Папки-передвижки

Из опыта работы «Формирование словарного запаса у детей с речевыми нарушениями посредством физической культуры»

Ирина Калашникова
Из опыта работы «Формирование словарного запаса у детей с речевыми нарушениями посредством физической культуры»

Проблема формирования словарного запаса у детей с речевыми нарушениями, в частности с ОНР, остается актуальной. Поэтому комплексный подход в реализации коррекционно-педагогического процесса предусматривает логопедическое воздействие не только на логопедических занятиях, но и в ходе всей образовательной деятельности, в том числе в режимных моментах, самостоятельных играх, на занятиях по физической культуре.

Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением.

Публикация «Из опыта работы „Формирование словарного запаса у детей с речевыми нарушениями посредством физической культуры“» размещена в разделах

Под действием физических упражнений, двигательной активности в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые повышают их умственную и физическую работоспособность.

Работа по развитию обогащения словарного запаса детей включается в любую форму физкультурно-оздоровительных мероприятий с учетом особенностей возраста, здоровья, физического развития дошкольников.

Задачи обогащения словаря решаются на протяжении всего занятия по физической культуре. Структура непосредственной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Физическое развитие» такова, что, при наличии обязательных составных частей физкультурного занятия, в одну сюжетную линию органично вплетаются различные игровые задания и упражнения, в том числе, координации речи с движением, подвижные игры, стихи, загадки. Рифмованные фразы, произносимые во время выполнения детьми упражнений в вводной части НОД, повышают интерес и помогают правильно выполнять упражнения, например: «Мы на пальчиках идём, прямо голову несём» (ходьба на носочках) или «Выше мамы, выше папы, достаём до потолка». «Мы шагаем, мы шагаем, выше ноги поднимаем» (ходьба с высоко поднятыми коленями). «Побежали, побежали никого не обогнали» (лёгкий бег). В старшем возрасте задачи обогащения словаря специальной спортивной терминологией в водной части решаются с использованием заданий на развитие ориентировки в пространстве, закрепление понятий «колонна», «шеренга», различные перестроения.

Основная часть занятия включает ОРУ и упражнения в основных видах движения, различные виды массажа, дыхательную гимнастику, стретч гимнастику, элементы фитбол-гимнастики, ритмической гимнастики и другие фитнес технологии.

При выполнении ОРУ в той или иной степени требуется работа пальцев рук. Это активизирует деятельность анализаторных систем, влияет на развитие речи и интеллектуальное развитие в целом, создаёт интерес у детей к занятиям. Совершенствование координации движений пальцев важно для учебной деятельности. Использование различных предметов в ОРУ, создаёт ощущение сопротивления. При этом физические усилия становятся отчётливее, лучше осознаются. Некоторые предметы помогают дифференцировать мышечные ощущения (резиновые и набивные мячи). Поэтому развитие двигательных качеств и способностей в упражнениях с предметами происходит значительно эффективнее.

Основную часть НОД составляют основные движения. Эти движения имеют большое значение для человека, они укрепляют все группы мышц, связки, суставы, способствуют развитию физических качеств. Эффективность НОД и освоение основных движений возрастает, если в комплексе использовать различные методы обучения и воспитания (наглядные, словесные, практические). Замедленность процессов освоения новых движений, нарушение моторики, особенно ациклических движений (лазанье, прыжки в длину, метание) являются особенностью физического развития детей с нарушением речи, поэтому обучение должно быть основано на индивидуальном подходе, который предполагает развитие отдельных показателей общей и мелкой моторики для каждого ребенка.

В содержание основной части НОД входит подвижная игра. В развитии общей моторики подвижные игры играют особую роль. Подвижные игры нормализуют моторную функцию ребёнка, помогая решить ряд других коррекционно-воспитательных задач: повышают активность, развивают подражательность, формируют игровые навыки. Играя, дети не устают выполнять упражнения, доводя его до автоматизма, тем самым развивая мелкую моторику рук. «Спортсмены – баскетболисты» (отбивание мяча с продвижением вперёд и забрасыванием в баскетбольную корзину). «Жонглёры» (перебрасывание мяча друг другу с отскоком от пола). «Кто больше подбросит» (подбрасывание мяча с дополнительным заданием).

Мелкая моторика тесно связана с функцией речи. Исследования Т. П. Хризман, М. И. Звонарёвой показали, что когда ребёнок производит ритмичные движения пальцами, у него усиливается согласованность деятельности лобных и височных отделов мозга. При разгибе и сгибе пальцев правой руки в левом полушарии мозга ребёнка возникают согласованные электрические колебания именно в лобных и височных зонах, то есть двигательно – речевом отделе мозга.

Развивать общую и мелкую моторику следует параллельно, поэтому в содержание заключительной части физкультурного занятия включают различные виды пальчиковой гимнастики. В конце каждого занятия необходима релаксация, т. к. она позволяет снять мышечное и эмоциональное напряжение, что является главным условием для естественной речи. (музыкальная пальчиковая гимнастика «Помогатор»).

В системе физкультурно-оздоровительной работы существуют такие формы двигательной деятельности, как утренняя и ритмическая гимнастики, аэробика. Основу утренней гимнастики составляют ОРУ. В процессе выполнения комплексов утренней гимнастики продолжается работа по развитию общей и мелкой моторики. ОРУ можно заменить комплексам аэробики, ритмической гимнастики. Ритмическая гимнастика и аэробика, относятся к физическим упражнениям для коррекции речи. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается речь. Комплексы ритмической гимнастики и аэробики, состоят из системы упражнений с высокой двигательной активностью, цель которых многократное повторение элементов. Важно отметить, что чем раньше ребёнок воспримет гамму разнообразных впечатлений, особенно в таком виде деятельности, как движение плюс музыка плюс слово, тем более гармоничным, естественным и успешным будет дальнейшее развитие ребёнка. Ритмическая гимнастика и аэробика оказывают положительное влияние на развитие общей и мелкой моторики, помогают детям овладеть красотой и гармонией движений, решить оздоровительные задачи, улучшить состояние речи.

(Мастер класс по аэробике «основные шаги»)

Многие дети нуждаются в особых программах физического воспитания, в которых должен весь комплекс соматических, интеллектуальных и физических проблем. Именно этим требованиям отвечает методика работы с коррекционными мячами, или фитболами, высокая эффективность которой было оценена на протяжении многих лет работы с дошкольниками в детских садах. Гимнастика с использованием фитболов относится к одному из видов фитнес-гимнастики. Мяч имеет определенные свойства, используемые для оздоровительных, коррекционных и дидактических целей. Это и размер, и цвет, и запах и его особая упругость. Шар посылает оптимальную информацию всем анализаторам.

Детям с речевыми расстройствами необходимо выполнять как традиционные дыхательные упражнения на тренировку верхнегрудного, нижегрудного и диафрагменного дыхания, так и звукоречевую гимнастику. Особенно эффективно сочетать дыхательную и звукоречевую гимнастику с упражнениями на мячах, используя их вибрационные свойства расслабления, а также используя музыку и пение совместно с движением.

Упражнения фитбол-гимнастики просты на структуре движений. Освоению каждого упражнения способствуют музыка и стихотворные строчки, которые приучают ребенка выполнять задания в определенном ритме, координируя движения и речь. Этот прием особенно важен для детей с речевыми расстройствами.

Очень интересна такая форма работы, как фитбол-сказки. Например, в старшей группе они могут быть использованы в качестве «бодрящей гимнастики» после дневного сна, а также для коррекционной работы по

развитию связной речи.

«В каждом маленьком ребенке и в мальчишке, и в девчонке. Есть по 10 грамм взрывчатки, или даже пол кило», т. е. энергии хоть отбавляй, таким образом они выражают себя. Один из способов - это крик. Наши дети очень часто любят покричать, крик для детей это неотъемлимая часть их жизни. А еще можно кричать и с пользой для детей, развивать память, произносить трудные слова. Для этого есть кричалки, которые в стихотворной форме развивают ребенка. Стихи-кричалки очень полезны детям, они помогают тренировать произношение трудных звуков и их сочетания. Кричалки, организуют на время детский коллектив, поднимают настроение детям и взрослым. Кричалка в какой-то степени выражает свободу личности ребенка или подростка, таким образом дети выражают свое настроение.

Кричалка «На берегу большой реки»

На берегу - На берегу

Большой реки - Большой реки

Оса ужалила - Оса ужалила

Медведя прямо в нос - Медведя прямо в нос

Ой-ой-ой-ой - Ой-ой-ой-ой

Вскричал медведь - Вскричал медведь

Сел на пенек - Сел на пенек

И начал петь - И начал петь

«Сидели два медведя»

Сидели два медведя -Сидели два медведя

На тоненьком суку -На тоненьком суку

Один сидел как следует -Один сидел как следует

Другой кричал "ку-ку" -Другой кричал "ку-ку"

Раз ку-ку -Раз ку-ку

Два ку-ку -Два ку-ку

Оба шлёпнулись в муку -Оба шлёпнулись в муку

Рот в муке -Рот в муке

Нос в муке -Нос в муке

Оба в кислом молоке -

Оба в кислом молоке.

Таким образом, коррекционная работа логопеда и инструктора по физическому воспитанию на занятиях по физической культуре, помогают друг другу в решении общих задач: преодолении речевой недостаточности у детей с ОНР и подготовке данной категории дошкольников к обучению в школе.

Игротека для родителей

(Игры между делом на кухне)

1. Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:

У сосны, у пихты, елки.

Очень колкие иголки.

Но еще сильней, чем ельник,

Вас уколет можжевельник.

2. Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. «Ходить» можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно, говоря:

В зоопарке мы бродили,

К каждой клетке подходили.

И смотрели всех подряд:

Медвежат, волчат, бобрят.

3. Берем пельменницу. Ее поверхность, как вы помните, похожа на соты. Малыш двумя пальцами (указательным и средним) изображает пчелу, летающую над сотами:

Пальцы, как пчелы, летают по сотам.

И, в каждую входят с проверкою: что там?

Хватит ли меда всем нам до весны,

Чтобы не снились голодные сны?

4. Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи.

5. Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые.

6. Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод, потом берет следующую горошину, потом еще и еще - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

7. Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - лыжи. Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на лыжах, делая по шагу на каждый ударный слог:

Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зим.

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

8. Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками) : двумя указательными, двумя средними и т. д.

Строим «сруб» из спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.

9. Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: Кыш!

10. Берем веревку (толщиной с мизинец ребенка) и завязываем на ней 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т. д.

11. Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:

Прищеплю, прищепки ловко

Я на мамину веревку.

12. Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он весь уместился в кулачке.

13. Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:

Я, катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех.

14. Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.

15. Игры - шнуровки Марии Монтессори: развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева"; формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант); способствуют развитию речи; развивают творческие способности.

Работа с пульверизатором

Оборудование: Пульверизатор, ватка.

Содержание: Легко нажимать тремя пальцами на грушу пульверизатора, направлять при этом получаемую струю воздуха на ватку так, чтобы она плавно двигалась по столу. Можно организовать игру в футбол. Для этого поставьте ворота с обеих сторон, возьмите ватку и два пульверизатора и загоняйте ватку в ворота соперника.

Работа с карандашом.

1. Плавно вращать карандаш большим и указательным пальцами левой и правой руки.

2. Перебор карандаша всеми пальцами левой и правой руки.

3. Вращение карандаша ладонями обеих рук.

4. Зажимание карандаша между двумя пальцами обеих рук (указательным и средним, средним и безымянным и т. д.).

Работа с резинкой

Содержание: Между указательным и средним пальцами натянуть тонкую канцелярскую резинку. Перебирать эту резинку (как струны гитары) указательным и средним пальцами другой руки. Снимать резинку попеременно пальцами правой и левой руки (указательным, средним и т. д.).

Работа с клавишами

Оборудование: настольный звонок (или предмет его заменяющий - музыкальная игрушка, клавиатура).

Содержание: Перед ребенком ставится настольный звонок. Взрослый показывает ребенку, что кнопку звонка можно нажать любым пальцем. Взрослый просит ребенка нажать на звонок поочередно всеми пальцами руки. Работа может проводиться с различными клавишными игрушками. Можно нажимать кнопки всеми пальцами по очереди, можно перебирать клавиши.

Публикации по теме:

«День победы» Итоговое занятие для детей 6–7 лет с речевыми нарушениями «ДЕНЬ ПОБЕДЫ» Итоговое занятие для детей 6 – 7 лет с речевыми нарушениями Карягина Г. Н., Учитель-логопед МАДОУ № 79, г. Кемерово Задачи:.

«Когда я вырасту, я стану…» Игра для расширения словарного запаса и кругозора ребенка«Когда я вырасту, я стану…» Игра для расширения словарного запаса и кругозора ребенка Цели: Познакомить, развивать речь, любознательность, воспитывать уважение к труду взрослых, познакомить с профессиями людей,расширять кругозор.

Особенности социально-психологической адаптации детей с речевыми нарушениями авторы Заренкова Т. С., Аверьянова Н. В. Особенности социально-психологической адаптации детей с речевыми нарушениями. Социально-психологическая.

Формирование зрительного гнозиса у детей 3–5 лет с речевыми нарушениями в ходе коррекционно-развивающей работы Одной из важнейших функций, обеспечивающих познавательную деятельность ребенка, является восприятие. Восприятие определяется как целостное.

Игры и упражнения для родителей детей старшего дошкольного возраста по обогащению и активизации словарного запаса По мнению многих специалистов, речевое развитие является ведущим в общем социальном развитии человека. Развитие речи и словаря детей, овладение.

Сюжетно-ролевая игра детей с различными речевыми нарушениями Для детей дошкольников, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняют свое значение и необходима для всестороннего.

Обмен опытом работы на тему «Обогащение словарного запаса антонимами и синонимами у детей с ОНР» Доклад из личного опыта учителя-логопеда на тему: «Обогащение словарного запаса детей с ОНР антонимами и синонимами». Большое значение для.

Обогащение словарного запаса детей старшего дошкольного возраста синонимами и многозначными словами Отчего зависит успешность обучения в школе? Как показывает практика - от уровня развития словаря и речи у ребенка. Дошкольный возраст –.

Обогощение словарного запаса детей дошкольного возвраста при ознакомлению с произведениями разных видов искусства В старшем дошкольном возрасте формируется ядро словаря, которое в дальнейшем существенно не меняется. Анализируя словарный состав дошкольников,.

Раннее развитие детей с тяжёлыми речевыми нарушениями Определяющее значение для развития речевой деятельности имеют первые три года жизни ребёнка. Как известно, появление гуления ещё не гарантирует.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Из опыта работы «Формирование словарного запаса у детей с речевыми нарушениями посредством физической культуры»
Опубликовано: 25 мая 2016 в 17:20
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД