Лучший педагог года

Из личного опыта: «Форма работы с семьей в период адаптации детей 3-го года жизни»

Елена Малафеева
Из личного опыта: «Форма работы с семьей в период адаптации детей 3-го года жизни»

Из личного опыта :

«Форма работы с семьей в период адаптации детей 3-го года жизни»

Каждый человек хранит в себе память о детстве, отрочестве, юности.

«Я» для другого — тот или иной, юный или взрослый.

«Я» для себя самого — единство прожитого и пережитого, сумма всех возрастов и состояний. В памяти и воображении я могу перенестись в любое из них. И хорошо, если память обширна и воображение отзывчиво, а прожитое и пережитое насыщено добротой и мудростью жизни. И это состоится само собой, если в детстве рядом с ребёнком Ум и Сердце взрослого.

Публикация «Из личного опыта: „Форма работы с семьей в период адаптации детей 3-го года жизни“» размещена в разделах

Детский сад - первое общественное воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От качества этой работы дошкольного учреждения в значительной мере зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.

Я хочу поделиться опытом работы с родителями в нашем детском саду. Детский сад, в котором я работаю, - это моя семья. В эту семью входят мои воспитанники, их родители и, конечно же, мои коллеги, сослуживцы. Наш детский сад - добрый, тёплый дом, а не место усиленного воспитания. Дети и взрослые едины. Условия жизни детей в нашем детском саду максимально приближены к домашним. Соблюдаются семейные и национальные традиции (совместные праздники, дни рождения, день сказки и т. д.).

Для того чтобы взаимодействие осуществлялось в интересах личности ребенка, семья для нас не должна выступать как объект воздействия. Я объясняю родителям, что семья для дошкольника — жизненно необходимая среда, во многом определяющая путь развития личности. Для себя мы определили следующие цель и задачи:

Цель: Обеспечить заинтересованность родителей в создании комфортных условий в период адаптации ребенка к детскому саду.

Задачи:

1. Обеспечить психоэмоциональное благополучие ребенка.

2. Повышать эмоциональную чувственность взрослых к значимым переживаниям ребенка.

3. Реализовывать принципы взаимодействия педагогов с родителями.

4. Установить доверительные и партнерские отношения с родителями.

5. Создать условия для благоприятного климата взаимодействия с родителями.

6. Вовлечь семьи в жизнедеятельность группы.

7. Создать развивающую среду в соответствии с личностно-ориентированной моделью взаимодействия взрослых и детей.

Содержание и формы организации работы с родителями

Работа детского сада с родителями по своему содержанию и формам организации очень разнообразны. Это, конечно же, индивидуальная работа с родителями :

работа с родителями, впервые определяющими детей в детский сад,

посещение детей на дому и знакомство с условиями их семейной жизни и воспитания,

индивидуальные беседы с родителями и консультации. Работа с коллективом родителей:

групповые и общие родительские собрания,

родительские уголки,

родительский лекторий,

открытые родительские дни и занятия,

совместные праздники,

работа с родительским комитетом,

родительские конференции,

день открытых дверей, ^ фотовыставки,

творческие совместные выставки,

информационная корзина,

день открытых дверей,

«Неделя здоровья»,

«Деловая гостиная»,

Летопись (альбом) «Наши дети»

Основные направления деятельности педагогов

Я тесно взаимодействую со всеми структурными подразделениями детского сада: медсестра, педагоги дополнительного образования, психолог, музыкальный руководитель, руководитель физкультуры.

Основными направлениями деятельности педагогов детского сада являются:

1. Изучение потребностей родителей в образовательных услугах (для определения содержания и форм работы,

2. Просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.

Характеристика семейных отношений в современной семье.

Изучая современную литературу, периодическую печать, специальную литературу, статьи дошкольных изданий, я сделала вывод, обобщающий характеристики семейных отношений в современной семье :

1. Современные родители — это родители, воспитанные поколением, когда отечественная педагогика делала ставку на познавательное, а не на эмоциональное развитие, не на развитие внутреннего мира чувств, переживаний.

2. Особенность современной семьи связана с поиском заработка, перегрузкой на работе, сокращением свободного времени у родителей — все это приводит к ухудшению их физического и психического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости и стрессам.

3. Свои эмоции родители привычно выплескивают на детей, при этом в вину ребенку ставят как внешние проблемы, так и домашние неурядицы. Ребенок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций и реакций родителей, что сказывается на его психическом здоровье.

Хочу вам предложить основные принципы, которых я стараюсь придерживаться в работе с родителями :

1. Умение создать доброжелательную атмосферу, располагающую к диалогу.

2. Внимание к проблемам родителей, к их субъективным переживаниям.

3. Гибкость, подвижность образовательной стратегии.

4. Способность к оказанию психологической поддержки.

5. Ориентация на стимулирование самообразования родителей.

6. Способность видеть малейшие достижения и вселять уверенность в успехе.

7. Положительный настрой на беседу с родителями по любой проблеме (даже самой острой).

8. Проявление педагогического такта и морально-этических норм при работе с родителями.

9. Искреннее желание помочь родителям в сложной педагогической ситуации.

10. Недопустимость сравнения провинившегося ребенка с другими. При рассмотрении конфликтных ситуаций разбор самих ситуаций, а не личностных качеств ребенка и его родителей.

Для выстраивания дальнейшей работы я провожу анкетирование с целью выяснения образовательных потребностей родителей. Получив реальную картину о каждой семье воспитанников, я вырабатываю тактику своего общения с каждым родителем и планирую свою работу с ними.

Поэтому на этот учебный год я определила для себя задачу: «Система работы с семьёй по социально - бытовой адаптации детей первой младшей группы в детском саду».

С заведующей, старшим воспитателем и медицинской сестрой мы составили план по работе с родителями на текущий год. В плане отразили всю тематику групповых собраний, праздников, открытых занятий для родителей и т. д.

Моя группа обычно комплектуется постепенно, поэтому у меня есть возможность предварительно посетить семьи моих будущих воспитанников. Обычно я это делаю так: отправляясь в первый раз в семью будущего воспитанника, я уже познакомилась с родителями (или с одним из них) в период первого посещения семьи детского сада.

Если я решила посетить данную семью, согласовываю с родителями, когда удобнее мне встретиться с ребёнком в домашних условиях. Важно, чтобы родители поняли, что я приду в семью именно с этой целью. В домашней обстановке мне легче найти контакт с ребёнком. Обычно дети охотно отвечают на мои вопросы:

- С кем ты живёшь?

- Как зовут твоих кукол?

- Хотят ли они в детский сад?

- Что они будут делать, когда ты пойдёшь в детский сад?

- Кто тебя будет приводить в детский сад?

- Какую игрушку возьмёшь с собой?

- Что ты оденешь, когда пойдёшь первый раз в детский сад?

Прошу у ребёнка одну из игрушек, чтобы поместить её заранее в группу. Приход ребёнка в детский сад будет ожидаем.

Родителям при посещении детского сада предлагаю принести семейную фотографию в группу, объясняю, дети быстрее будут знать, - чья это мама. Всё это облегчит ребёнку период адаптации.

Из личных бесед с родителями я выясняю, какие привычки сложились дома в процедурах еды, отхода ко сну, пользования туалетом и т. п. Какие требования предъявляют к ребёнку при этом родители. Это помогает мне вести успешнее работу на начальном этапе адаптационного периода.

Знакомство с родителями группы продолжаю социологическим обследованием. В анкету включила такие вопросы как: состав семьи, её культурный уровень, интересы родителей и другие. Выяснение этих вопросов было необходимо для проведения дальнейшей работой с родителями, а также было необходимо знать в каких условиях живут семьи, с какими группами родителей мне предстоит работать в дальнейшем, как помочь ребёнку в первые дни его пребывания в детском саду, как лучше наладить контакт с родителями.

Чтобы узнать лучше детей, которые поступили к нам в детский сад, мы проводим анкетирование «Что вам нужно узнать обо мне».

Эта анкета необходима была мне для того, чтобы уже с первых дней пребывания в детском саду исключить сильные стрессовые переживания, продумать индивидуальный дифференцированный подход к каждому ребёнку и родителю.

Период адаптации протекает у каждого ребенка по-своему. Адаптационные листы, рекомендованные Алямовской В. Г., во многом облегчают мне работу в этот нелегкий период.

Приём детей я провожу вместе с родителями с целью смягчения периода адаптации. Мама остается с ребёнком в первые дни пребывания в детском саду столько, сколько необходимо ребёнку, в основном это было 4-5 дней. Считаю, что такой приём помогает мне ближе познакомиться с ребёнком, его мамой, больше узнать о семье ребёнка. Вместе с мамой мы оказываем ребёнку психологическую помощь при вхождении в новую социологическую ситуацию.

Такое уважительное отношение к ребёнку и его родителям располагает родителей и у них рождается симпатия к педагогам детского сада, а это в свою очередь передается и ребёнку, что и облегчает его адаптацию к новым условиям.

В первых числах октября мы проводим совместный праздник «Здравствуй, новичок». Радуются и веселятся все и взрослые, и дети, а потом - чаепитие. Перед праздником проводится родительское собрание. Я рассказываю о том, по какой программе будем работать с детьми, какая помощь в воспитании и обучении потребуется от родителей, как много нового и интересного узнают их дети в нашем детском учреждении. Знакомлю родителей с членами педагогического коллектива. Рассказываю, что в нашем детском саду всегда готовы встретиться с вами и детьми специалисты (дефектолог, логопед, медперсонал).

В заключении, хочу сказать благодаря такому подходу к работе, наши дети многому научатся в течение учебного года, благодаря совместным усилиям родителей и педагогического коллектива группы. Но самое главное, что дети с удовольствием посещают детский сад; родители идут к нам со своими печалями и радостям, мы становимся дружной семьёй — дети, родители и работники детского сада. Хочется ещё раз подтвердить народную мудрость:

«В семье лад - не нужен и клад».

Публикации по теме:

Организация работы с родителями детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению Поступление ребенка в детский сад - новый период не только в жизни ребенка, но и семьи в целом. Для малыша – это, прежде всего, первый.

Организация работы воспитателя в период адаптации детей к ДОУ «Организация работы воспитателя в период адаптации детей к ДОУ» Начав работу, поставила перед собой следующие задачи: - знакомство с режимом.

Интересная форма работы с семьей. Семейный конкурс «Родительский дом, начало начал» Цель: Создать семьям воспитанников условия для проявления их творческих способностей, нравственно-патриотического воспитания. Задачи: •Привлекать.

«Родительские собрания как инновационная форма работы с семьей в условиях современных требований» (из опыта работы) Родители - самые главные воспитатели в жизни своего ребёнка. А дошкольные учреждения, школы, ВУЗы направляют, поддерживают детей в их дальнейшей.

Модель организации адаптации детей раннего возраста средствами фольклора (из личного опыта) Поступление ребенка в детский сад – сложный и ответственный период в жизни ребёнка и взрослых. В этот период происходит адаптация малыша.

Обобщение опыта работы «Разнообразные формы работы с семьей для создания единого пространства» Условия возникновения опыта Контингент моих воспитанников разнообразен и представлен разными социальными слоями. Итоги наблюдений, анализ.

Организация работы по обеспечению благоприятных условий для адаптации детей к детскому саду (Из опыта работы) В настоящее время невостребованные в 90-х годах ясли переживают настоящий «бэби бум». Родители вынуждены записывать своих детей в очередь.

Особенности логопедических занятий в период адаптации ребёнка к условиям детского дома (из опыта работы) Ноябрь 2014 г. Работа логопеда на первом этапе с вновь прибывшим ребенком начинается с наблюдения за поведенческими реакциями ребенка, его.

Занятия с элементами тренинга с родителями и детьми в период адаптации к условия детского сада (из опыта работы) ЗАНЯТИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА С РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Адаптация - это приспособление.

Значение правового воспитания в жизни ребенка из личного опыта Ребенок приходит в мир беспомощным и беззаботным. Его жизнь целиком и полностью находится в руках взрослых. Антуан де Сент – Экзюпери писал:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Из личного опыта: «Форма работы с семьей в период адаптации детей 3-го года жизни»
Опубликовано: 13 июля 2015 в 12:43
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД