Из опыта работы ДОУ и СОШ в рамках преемственности дошкольного и начального общего образования

Марина Вульф
Из опыта работы ДОУ и СОШ в рамках преемственности дошкольного и начального общего образования

Из опыта работы по организации преемственности детского сада №96 и школы №40 г. Владикавказа в условиях реализации ФГОС ДО.

"Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь. Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений”

(В. А. Сухомлинский).

Преемственность между ДОУ и школой - процесс, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется ценность дошкольного детства и формируются фундаментальные личностные качества ребёнка, которые служат основой успешности школьного обучения. В тоже время школа, как преемник дошкольной ступени образования опирается на достижения ребёнка-дошкольника. Обеспечение успешности этого перехода – проблема единения усилий работников детского сада и начальной школы.

ФГОС ДО говорит нам о том, что основная задача детского сада заключается в формировании у детей предпосылок универсальных учебных действий. (В этом и есть суть преемственности дошкольного и начального общего образования.)

В настоящее время проблема преемственности заключается в том, что вместо предпосылок учебной деятельности у дошкольников пытаются сформировать её элементы. (Компоненты учебной деятельности: 1) мотивы; 2) учебная цель; 3) учебная задача; 4) учебные действия и операции.).

ФГОС ДО нацеливает нас на отказ от знаниевой парадигмы в образовании: не ЗУН, а формирование умений учиться.

На современном этапе произошло смещение акцента в понимании готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной - на личностную готовность, которая определяется сформированной «внутренней позицией школьника» (способностью ребенка принять на себя новую социальную роль ученика). Во главу угла выходят сформированные познавательные мотивы обучения, то есть сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания. Таким образом, для современного первоклассника становится важным не столько обладать инструментом познания, сколько уметь им осознанно пользоваться.

Проблема преемственности и психологические трудности перехода с дошкольной ступени образования на школьную, необходимость реальной преемственности отдельных ступеней системы отечественного образования - проблема давняя, но особо актуальна становится на современном этапе совершенствования образования.

Более того, вместе с ростом вариативности форм и методов обучения, в частности с введение ФГОС ДО стали нарастать признаки рассогласования и ослабления преемственности обучения на различных ступенях общего образования.

Зачастую готовность к школе учителями начальных классов рассматривается как определенный объем полученных знаний и умений.

На наш вопрос, «Каким бы Вы хотели видеть выпускника детского сада на пороге школы?», учителя начальной школы часто отвечают так: «хорошо читающего», «знающего состав числа», «умеющего решать логические задачи», «умеющего составлять рассказ, пересказывать», «умеющего списать печатными буквами текст без ошибок». Тем самым, уже на входе в школьную жизнь учителя предъявляют к детям завышенные требования и, не смотря на все запреты, пропускают их через входные испытания.

Нами замечено, что многие родители, боясь не соответствовать входным школьным испытаниям, любыми силами стараются научить своих детей бегло читать, решать сложные задачи, тем самым, неразумно перегружая детей. Они считают - это и будет залогом успешности.

В нашем дошкольном образовательном учреждении детский сад№96 г. Владикавказа вопросы преемственности между ДОУ и школой являются важными, они включены в основную общеобразовательную программу. Осуществляя содержание общеобразовательной Программы, мы стараемся обеспечить преемственность в работе нашего дошкольного учреждения и школы с целью формирования индивидуальности детей.

Учитывая, что проблема преемственности со школой, одна из важнейших проблем в начальном звене образования в нашей республике мы каждый год начинаем образовательную деятельность с изучения запросов семьи воспитанников в вопросах, касающихся подготовки детей к школе.

На основании проведенных наблюдений, анкетирования родителей, встреч на круглых столах педагогов детского сада нами выявлены следующие проблемы, при обеспечении преемственности дошкольного учреждения и школы:

1. Смена стиля общения педагога с детьми.

2. Отсутствие общности целей у педагогов ДОУ и начальной школы.

3. Резкая перемена основного вида деятельности – игровой – на учебную. Недостаточное использование игровой деятельности при переходе детей в школу.

4. Завышение у педагогов школы требований к готовности ребенка к школьному обучению.

5. Отсутствие реального взаимодействия педагогов ДОУ и начальной школы в адаптационный период первоклассников.

Для решения выявленных проблем наше учреждение стало тесно сотрудничать с МБОУ СОШ № 40. Перед началом каждого учебного года мы, дошкольное учреждение и школа, заключаем договор по обеспечению преемственности, составляем проект плана совместной деятельности на учебный год. В договоре обязательно обозначаем цель сотрудничества, средства обеспечения преемственности, права и обязанности ДОУ и школы на учебный год.

Модель нашей работы по преемственности с начальной школой включает работу по следующим направлениям: создание развивающей среды для всестороннего развития детей; повышение квалификации педагогов по вопросам подготовки детей к школе; организация совместной работы педагогов детского сада и школы в работе с детьми; работа с родителями будущих первоклассников.

Данная модель включает несколько этапов. Каждый этап ориентирован на возможности семьи в совместной с педагогами образовательной деятельности, на потенциал воспитанников.

На первом этапе в подготовительных к школе группах нами были созданы уголки школьника, в которые входят: доска, парта, наборные полотна для цифр, букв, портфели и т. д. В этих уголках дети с удовольствием играют в школу, то, отображая роль учителя, то роль ученика.

В книжных уголках в перечисленных группах имеются книги специально для чтения самими детьми (с крупным шрифтом).

Для поддержания устойчивого интереса в работе со старшими дошкольниками нами используются разнообразные формы работы: проведение совместных уроков ознакомления с окружающим «Мой город - Владикавказ», по изодеятельности на тему «Осень в Осетии» и т. д. ; сюжетно – ролевой игры «Школа».

Проведение еженедельных экскурсий в близлежащую школу, также повышают заинтересованность у детей. Дети имеют возможность посидеть за партой, почувствовать себя на равных с учениками, знакомятся с основными помещениями школы (библиотекой, столовой, спортивным залом и т. д.). Психолог школы проводит игры с детьми. Такие посещения дают личностную и социально – психологическую готовность детей к школе.

Сегодня в нашем дошкольном учреждении уже стали традиционны совместные спортивные праздники «Папа, мама и я - спортивная семья», «А ну-ка, мальчики», «А ну-ка девочки» с первоклассниками и детьми подготовительной группы с использованием осетинских подвижных игр: «Волк и ягнята» (Биргът м сныччыта, «Чепена» (игра с речитативом, «Жмурки – носильщики» (Уаргъхссг, «Перетягивание каната» (Бнднй хъазт) и др.

Еще одной традицией в нашем детском саду стало выступление бывших воспитанников ДОУ, теперешних учеников музыкальной школы перед детьми старшего дошкольного возраста.

Особенно приятно, что выпускники детского сада часто заходят в гости к своим любимым воспитателям, при этом они увлеченно делятся своими впечатлениями о школе, воспоминаниями о детском саде. Беседы и встречи наших ребят с бывшими выпускниками вызывают у наших ребятишек желание пойти в школу, интерес и вселяют уверенность в своих силах.

Следующий этап в работе по преемственности – это работа с педагогами.

Данная работа направлена на плодотворное сотрудничество воспитателей и учителей. Педагоги имеют возможность ближе познакомиться с формами и методами работы, которые используются в детском саду и школе, узнать основные требования программы, основные направления работы, отметить проблемы в преемственности и качество образования.

У нас в дошкольном учреждении проводятся совместные круглые столы с участием педагогов ДОУ и школы по проблемам «Проблемы преемственности и пути решения», «Будущий первоклассник. Какой он?», «Проблемы адаптации».

Ежегодно в рамках Дня открытых дверей воспитатели подготовительных к школе групп проводят открытые занятия для учителей начальных классов. Последующий анализ взаимопосещений уроков и занятий, обсуждение, обмен опытом, способствует как профессиональному развитию воспитателей и учителей, так и преемственности в их работе.

Педагоги ДОУ лучше узнают требования школы к выпускникам, что позволяет планировать воспитательно – образовательный процесс по подготовке детей к школе.

А учителя в результате таких встреч лучше узнают своих будущих учеников, что позволяет успешнее применять индивидуальный подход в обучении.

Без тесной взаимосвязи с семьей невозможно полноценное развитие ребенка. Работа с родителями направлена на просвещение родителей по вопросам полготовки детей к школьному обучению и велась на протяжении всего учебного года. План работы по преемственности со школой включает разнообразные формы работы с родителями: беседы, встречи, консультационные дни, выставки литературы, педагогические встречи, круглые столы, анкетирование.

В детском саду активно функционирует клуб для родителей, будущих первоклассников «Росток». В данном клубе проводят консультации, как запланированные, так и по запросу родителей, специалисты и педагоги ДОУ на тему: «Дошкольник становится школьником», «Режим будущего школьника», «Трудности адаптации ребенка к школе и пути их преодоления» и др. В данном клубе проводятся встречи родителей с учителями начальных классов. Благодаря таким встречам родители не только знакомятся с учителями, но и с программами, по которым они работают, с тем, что должен знать и уметь ребенок перед поступлением в школу, какие необходимо иметь школьные принадлежности и задают интересующие вопросы.

Воспитателями подготовительных к школе групп большое внимание уделяется наглядным формам работы с родителями: стенд «Скоро в школу», где они могут найти полезную информацию. Также в данных группах раз в 2 месяца выходит журнал «На пороге школьной жизни», где помещается описание проведенных мероприятий по данному направлению, консультации для родителей.

Однако вопрос преемственности дошкольного образовательного учреждения и школы продолжает с каждым годом становится значимее.

Нет преемственности учебных планов и программ дошкольного и школьного начального образования.

Из-за большой загруженности учителя не так часто посещают наши педагогические советы, как нам бы хотелось;

Сегодня, говоря о различных аспектах проблемы преемственности, мы постоянно произносим одно и то же слово – «взаимодействие». Это основополагающее понятие в решении проблем преемственности. Взаимодействие должно осуществляться на различных этапах жизни ребёнка: внутри образовательного учреждения; между образовательными учреждениями; между образовательными учреждениями и другими институтами детства; между образовательными учреждениями и семьёй; между учёными и практиками и т. д. Осуществление преемственности между ДОУ и начальной школой во многом определяется созданием эффективных условий образовательной среды в пространстве школы. В результате формируется личность, адаптированная к обучению в школе и дальнейшей жизни.

Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. И ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.

Дошкольное и начальное образование – единый развивающий мир. Детский психолог Д. Б. Эльконин указывал на внутреннюю общность двух «формаций» эпохи детства – дошкольного и младшего школьного возраста. Это давало ученому основание считать, что дети 3 – 10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином культурно - образовательном пространстве. Следовательно, проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием является актуальной во все времена.

Публикации по теме:

Консультация «Преемственность дошкольного и начального образования» Преемственность дошкольного и начального образования Проблема преемственности разных звеньев образования волнует теоретиков и практиков.

Проблема преемственности дошкольного и начального образования ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В статье рассматриваются проблемы преемственности дошкольного и начального.

Разделы основной образовательной программы начального общего образования СОШ Разделы основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Троицкая СОШ Целевой раздел: 1. пояснительная записка;.

Перспективный план работы на учебный год для подготовительной группы по преемственности дошкольного и начального образования Перспективный план работы на 2017-2018 учебный год для подготовительной группы. Тема: «Преемственность дошкольного и начального образования».

Преемственность дошкольного и начального образования в рамках ФГОС По определению Д. Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая “детством”. Он.

Преемственность дошкольного и начального общего образования в соответствии с ФГОС в области патриотического воспитания Преемственность дошкольного и начального общего образования в образовательном процессе в соответствии с ФГОС в области патриотического воспитания.

Презентация «Сравнительный анализ ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования» Слайд 1 Уважаемые коллеги, сегодня мы обсудим вопрос преемственности дошкольного и начального общего образования Слайд 2 Говоря о возрастной.

Проблемы преемственности дошкольного и начального школьного образования СЛАЙД 2 ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ – это непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного.

Рабочая программа учебного предмета «Математические представления» на уровне начального общего образования Администрация муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Палевицкая.

Семинар для участников сетевого взаимодействия по обеспечению преемственности дошкольного и начального школьного образования Семинар для участников сетевого взаимодействия по обеспечению преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием в рамках.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Космос
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Из опыта работы ДОУ и СОШ в рамках преемственности дошкольного и начального общего образования
Опубликовано: 7 мая 2018 в 23:06
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 октября. День каштана

Плоды каштана – главное богатство этого красивого дерева. Древние римляне специально выращивали каштановые деревья ради плодов, которые они, перемалывая в муку, употребляли для выпечки хлеба. По...

20 октября. Международный день повара

Кто такой повар? Это специалист, способный из набора даже самых обыкновенных продуктов создать вкусное блюдо. И делать это не от случая к случаю, а каждый день, и по нескольку раз в день. Людям, которые...

Конспект прогулки «Наблюдение за приметами осени»
Цель прогулки: Уточнить представление детей об осени по существенным признакам ( желтые листья на деревьях, опавшие листья, голые деревья и кусты,...
Осеннее развлечение «Происшествие в огороде у козы»
Дети входят в зал по музыку Ведущий: Здравствуйте, ребята! Мы очень рады, что вы пришли сегодня к нам на праздник Осени. За чудесным, озорным летом пришла...
Фотоотчет «День именинника»
Что такое День Рожденья? Это радость и веселье Это песни, шутки, смех День который лучше всех И не зря наш детский сад Праздник отмечает С Днем рождения...