиональные задачи, готовность к изменениям, слабые и сильные стороны в профессиональном и личностном плане. Для этого существуют анкеты, опросники, профессиональные консультанты, помогающие педагогу определиться в собственных приоритетах. На данном этапе необходимо представить и ощутить предполагаемый результат, которого человек хочет достичь посредством параметров: окружающая среда предполагаемого имиджа, поведение, способности, ценности и убеждения, идентификация с профессией, выполняемая миссия и профессиональный опыт.
Опыт педагога составляют только те жизненные и профессиональные приоритеты, которые осмыслены, проработаны и стали частью его внутреннего мира и педагогической практики. Психологическая оценка педагога строится исходя из его структуры, включающей следующие компоненты:
- анализ собственных достижений, ошибок и неудач;
- знание «сильных» и «слабых» сторон характера и интеллекта;
- наличие развитых способов саморегуляции (самоконтроля, сдерживания, активизации и т. п.);
- умение правильно анализировать свои достижения и ошибки, выделяя объективные условия ситуации, действия других людей и собственные действия;
- способность позитивно изменять самого себя, развиваться и совершенствоваться;
- ставить профессиональные цели и достигать их.
2. Создание внешности. Определение цветовой гаммы имиджа зависит от физиологического типа человека и видов выполняемых профессиональных задач. Для специалиста, работающего в ДОУ например, желательна спокойная цветовая гамма, создающая позитивные эмоции и в то же время не вызывающая излишнего возбуждения и активности детей. Кроме того, одежда, прическа, жесты, походка, мимика должны соответствовать той социальной роли, которую выполняет педагог, будь он представителем администрации, старшим воспитателем или молодым специалистом.
3. Отражение психологического портрета во внешнем облике. Чтобы успешно преодолеть данный этап, необходимо проанализировать особенности характера, темперамента, индивидуально-личностные характеристики, эмоционально-волевые качества, когнитивные (интеллектуальные) способности. Внутренний облик человека должен гармонично сочетаться с внешними проявлениями – в одежде, манере поведения и т. д.
4. Овладение эффективной поведенческой техникой и основами самопрезентации. На этом этапе происходит совершенствование в искусстве публичных выступлений, беседах с детьми, родителями, коллегами, а также специалистами других образовательных организаций; овладение культурой поведения и умением оставлять о себе приятное впечатление; повышение уровня компетентности в разрешении конфликтных ситуаций в педагогической практике. Овладение азами самопрезентации предполагает также умение пользоваться механизмами создания позитивного впечатления. К ним можно отнести:
- мнение других лиц (если среди окружающих существует положительное мнение о человеке, то даже незнакомые люди инстинктивно думают о нем так же);
- гало-эффект (если человек изначально производит общее позитивное впечатление, то мелкие негативные детали остаются незамеченными);
- эффект ореола (тенденция воспринимающего преувеличивать однородность личности партнера, например, переносить благоприятное впечатление об одном качестве человека на другие);
- эффект снисходительности ожесточения (существуют разные типы людей, различающиеся по реакции на первое впечатление: одни относятся к недостаткам малознакомых снисходительно, а другие, наоборот, слишком предвзято; если же человек сам снисходительно относится к окружающим, то и они скорее всего ответят ему тем же);
- стереотипы восприятия (видя перед собой стереотип, люди ждут соответствующих закономерностей проявления, например, видя перед собой представителя ДОУ, у родителей формируются определенные ожидания от дальнейшего общения);
- психическое состояние (человек в хорошем настроении притягивает к себе других и вызывает у них симпатию);
- доминирующая потребность (если созданный имидж предполагает, что вы можете наилучшим образом удовлетворить потребности нужных вам людей, то они сами захотят иметь с вами дело);
- упрощение (человек хочет быстро и четко воспринимать мир, однако при первом впечатлении схватываются лишь самые главные и важные для данного индивида черты и качества. Чем меньше деталей и больше общего будет во внешности человека при первом разговоре, тем ярче он будет выглядеть в глазах собеседника);
- защитные механизмы (человек быстро чувствует настроение собеседника и воспринимает его как свое. Перед общением необходимо знать, что является эталоном нормальных качеств собеседника, и стать таким эталоном в его глазах. Тогда проекция отступит на задний план, а человек будет чувствовать симпатию, непреодолимое влечение, желание продолжить общение);
- влияние самооценки (полнота и характер оценки другого человека зависят от таких качеств оценивающего, как степень его уверенности в себе, присущее ему отношение к другим людям. Если один из участников общения уверен, что его суждения о другом точно соответствуют действительности, то он не заинтересован в получении обратной связи. В этом случае воздействие первого впечатления могут оказаться решающим);
- эффект релаксации (успех будет иметь тот, кто умеет вовремя пошутить, вставить остроумное замечание, так как юмор создает естественную паузу, сближает и настраивает слушателей на благожелательный лад);
- суггестия (попытка убедить других в принятии конкретных представлений без предоставления самоочевидных или логических оснований, независимо от того, существуют они или нет) наиболее эффективна при работе с детьми от четырех лет, наиболее чувствительных к ней. Работает только тогда, когда человек создает впечатление, что он действует в соответствии с представлениями воздействуемого.
5. Изучение законов ортобиоза, или здорового образа жизни, которое включает в себя знание основ системы рационального питания, систематические занятия спортом, освоение различных подходов, снимающих напряжение и расслабление (релаксация, медитация, дыхательная гимнастика, музыкотерапия и так далее). Педагогическая деятельность всегда связана с большим количеством стрессовых ситуаций и грузом ответственности, что при неправильном образе жизни может привести к профессиональной деформации личности педагога.
6. Совершенствование профессиональной компетенции заключается в посещении курсов конференций, самообразований, профессиональном общении со специалистами других образовательных учреждений, обмене опытом с педагогами, родителями и популяризации собственных педагогических достижений в публикациях, выступлениях и так далее.
7. Овладение психологией успеха и позитивного восприятия окружающей действительности. Для педагога-профессионала очень важен эффективный взаимовыгодный контакт с окружающим социумом. В данной связи определяющими становятся: высокая самооценка и уверенность в себе, вера в доброжелательность окружающих, социальная и личная ответственность (понимание, что причина всего положительного и отрицательного в его жизни – он сам, желание меняться и умение рисковать, гармонично сочетающиеся со здоровым чувством самосохранения.
ВЫВОД:
Для педагога ДОУ построение правильного и гармоничного образа более важная задача, чем для специалистов других профессий, связанных с людьми. Дети более непосредственно и требовательно воспринимают образ своего педагога, который им интересен, в первую очередь как личность. Как бы педагог не владел своей профессией, он просто обязан постоянно заниматься развитием своих личностных качеств, создавая и совершенствуя собственный имидж, поддерживая таким образом, свой авторитет в глазах