МААМ-картинки

Из опыта работы «Как привлечь детей младшего возраста к самообслуживанию»

Маргарита Леонтьева
Из опыта работы «Как привлечь детей младшего возраста к самообслуживанию»

Из опыта работы "Как привлечь детей младшего возраста к самообслуживанию "

Леонтьева М. Л.

В возрасте 3–4 лет у ребенка начинает складываться сознательное управление своим поведением. В отличие от предыдущего года, у него значительно повышается активность, а стремление к самостоятельности становится основной характеристикой возраста. («Я сам! Я хочу! Я умею! Я тоже буду.») Ребенок начинает верить в свои возможности. Малыш уже может намечать цель, но его внимание по-прежнему остается неустойчивым, он все так же быстро отвлекается, утомляется, его деятельность продолжает носить ситуативный характер. Общение имеет эмоционально-практический характер. Особый интерес ребенок проявляет к людям, выполняющим какую-либо работу.

Публикация «Из опыта работы „Как привлечь детей младшего возраста к самообслуживанию“» размещена в разделах

У детей 3–4 лет продолжают развивать навыки самообслуживания, поддерживая при этом их стремление к самостоятельности. Детей учу мыть руки с мылом после прихода с улицы, при загрязнении, после посещения туалета; мыть лицо, насухо вытираться; аккуратно пользоваться туалетом, использовать при необходимости носовой платок; устранять непорядок в своем внешнем виде и помогать это делать другим детям; одеваться и раздеваться, соблюдая определенную последовательность действий; вытирать ноги при входе в помещение, поддерживать порядок в шкафах для одежды; аккуратно есть, используя ложку, вилку, салфетку; культурно вести себя за столом, выражать благодарность за услугу во время и после еды и т. д.

Формируя у детей навыки самообслуживания, использовать игровые приемы. Они вызывают у детей положительные эмоции, способствуют более легкому запоминанию и закреплению нужных действий. Например, продолжая учить ребенка умываться, использую такой игровой прием.

Я надеваю на руку игрушку бибабо и общаюсь с ребё нком:

«Научи-ка, Олечка, Хрюшу мыть щечки, нос, лоб. Помнишь, что надо сначала сделать? Правильно, завернуть рукава, а теперь намочить руки и лицо. Бери мыло…»

По отношению к ребенку, впервые пришедшему в детский сад, следую использовать те же методы и приемы, что и в первой младшей группе (поэтапный показ отдельных действий, совершаемых вместе с воспитателем и сопровождаемых четкими, понятными объяснениями). Игровые приемы позволяет мне активнее воздействовать на малыша.

Педагог вносит в группу большую куклу и говорит, что она приехала к малышам и будет жить вместе с ними. Дети знакомятся с игрушкой, выделяют ей игрушечный шкаф в раздевальной комнате, вместе с воспитателем устанавливают кроватку в спальне, отводят место за столом в кукольном уголке и т. д. Придумывают имя кукле. Затем куклу учат навыкам самообслуживания : «Катенька, проверь, пожалуйста, не мокрые ли у Оли варежки, не нужно ли их просушить. И помоги мне проверить Сашины и Андрюшины варежки. Мальчишки сегодня и дорожки расчищали, и со скамеек снег сметали. Устали». Кукла иногда дает оценку действиям детей. «Кукла Катя, почему ты шмыгаешь носом и не хочешь воспользоваться носовым платком?»– интересуется воспитатель. «Я делаю, как Оля. Олю я очень-очень люблю. Я у нее учусь», – поясняет кукла.

При обучении детей навыкам самообслуживания хороший результат дает чтение рифмованных строк. Например, показываю приемы умывания, воспитатель приговаривает:

Буль буль буль журчит водица.

Все ребята любят мыться.

* * *

Льется чистая водица,

Мы умеем сами мыться.

Дети любят веселые коротенькие, понятные им стишки. Запоминая их, они соотносят их с необходимыми делами и правильными поступками. Например, из стихотворения они узнают о том, что нужно мыть руки после посещения туалета:

Зайчик в туалет ходил,

Потом с мылом лапки мыл.

Ты как Зайчик поступай –

Руки мыть не забывай.

Или пользоваться расческой:

Бобик, ты такой лохматый!

Не причешешь шерстку лапой.

На, возьми расческу

И поправь прическу.

А с помощью следующего стихотворения воспитатель может напомнить малышам о необходимости вовремя вытирать нос:

Если носик твой сопит,

Значит, он совсем забит.

Свой платочек доставай,

Нос получше вытирай.

Увлечь детей деятельностью по самообслуживанию можно, вызвав у них интерес к предмету. Например, во время умывания даю детям новое мыло в красивой обертке, предлагает развернуть его, рассмотреть, понюхать: «Какое гладкое мыло, какое душистое! А как, наверное, это мыло хорошо пенится! Давайте проверим!».

Подбодрить детей при одевании на прогулку помогут рифмованные строки:

В небе солнышко гуляет,

С ясным днем нас поздравляет.

Собирайся, детвора, –

Нам давно гулять пора!

Будем быстро одеваться,

На прогулку собираться.

Действенным приемом обучения детей навыкам одевания и раздевания является показ инсценировок с помощью игрушек. Сюжеты можно придумать самые разные: «Как слоненок учился надевать колготки», «Как кукла Ксюша собиралась гулять», «Как мама Зайчиха купила Зайчонку новые ботиночки и как он их примерял».

Навыки самообслуживания формируются у малышей и в играх с куклами в процессе выполнения разнообразных действий (раздевание, одевание, причесывание и др.).

Ребенку необходима похвала и яркое проявление чувств: «Я рада, что ты…», «Мне так приятно видеть…» и т. д. Положительная оценка даже небольших успехов вызывает у него удовлетворение, рождает уверенность в своих силах. Особенно это важно при общении с застенчивыми, робкими детьми. Эффективным приемом является также привлечение положительного примера («Посмотрите, как Таня быстро и правильно сапожки надела»).

Следует всегда учитывать индивидуальные возможности ребенка, стараться устранять ощущение его несостоятельности. Тут важно чуткое, внимательное, доброе, ласковое, дружелюбное отношение к детям.

В этом возрасте детей учу замечать и устранять непорядок в своем внешнем виде и во внешнем виде сверстников. Действенным приемом являются придуманные поучительные истории, рассказанные в подходящей жизненной ситуации.

Необходимо поощрять попытки детей помогать друг другу, но не следует оставлять без внимания случаи иждивенчества: «Алеша, сам зашнуровывай ботинки! Ты уже умеешь хорошо это делать. А Светочка поможет тому, кто еще не научился?».

Формируя у детей необходимые навыки, нельзя забывать и о воспитательной значимости труда. Следует продолжать учить малышей благодарить взрослых и друг друга за оказанную услугу, соблюдать элементарные правила поведения в раздевалке; воспитывать у них гуманные чувства, бережное отношение к вещам.

Работа с детьми по формированию у них навыков самообслуживания требует от педагога времени и терпения. Он должен постоянно помнить о том, что и плохие привычки хорошо прививаются, а вот отучить от них гораздо труднее. Именно поэтому я должна постоянно обращать внимание на то, не мокрая ли у ребенка одежда, хорошо ли он вытер руки, пользуется ли он салфеткой во время еды, застегнул ли ремешки на туфлях и т. п. В противном случае дети привыкнут к неряшливости и неопрятности

Публикации по теме:

Развитие воли у детей раннего возраста. Развитие воли у детей раннего возраста. План: 1. Развитие воли у детей раннего возраста. 2. Изучение волевых действий (ранний возраст). I.

Решение задач образовательной области « Социализация» в самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста Предлагаю Вашему вниманию опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста по решению задач образовательной области Социализация в самостоятельной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Из опыта работы «Как привлечь детей младшего возраста к самообслуживанию»
Опубликовано: 26 декабря 2014 в 06:14
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД