Формы организации физкультурно-оздоровительной работы в детском санатории

Агаева Елена
Формы организации физкультурно-оздоровительной работы в детском санатории

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема сохранения здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни.

Задачи сохранения и укрепления здоровья получили своё отражение в нормативно – правовых документах современного общества: Законе РФ: «Об образовании в Российской Федерации», СанПиНе 2.4.1.3049-13, «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения РФ», Указе президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в РФ», «Конвенции о правах ребенка» и т. д.

Физкультурно-оздоровительная работа в санатории - это целенаправленная и систематически спланированная работа всего коллектива учреждения.

Цель физкультурно-оздоровительной работы – сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, совершенствование их физического развития, приобщение к здоровому образу жизни.

Основные задачи физкультурно-оздоровительной работы :

- охрана и укрепление здоровья детей;

- развитие жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка, физических качеств с учётом его индивидуальных особенностей;

- создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;

- воспитание потребности в здоровом образе жизни;

- обеспечение физического и психического благополучия.

Физкультурно-оздоровительная работа воспитателя проходит через все ведущие виды деятельности в санатории - режимные моменты, мероприятия, образовательную деятельность, взаимодействие с родителями.

Основывается физкультурно-оздоровительная работа на ведущих принципах педагогики: гуманизации, индивидуальности, доступности, комплексности, взаимодействия и сотрудничества детей и взрослых, успешности.

Педагоги санатория используют различные формы физкультурно-оздоровительной работы с детьми с учётом уровня их развития и состояния здоровья. Ежедневно в течение дня проводится несколько форм физкультурно-оздоровительной работы.

Воспитатели санатория используют следующие формы физкультурно-оздоровительной работы:

- физкультурные праздники, досуги;

- подвижные игры;

- прогулки;

- физкультминутки;

- пальчиковые игры;

- гимнастика для глаз;

- дискотеки;

- работа с родителями.

Физкультурные праздники и досуги зарекомендовали себя как наиболее приемлемая и эффективная форма физкультурно-оздоровительной работы в санатории.

Целью таких праздников является активное участие всего детского коллектива, посредством чего выявляется двигательная подготовленность детей, умение проявлять физические качества в необычных условиях и игровых ситуациях. В программу включаются физические упражнения, игры с элементами спорта и подвижные игры, спортивные упражнения, игры - эстафеты, а также занимательные викторины и загадки.

Физкультурные праздники и досуги при правильном подборе входящих в них элементов могут стать эффективным средством воздействия на личность ребенка. Они способствуют развитию мышления, воображения, целеустремленности, а также формированию чувства ответственности, приучают сдерживать свои желания, проявлять решительность. Физкультурные праздники и досуги позволяют педагогу, не снижая общего эмоционального состояния, стимулировать активность каждого ребенка, с учетом его индивидуальных особенностей; дифференцированно подходить к оценке результатов его действий; не разочаровывать излишними замечаниями и критикой, а дать возможность испытать приятное ощущение радости от выполняемых им и другими детьми движений; радоваться успехам другого.

При проведении досугов все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя непосредственно и это раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения. Более естественно используют те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, проявляют своеобразный артистизм, эстетичность в движениях. Хорошо, когда физкультурные праздники и досуги сопровождаются музыкой: это благотворно влияет на развитие у детей чувства прекрасного, закрепляет умения двигаться под музыку, понимать характер музыкального произведения, развивает музыкальный слух, память.

Широкое использование музыкальных произведений, игровых приемов (построение сценария в сюжетной форме) делает праздник эмоционально ярким, запоминающимся событием в жизни ребенка.

Физкультурный праздник – это всегда положительные эмоции, радостное настроение, веселые соревнования, искренний радушный смех, удивление и восторг, а положительные эмоции, творчество – важнейшие факторы оздоровления.

Физкультурные праздники – это массовые зрелищные мероприятия показательного и развлекательного характера, способствующие пропаганде физической культуры и спорта.

Роль подвижных игр в физкультурно-оздоровительной работе огромна. Подвижная игра, как и любая другая сопровождает человека все его детские годы, подвижные игры не только укрепляют здоровье, но они также являются средством культурно - нравственного воспитания и приобщения человека к обществу.

Подвижной называется игра, построенная на движениях. Подвижные игры - сложная двигательная, эмоционально окрашенная деятельность. Подвижные игры служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитание физических качеств. Подвижные игры подразделяются по содержанию на подвижные игры с правилами и спортивные игры.

Целевая установка и виды деятельности играющих, определяются сюжетом (замыслом, темой) данной игры. Правила уточняют права и обязанности участников, определяют способы ведения и учёта результатов игры. Для подвижных игр характерны самостоятельные, творческие двигательные действия (с предметами или без них, выполняемые в рамках правил.

Основные задачи подвижных игр:

- укреплять здоровье играющих;

- способствовать их правильному физическому развитию;

- содействовать овладению жизненно необходимыми двигательными навыками, умениями и совершенствованию в них;

- воспитывать необходимые морально-волевые и физические качества;

- прививать организаторские навыки и привычку систематически самостоятельно заниматься играми.

Подвижные игры воспитатель организовывает ежедневно и в игровой комнате и на улице.

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. На прогулке дети играют, много двигаются, выполняют разнообразные движения: бегают, залают, съезжают, подлезают, подтягиваются, бросают в цель, переносят груз (снег, льдинки). Важно чтобы все дети участвовали в организованной воспитателем двигательной деятельности.

Прогулка - благоприятное время для проведения самостоятельной двигательной активности. Перед прогулкой необходимо поинтересоваться у детей, в какие игры они хотели бы поиграть, и создать необходимые условия для игр детей по желанию. Каждая прогулка для ребёнка – это познание окружающей действительности через движения, которые должны приносить радость.

При планировании содержания прогулки предусматривается равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности детей, правильное распределение физической нагрузки в течение всей прогулки. Последовательность и продолжительность разных видов деятельности изменяется с учетом конкретных условий: времени года, погоды, возраста детей

На каждой прогулке необходимо организовывать подвижные игры. Если на улице холодно, сыро, то подвижную игру надо организовать сразу, чтобы поднять эмоциональный тонус детей, настроить их на бодрый лад. Если же дети с удовольствием начали играть самостоятельно, то подвижную игру можно провести в конце прогулки, когда интерес детей значительно снижается. К каждой подвижной игре следует подготовить яркие атрибуты. Это могут быть платочки, флажки ленты, разнообразные шапочки птиц, зверушек, сюжетные игрушки.

Длительность каждой игры не более 3 – 4 мин, количество участников по желанию детей. Воспитатель может также организовывать подвижную игру с 1 – 2 детьми, если он видит, что они замерзли или не знают, чем себя занять. Желательно подготовить на неделю не менее 4 разных подвижных игр и подобрать к ним атрибуты. При разучивании новой подвижной игры необходимо четкое, лаконичное объяснение ее содержания. Отдельные элементы можно показать и даже проиграть.

Физкультминутка — кратковременные физические упражнения, которая проводится в перерыве между занятиями, а также в процессе занятий, требующих интеллектуального напряжения, длительного пребывания в статичном положении. Цель проведения физкультурной минутки - повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях; обеспечить кратковременный активный отдых для дошкольников, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии; мышцы кисти работающей руки.

Физкультминутка проводится воспитателем по мере необходимости (в течение 3-5 мин.) в зависимости от вида и содержания деятельности, главным образом в момент появления признаков утомляемости детей. В тот момент, когда у детей снижается внимание и появляется двигательное беспокойство (как правило, на 12-15 мин., наступает утомление, можно предложить несколько физкультурных упражнений стоя у своих столов или на свободном месте в игровой комнате. Это упражнения общеразвивающие: наклоны туловища, движение рук вверх, в стороны, полуприседания и приседания, подпрыгивание, подскоки, ходьба. Физкультминутка может сопровождаться текстом, связанным или не связанным с темой занятия. При произнесении текста детьми необходимо следить, чтобы выдох выполнялся при произнесении слов одной строки, а до начала следующей строки делался глубокий и спокойный вдох. После физкультминутки дыхание у ребенка остается спокойным. Можно проводить физкультминутку с музыкальным сопровождением, во время которой дети могут выполнять танцевальные упражнения или импровизированные движения.

Благодаря упражнениям, входящим в физкультминутку, у детей улучшается осанка, усиливается обмен веществ в организме, развивается произвольное внимание и память, способность сосредотачиваться, дети получают разнообразные сенсорные впечатления, происходит восстановление положительно-эмоционального состояния.

Во время физкультминутки могут использоваться пальчиковые игры. Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у детей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны.

Теремок

Стоит в поле теремок (Ладошки соединяем домиком)

Дверь закрыта на замок (пальцы сомкнуты в "замок")

Из трубы идет дымок (сомкнуть пальцы в колечки)

Вокруг терема забор (руки перед собой, пальцы прямые и сомкнутые)

Чтобы не забрался вор.

Тук-тук-тук

Тук-тук-тук (кулачок стучит по ладони)

Открывайте, я ваш друг! (руки развести в стороны)

Капустка

Мы капустку рубим-рубим, (Движения прямыми ладонями вверх-вниз)

Мы капустку солим-солим, (Поочередное поглаживание подушечек пальцев)

Мы капустку трем-трем, (Потирать кулачок о кулачек)

Мы капустку жмём-жмём. (Сжимать и разжимать кулачки.)

Движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга. Пальчиковые игры или гимнастика не только положительно воздействует на речевые функции, но и на здоровье ребенка. Физиологией установлено, что уровень развития речи зависит от степени сформированности мелкой моторики. Если движения развиты, то и речь будет в норме.

Гимнастика для глаз – это один из приемов оздоровления детей, наряду с пальчиковой гимнастикой и физкультминутками. Цель гимнастики для глаз: профилактика нарушений зрения.

Задачи:

- предупреждение утомления;

- укрепление глазных мышц;

- снятие напряжения.

Гимнастика для глаз благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора.

Зрительную гимнастику необходимо проводить во время занятий, требующих зрительного напряжения, по 3-5 минут. Гимнастику можно проводить по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек.

«Ветер»

Ветер дует нам в лицо. (Часто моргают веками.)

Закачалось дepевцо. (Не поворачивая головы, смотрят влево-вправо.)

Ветер тише, тише, тише… (Медленно приседают, опуская глаза вниз.)

Деревца все выше, выше. (Встают и глаза поднимают вверх.)

Зрительной гимнастика формирует у детей представления о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья.

Как показали современные исследования, гимнастика для глаз улучшает кровоснабжение глазных яблок, нормализует тонус глазодвигательных мышц, способствует быстрому снятию зрительного утомления.

Популярной формой физкультурно-оздоровительной работы являются дискотеки, которые проводятся 3 раза в неделю.

Цель: сохранение и укрепление здоровья детей, повышение эмоционального уровня, а также развитие творческих способностей средствами музыкально-ритмических движений.

Задачи:

-обучение простейшим танцевальным движениям;

-предоставление возможности ребёнку проявить творческие способности через двигательную и игровую импровизацию;

- создание положительного эмоционального настроя, снятие напряжённости;

-развитие коммуникативных качеств;

- способствование преодолению застенчивости, нерешительности, неуверенности в себе;

- развитие чувства ответственности за свое здоровье;

- воспитание позитивного отношения к здоровому образу жизни.

В рамках физкультурно-оздоровительных мероприятий в санатории проводится работа с родителями. Работа с родителями - это консультирование родителей по вопросам оздоровления детей, здорового образа жизни, беседы, совместные досуги, праздники и т. д. Родители получают полезную информацию по вопросам укрепления здоровья детей; а так же участвуя в физкультурных мероприятиях с детьми, подают им хороший пример.

Главное в работе педагога - научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье. Только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения станут более здоровыми и развитыми не только интеллектуально, духовно, но и физически.

«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

В. А. Сухомлинский

Публикации по теме:

Организация физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками с нарушением интеллекта. Из опыта работы Нарушение интеллекта у детей (в педагогике еще называют умственной отсталостью) – это стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности,.

Представление опыта физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ "Представление опыта физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ" Среди многих факторов, которые оказывают влияние на состояние здоровья детей,.

Взаимодействие педагогов в процессе физкультурно-оздоровительной работы Дошкольный возраст играет значительную роль в создании условий для дальнейшего развития человека, а гармоничное развитие невозможно без.

Опыт работы «Формы совместной деятельности детей и родителей в санатории» .

Формы организации физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня Физическое воспитание играет значительную роль в дошкольном воспитании. Основная задача физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ является.

Годовой план физкультурно-оздоровительной работы в детском саду Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Тарасинский детский сад» Годовой план физкультурно-оздоровительной.

Консультация для воспитателей «Комплексный подход к организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ» Здоровьесбережение и здоровьеукрепление- приоритетные задачи в дошкольном возрасте, что обусловлено негативными тенденциями в здоровье современных.

Квест как технология физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ Квест как технология физкультурно-оздоровительной работы в доу. Первые шаги к здоровью, стремление к здоровому образу жизни, к познанию.

Опыт физкультурно-оздоровительной работы в условиях детского сада Опыт физкультурно-оздоровительной работы в условиях детского сада. Выполнила: воспитатель I категории Симакова В. Я. п. Ковернино 2000 г.

Перспективный план физкультурно-оздоровительной работы на летний период Перспективный план физкультурно-оздоровительной работы на летний период Старшая группа 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя Июнь Задачи:.

Библиотека изображений:
  • Геометрические фигуры
  • Геометрические фигуры
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Формы организации физкультурно-оздоровительной работы в детском санатории
Опубликовано: 14 августа 2018 в 09:52
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 сентября. День аквариумов на МААМ

Первые аквариумы появились в середине XIX века в Британии. Именно там заметили, что некоторые рыбки не погибают в неволе, а очень даже хорошо себя чувствуют, и для нормального существования им достаточно...

16 сентября. День кукольного театра на МААМ

В этот день 88 лет назад в Москве был открыт Театр кукол. Сейчас он носит имя своего первого руководителя, Сергея Владимировича Образцова, и считается крупнейшим кукольным театром в мире. За это время в...

Детский мастер-класс «Веточку рябины осень подарила» в средней группе
Наступила осень. Она подарила ребятам разноцветные краски. Особенно привлекает их внимание горящие красными огоньками рябинки, которые растут на нашем...
Сценарий осеннего утренника «Прогулка в осенний лес» в первой младшей группе
Осенний утренник. 1 младшая группа. «Прогулка в осенний лес». г. Новосибирск. Д/с №196 Воспитатели: Прилепко Е. А, Ожева Н. Н. Цели: - развивать...
Планирование «Давайте познакомимся»
Тема недели «Давайте познакомимся» Проблемная ситуация «Почему мы разные? » «Образовательные области» Виды непосредственной деятельности Даты проведения...