МААМ-картинки

Из опыта работы «Моя малая Родина»

Вакуленко Елена
Из опыта работы «Моя малая Родина»

Дошкольный возраст - важный период для становления личности, период развития представлений о человеке, обществе, культуре. Изучение краеведческого материала, знакомство с историко-культурными, географическими, климатическими, национальными особенностями своего региона помогает повысить интерес к истории своего народа, развить духовные потребности, воспитать чувство привязанности к своей малой и большой Родине.

Соприкосновение ребенка с народным искусством, традициями, историей, природой родного края, участие в народных праздниках помогут духовно обогатить ребенка, поддержать его интерес к прошлому и настоящему, воспитать любовь к своей Родине.

Публикация «Из опыта работы „Моя малая Родина“» размещена в разделах

Актуальность темы: Каждый регион, город, село, станица неповторимы, различаются своим историческим прошлым, архитектурой. Дети в силу возраста интересуются той обстановкой, архитектурным содержанием, которые их окружают. Задача взрослых направить их познание в нужное русло. Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам хорошо его знать. Следует рассказывать детям, что каждая улица, каждый уголок родного города имеет свое название, хранит свою тайну. Невозможно полюбить их не зная их судьбы, исторического прошлого. Наша задача - отобрать из массы впечатлений, получаемых детьми, более доступные. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относится чувство патриотизма.

Патриотические чувства закладываются с самого раннего детства. Ребенок с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкает к окружающей его среде, природе, культуре и быту своего народа.

Необходимо разбудить у детей чувство любви к своей малой Родине, дать понять, что это их земля, их страна, они наследники всех богатств природы, все принадлежит им, как потомкам первых преселенцев-казаков, приемникам их традиций.

Нужно постепенно формировать в ребенке основы отношения к миру вообще, чувство любви к своим близким, родным местам, которые позже перерастут в любовь к Родине.

В последние годы идёт переосмысление сущности духовно - патриотического воспитания, приобретает всё большее значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора в системе социальных и педагогических условий в духовно – нравственном и патриотическом воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Мы знаем, что история – это не просто сборник красивых рассказов, а наука о том, как жили люди в прошлом. Где жили? Что умели? Во что верили? О чём думали? Что оставили нам в наследство? Знакомство детей с родным краем: с историко – культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у детей такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, его достопримечательных и культурных центров полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

С введением в действие закона РФ «Об образовании» произошли существенные изменения в развитии системы образования и социальной политики. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края, станицы.

Потребность.

1. Обеспечить подрастающее поколение знаниями базовых основ национальной культуры и сформировать мотивацию к саморазвитию, пополняя детский кругозор, углублять представление об окружающем мире.

2. Посредством образовательной деятельности дошкольников научить понимать значение государственных символов (Герба, Флага, Гимна) России, роль и значимость в жизни каждого гражданина РФ.

3. Воспитывать устойчивый интерес эстетической выразительности: памятники архитектуры, музеи, выставочные залы, парки, скверы, транспорт, спорт, профессии людей, культурно – просветительские учреждения и т. д.

4. Формировать чувство любви к своей земле, где ты родился, уважать национальные традиции.

Уже во II младшей группе учим детей называть родную станицу. Побуждаем детей рассказывать о том, где они провели выходные дни. В дни праздников обращать внимание детей на красочное оформление зала, детского сада, воспитывать чувство сопричастности к жизни дошкольного учреждения.

В средней группе продолжаем воспитывать любовь к родной станице: знакомим с названиями улиц, на которых живут дети, рассказываем о самых красивых местах родной станицы, ее достопримечательностях.

В старшей группе знакомим с народными праздниками, культуре. Знакомим с флагом и гербом нашей страны, мелодией гимна, гербом станицы.

В подготовительной к школе группе расширяем, уточняем представления о родной станице. Закрепляем знания о флаге, гербе и гимне станицы. Расширяем представления детей об истории образования станицы. Продолжаем расширять знания детей о праздниках, местных обычаях. Рассказываем о замечательных земляках. Приобщаем детей к истокам народной культуры.

Наблюдая за детьми, я увидела, что они с любопытством рассматривают фотографии о родной станице, открытки о Краснодарском крае, с огромным удовольствием присутствуют на станичных праздниках, делятся впечатлениями. Но, беседуя с ними, я убедилась в том, что дети очень мало знают об истории родной станицы. Поэтому мною был составлен перспективный план: «Ознакомление со станицей». При составлении плана я опиралась на разработанную в 2009 году авторскую программу «Люби и знай свой край». Составляя план и проводя работу по знакомству с малой Родиной выполняла следующие задачи.

- Формировать чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своей семье через любовь и заботливое отношение к членам своей семьи;

- формировать чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям; воспитывать чувство патриотизма и гордость за свою страну;

- формировать представление о героизме;

- систематизировать и закреплять знания детей о своей станице;

- воспитать гражданско-патриотические чувства посредством изучения государственной символики России, родного края; познакомить с гербом станицы;

- познакомить с местными достопримечательностями, воспитывать чувство гордости за культурное наследие и бережное отношение к нему;

- углублять знания о роде деятельности знаменитых петровчан (герои ВОВ, поэты и писатели, воспитывать патриотизм и гражданские чувства.

Петровская – это станица, в которой мы родились, либо живем. Это улица, на которой стоит наш дом, это знаменитые люди - земляки, это родная природа, это местные достопримечательности, которыми мы должны гордиться и передать это детям. Материал собирала в библиотеке, музее, газетах, в архивных данных, что-то приносили нам родители.

Старшие дошкольники проявляют большой интерес к явлениям общественной жизни. Они постоянно обращаются с вопросами к педагогам, родителям, стремясь больше узнать о своей Родине. Чтобы воспитать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить его любить свой край, город, станицу, где он родился и вырос, природу, которая его окружает. Методика ознакомления детей с родной станицей разнообразна: это и непосредственное восприятие детьми окружающего, т. е. наблюдения, прогулки, экскурсии, демонстрация иллюстративного материала - фото, открытки, кино и диафильмы, презентации, широкое использование художественных произведений и беседы во время прогулок и рассказы воспитателя об истории станицы и его людях.

Учитывала то, что нужно связать свою работу с окружающей жизнью и теми ближайшими объектами, которые окружают ребёнка. Чтобы познакомить детей с героическим прошлым Петровчан была проведена экскурсия к Вечному огню, подготовила материал к 70-летию Победы: «Мы вами гордимся, Мы помним о вас!» прошли по улице имени П. Кузуба, к зданию СОШ № 29,где установлен бюст жителя станицы Петровской Кузуба Павла Степановича – Героя Советского Союза, повторившего подвиг Александра Матросова, закрывшего своим телом пулемётную амбразуру. Неоднократно была рассмотрена «Книга памяти», в которой отмечены наши земляки, погибшие в локальных войнах: А. Голосовский, А. Гаврилов /мать которого работает в нашем детском саду/, Ю. Гордеев,/посещавший наш детский сад/,т. е. знакомим не только с тем, что происходило когда-то, но и с теми, кто живёт рядом, кого мы знаем. Знакомила с произведениями петровских поэтов: И. В. Бережного (работавшего в школах №31 и № 29 завучем 11 лет и директором 20 лет) «Зима», «Сижу я у окна и смотрю на улицу», «Станицу Петровскую я никогда не забуду», «Люблю я лето золотое», В. Г. Дорошенко (бывшего работника правоохранительных органов) «Кубань, ты действительно мать», «Станичники», «Вот бережок кубанский», что позволило сделать знания детей более точными, а чувства- более глубокими.

Для лучшего ознакомления детей со станицей в нашей группе есть специальный уголок, оснащённый иллюстрациями, фотографиями, предметами утвари, одеждой. В детском саду проводятся праздники, посвященные Кубани, занятия. В повседневной жизни используются народные игры, проводятся беседы о христианских праздниках.

Очень важно суметь показать красоту родной станицы, расширить сложившиеся у детей представления, придерживаясь принципа постепенного перехода от близкого и простого к более сложному. Знакомя детей с родной станицей, старалась не упустить из виду и знакомство с ериком. Обращала внимание на богатую пышную растительность. Проведены экскурсии в парк, беседа «Птицы, живущие рядом с нами»,

Воспитанию нравственных чувств способствует рассматривание книг, иллюстраций. Во время экскурсий, наблюдений, раскрывая детям красоту и богатство родного края, старалась подчеркнуть, что самое главное наше богатство самая большая ценность и гордость - люди. Именно их руками и умом создается уют малой родины. Чтобы познакомить детей с трудовыми достижениями наблюдали за работой на полях в разное время года, беседовали: «О хлебе», «О тех, кто нас кормит», «Город-село», беседа о кубанской кухне, о труде строителей, рассматривали иллюстрации, презентации.

Любить свой край - это значит любить и родную природу, бережно к ней относиться.

В результате всей этой работы дети стали более наблюдательными, любознательными, обогащается их речь. Экскурсии и наблюдения способствовали расширению и углублению знаний дошкольников о родном крае и его тружениках, воспитанию уважение к труду взрослых. Подводя итог, могу сказать, что проведённая мною работа не только систематизировала знания детей, но и способствовала воспитанию у них уважения к людям труда, любви к родной станице.

«Мы любим край, где родились и выросли, край, где живем и трудимся. Давайте же эту любовь мы донесем до сердец наших детей, мы с ранних лет научим любить край и восхищаться нашими необъятными полями, быстрыми реками, морями, многообразием растительности, животной среды».

Публикации по теме:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Моя Родина. Моя малая Родина» Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Моя Родина. Моя Малая Родина» Елены Ситниковой Цель: воспитывать.

«Россия — Родина моя». Патриотическое воспитание в детском саду (из опыта работы) Формирование предметно-развивающей среды в группах и создание условий для расширения представлений детей о целостной картине мира, интереса.

Беседа «Моя малая Родина» Цель: обобщить и закрепить знания детей о своей малой родине, о своем городе, его достопримечательностях, познакомить со знаменитыми людьми.

Фотоотчет «Моя малая Родина»Фотоотчет «Моя малая Родина» Родина, Отечество. …В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Понятие «Родина».

Из опыта работы «Обогащение социокультурного опыта детей с ОВЗ при организации работы в мини-музее» Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Моя Родина. Моя малая Родина»Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Моя Родина. Моя малая Родина» Цель: Дать представление детям, что такое Родина, родной край. Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация,.

План воспитательно-образовательной работы в средней группе «Моя малая Родина» ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА ПЕРИОД с «02» ноября по «06» ноября 2015г. ГРУППА: средняя. ТЕМА НЕДЕЛИ: Моя малая Родина.

Проект «Моя малая Родина» Аннотация проекта Наименование проекта - «Лекарственные растения» Авторы проекта - Санькова О. Л. воспитатель Основным содержанием экологического.

Проект «Моя малая Родина» Проект «Моя малая родина» (ПРОЕКТ МОЕЙ ВНУЧКИ) С чего начинается Родина? С картинки в твоём букваре. С весёлых и верных товарищей, Живущих.

Викторина «Моя малая Родина»Викторина «Моя малая Родина» Воспитатель подготовительной группы № 4 Бородинова Зинаида Григорьевна Цель занятия: закрепление знаний детей подготовительной к школе группы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Из опыта работы «Моя малая Родина»
Опубликовано: 11 мая 2016 в 14:04
+30Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 20.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД