Лучший педагог года

Из опыта работы. Обучение детей старшей и подготовительной к школе групп игре в шахматы

Эльмира Силаева
Из опыта работы. Обучение детей старшей и подготовительной к школе групп игре в шахматы

Почему важно учить детей играть в шашки и шахматы

«Шахматы – нечто большее, чем просто игра. Это интеллектуальное времяпровождения, в котором есть определенные художественные свойства и много элементов научного. Для умственной работы шахматы значат то же, что и спорт для физического совершенствования: приятный путь упражнения и развития отдельных свойств человеческой натуры».

Рауль Капабланка

(выдающийся кубинский гроссмейстер

Публикация «Из опыта работы, Обучение детей старшей и подготовительной к школе групп игре в шахматы» размещена в разделах

Игра в шашки и шахматы – очень мощный инструмент гармоничного развития интеллекта ребенка в игровой форме. Процесс обучения азам игр в шашки и шахматы способствует также развитию у детей :

способности ориентироваться на плоскости; развитию логического мышления, суждений, умозаключений;

способности ребенка запоминать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности;

вырабатывает умение вести точные и глубокие расчеты, требующие предприимчивости, дальновидности, настойчивости и изобретательности;

формирует волю к победе в напряженной

борьбе.

Цель обучения игре в шахматы в детском саду – привить детям интерес к мудрой игре, ненавязчиво помочь ребенку самому разобраться в сравнительной силе фигур и, главное, содействовать формированию качеств, необходимых для успешной учебы в школе, создать у ребенка психологическую готовность к школе.

Обучать детей шахматной игре можно с 2,5 лет. Мы решили начать это со старшей группы. Первый год обучали детей игре в шашки. Занятия проводились 1 раз в неделю в вечернее время в рамках совместной деятельности, по принципу от простого объяснения к более сложному. Познавательный материал излагался в виде сказок. Занятия проводились комбинированным способом, чередуя элементы теоретической и практической новизны с игровыми и соревновательными навыками, а также с воспитательными мероприятиями.

• При проведении занятий следует ориентироваться на наиболее активных детей, однако надо стремиться к тому, чтобы основная масса занимающихся также усваивала данный материал.

• Был разработан тематический план занятий.

- История шашек;

- Шашечная доска: поля, диагональ, вертикаль, горизонталь;

- Шашечные фигуры;

- Как ходят шашечные фигуры;

- Основные правила шашечной игры;

- Простые комбинации и т. д. ;

• Теоретические знания дети закрепляли в практической игре.

В течении учебного года проводили шашечные турниры среди детей группы, на которых рассматривались достижения каждого ребенка, вручались дипломы. А также организовывали турниры между другими детскими садами.

Обучение игре в шахматы.

В старшем дошкольном возрасте мы решили начать обучать детей игре в шахматы в целях развития инновационных форм деятельности дошкольного и реализации технологий нового поколения в свободной деятельности воспитанников.

Весь процесс обучения шахматам строиться на увлекательной игре. Только таким образом ребенок осваивает материал, не теряет к нему живого интереса.

Тематические ситуации.

Шахматная доска

Шахматные фигуры

• Начальное положение

• Ладья

• Слон

• Ладья против слона

• Ферзь

• Ферзь против ладьи и слона

• Конь

• Конь против ферзя, ладьи, слона

• Пешка

• Пешка против ферзя, ладьи, слона, коня

• Король

• Король против других фигур

• Шах

• Мат

• Ничья

• Рокировка

Шахматная партия

Процесс обучения должен проходить в несколько этапов:

• Знакомство с шахматной доской;

• Знакомство с фигурами и пешками;

Обучение правилам шахматной игры;

• Решение шахматных задач и этюдов;

• Игра в шахматы.

только облегчить детям познание азов шахматной игры, но и помочь им овладеть пространственным ориентированием на плоскости, познакомиться с такими понятиями как: горизонталь, вертикаль, диагональ, видеть всю доску, а также отдельное поле.

2. Знакомство с фигурами и пешками.

Для этого использовала стихи, игры, сказки. Например – сказка о героической пешечке, пробившейся сквозь все преграды к заветному полю превращения ферзя. Можно поиграть в «ладью», рассказать о ней сказку, показать на шахматной доске ее домик, нарядить ее, начать за ней охотиться. Для закрепления знаний о фигурах и пешках я использую разнообразные игры с шахматным содержанием, такие как «Чудесный мешочек», «Кто быстрее расставит фигуры», «Что общего и чем отличаются», «Лови – не лови», «Сделай так».

3. Обучение правилам шахматной игры.

Рассказывая детям сказку, ненавязчиво знакомлю их с различными правилами: правилами квадрата и оппозиции, рокировкой, шахматной нотацией.

4. Решение шахматных задач и этюдов.

На этом этапе дети учатся решать различные задачи и этюды, знакомятся с дебютом и волшебным миром комбинаций.

5. Игра в шахматы.

Это практическая часть обучения, в ней подключаются сеансы одновременной игры и увлекательные турниры. Дети познают дух соперничества и соревнования. Ведь если ты любишь шахматы, не страшен проигрыш, страшно не понять эту волшебную и загадочную игру.

Ожидаемые результаты.

Шахматы – это целый мир логики и эмоций, прекрасный и страстный мир со своими взлетами и падениями, радостями и несчастьями. В наших силах подарить ребенку золотой ключик в этот волшебный мир.

1. Обучить шахматной игре как можно больше дошкольников.

2. Подготовить детей к школе, благодаря шахматам, развивать их интеллектуальный уровень, логическое мышление, память, внимание, усидчивость, общение. Родители отмечают, что дети стали усидчивее, выдержаннее, внимательнее. У ребят хорошо развиты логическое мышление и память.

Конечно, не все ребята достигают вершин мастерства, но, несомненно, занятия шахматами приносят пользу всем.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Интегрированное занятие «Уроки доброты» для детей старшей и подготовительной к школе группИнтегрированное занятие «Уроки доброты» для детей старшей и подготовительной к школе групп Интегрированное занятие «Уроки доброты» Цель: Формирование у детей представления о добре и зле, о хороших и добрых поступках. Задачи:.

Шахматы в детском саду. Конспект занятия по обучению игре в шахматы «Фигура ферзь любит свой цвет» Конспект занятия. Обучение игре в шахматы, шахматы. На тему: «Шахматы в детском саду. Фигура Ферзь любит свой цвет».Подготовила: Тростина.

Конспект занятия по ФЭМП «В стране шахматных чудес» с элементами обучения детей игре в шахматы подготовительной группы Программное содержание: 1. Закрепление счета в пределах 10. 2. Закрепление умения делить число 10 на две части. 3. Развивать умение взятию.

Конспект занятия по обучению игре в шахматы в подготовительной группе «Шахматные фигуры. Конь» Тема: «Шахматные фигуры – КОНЬ» Цели и задачи: Учить ориентироваться на шахматной доске. Воспитывать интерес к игре в шахматы, внимание,.

Фотоотчет о военно-спортивной игре «Зарничка» для детей подготовительных к школе группФотоотчет о военно-спортивной игре «Зарничка» для детей подготовительных к школе групп Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви.

План-конспект по обучению игре в шахматы для детей дошкольного возраста «Путешествие по шахматным островам» Цель: Закрепить знания детей о шахматной доске и фигурах. Задачи: Развивать логическое мышление, память, внимание, сообразительность, ориентироваться.

План-конспект занятия по обучению игре в шахматы для детей дошкольного возраста «Сказочная страна «Шахматёнок» Тема: Сказочная страна «Шахматёнок»Выполнила: Кубанова А. А. Цель: формировать общие первоначальные представления воспитанников о возникновении.

Сценарий Новогоднего утренника для детей старшей и подготовительной к школе групп Сценарий Новогоднего утренника для детей старшей и подготовительной к школе групп. Цель: Вызвать интерес к предстоящему празднику, желание.

Фотоотчет «Шахматы: Там клетки черные и белые» по программе «Шахматы школе»Фотоотчет «Шахматы: Там клетки черные и белые» по программе «Шахматы школе» Шахматная история … Жила-была в небольшом городке милая девочка. Она очень любила играть с игрушками, но самое любимое занятие было.

Словесные игры для детей старшей и подготовительной к школе групп Словесные игры для детей старшей и подготовительной к школе групп. Наблюдая явления природы и общественной жизни, участвуя в жизни семьи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Из опыта работы. Обучение детей старшей и подготовительной к школе групп игре в шахматы
Опубликовано: 10 июня 2019 в 14:12
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД