Маргарита Леонтьева
Из опыта работы «Как привлечь детей младшего возраста к самообслуживанию»
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы "Как привлечь детей младшего возраста к самообслуживанию "
Леонтьева М. Л.
В возрасте 3–4 лет у ребенка начинает складываться сознательное управление своим поведением. В отличие от предыдущего года, у него значительно повышается активность, а стремление к самостоятельности становится основной характеристикой возраста. («Я сам! Я хочу! Я умею! Я тоже буду.») Ребенок начинает верить в свои возможности. Малыш уже может намечать цель, но его внимание по-прежнему остается неустойчивым, он все так же быстро отвлекается, утомляется, его деятельность продолжает носить ситуативный характер. Общение имеет эмоционально-практический характер. Особый интерес ребенок проявляет к людям, выполняющим какую-либо работу.
Публикация «Из опыта работы „Как привлечь детей младшего возраста к самообслуживанию“» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Опыт работы, практика
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
У детей 3–4 лет продолжают развивать навыки самообслуживания, поддерживая при этом их стремление к самостоятельности. Детей учу мыть руки с мылом после прихода с улицы, при загрязнении, после посещения туалета; мыть лицо, насухо вытираться; аккуратно пользоваться туалетом, использовать при необходимости носовой платок; устранять непорядок в своем внешнем виде и помогать это делать другим детям; одеваться и раздеваться, соблюдая определенную последовательность действий; вытирать ноги при входе в помещение, поддерживать порядок в шкафах для одежды; аккуратно есть, используя ложку, вилку, салфетку; культурно вести себя за столом, выражать благодарность за услугу во время и после еды и т. д.
Формируя у детей навыки самообслуживания, использовать игровые приемы. Они вызывают у детей положительные эмоции, способствуют более легкому запоминанию и закреплению нужных действий. Например, продолжая учить ребенка умываться, использую такой игровой прием.
Я надеваю на руку игрушку бибабо и общаюсь с ребё нком:
«Научи-ка, Олечка, Хрюшу мыть щечки, нос, лоб. Помнишь, что надо сначала сделать? Правильно, завернуть рукава, а теперь намочить руки и лицо. Бери мыло…»
По отношению к ребенку, впервые пришедшему в детский сад, следую использовать те же методы и приемы, что и в первой младшей группе (поэтапный показ отдельных действий, совершаемых вместе с воспитателем и сопровождаемых четкими, понятными объяснениями). Игровые приемы позволяет мне активнее воздействовать на малыша.
Педагог вносит в группу большую куклу и говорит, что она приехала к малышам и будет жить вместе с ними. Дети знакомятся с игрушкой, выделяют ей игрушечный шкаф в раздевальной комнате, вместе с воспитателем устанавливают кроватку в спальне, отводят место за столом в кукольном уголке и т. д. Придумывают имя кукле. Затем куклу учат навыкам самообслуживания : «Катенька, проверь, пожалуйста, не мокрые ли у Оли варежки, не нужно ли их просушить. И помоги мне проверить Сашины и Андрюшины варежки. Мальчишки сегодня и дорожки расчищали, и со скамеек снег сметали. Устали». Кукла иногда дает оценку действиям детей. «Кукла Катя, почему ты шмыгаешь носом и не хочешь воспользоваться носовым платком?»– интересуется воспитатель. «Я делаю, как Оля. Олю я очень-очень люблю. Я у нее учусь», – поясняет кукла.
При обучении детей навыкам самообслуживания хороший результат дает чтение рифмованных строк. Например, показываю приемы умывания, воспитатель приговаривает:
Буль буль буль журчит водица.
Все ребята любят мыться.
* * *
Льется чистая водица,
Мы умеем сами мыться.
Дети любят веселые коротенькие, понятные им стишки. Запоминая их, они соотносят их с необходимыми делами и правильными поступками. Например, из стихотворения они узнают о том, что нужно мыть руки после посещения туалета:
Зайчик в туалет ходил,
Потом с мылом лапки мыл.
Ты как Зайчик поступай –
Руки мыть не забывай.
Или пользоваться расческой:
Бобик, ты такой лохматый!
Не причешешь шерстку лапой.
На, возьми расческу
И поправь прическу.
А с помощью следующего стихотворения воспитатель может напомнить малышам о необходимости вовремя вытирать нос:
Если носик твой сопит,
Значит, он совсем забит.
Свой платочек доставай,
Нос получше вытирай.
Увлечь детей деятельностью по самообслуживанию можно, вызвав у них интерес к предмету. Например, во время умывания даю детям новое мыло в красивой обертке, предлагает развернуть его, рассмотреть, понюхать: «Какое гладкое мыло, какое душистое! А как, наверное, это мыло хорошо пенится! Давайте проверим!».
Подбодрить детей при одевании на прогулку помогут рифмованные строки:
В небе солнышко гуляет,
С ясным днем нас поздравляет.
Собирайся, детвора, –
Нам давно гулять пора!
Будем быстро одеваться,
На прогулку собираться.
Действенным приемом обучения детей навыкам одевания и раздевания является показ инсценировок с помощью игрушек. Сюжеты можно придумать самые разные: «Как слоненок учился надевать колготки», «Как кукла Ксюша собиралась гулять», «Как мама Зайчиха купила Зайчонку новые ботиночки и как он их примерял».
Навыки самообслуживания формируются у малышей и в играх с куклами в процессе выполнения разнообразных действий (раздевание, одевание, причесывание и др.).
Ребенку необходима похвала и яркое проявление чувств: «Я рада, что ты…», «Мне так приятно видеть…» и т. д. Положительная оценка даже небольших успехов вызывает у него удовлетворение, рождает уверенность в своих силах. Особенно это важно при общении с застенчивыми, робкими детьми. Эффективным приемом является также привлечение положительного примера («Посмотрите, как Таня быстро и правильно сапожки надела»).
Следует всегда учитывать индивидуальные возможности ребенка, стараться устранять ощущение его несостоятельности. Тут важно чуткое, внимательное, доброе, ласковое, дружелюбное отношение к детям.
В этом возрасте детей учу замечать и устранять непорядок в своем внешнем виде и во внешнем виде сверстников. Действенным приемом являются придуманные поучительные истории, рассказанные в подходящей жизненной ситуации.
Необходимо поощрять попытки детей помогать друг другу, но не следует оставлять без внимания случаи иждивенчества: «Алеша, сам зашнуровывай ботинки! Ты уже умеешь хорошо это делать. А Светочка поможет тому, кто еще не научился?».
Формируя у детей необходимые навыки, нельзя забывать и о воспитательной значимости труда. Следует продолжать учить малышей благодарить взрослых и друг друга за оказанную услугу, соблюдать элементарные правила поведения в раздевалке; воспитывать у них гуманные чувства, бережное отношение к вещам.
Работа с детьми по формированию у них навыков самообслуживания требует от педагога времени и терпения. Он должен постоянно помнить о том, что и плохие привычки хорошо прививаются, а вот отучить от них гораздо труднее. Именно поэтому я должна постоянно обращать внимание на то, не мокрая ли у ребенка одежда, хорошо ли он вытер руки, пользуется ли он салфеткой во время еды, застегнул ли ремешки на туфлях и т. п. В противном случае дети привыкнут к неряшливости и неопрятности