Папки-передвижки

Осетинский фольклор как средство музыкально-эстетического воспитания дошкольников. Из опыта работы

Виктория Сикоева
Осетинский фольклор как средство музыкально-эстетического воспитания дошкольников. Из опыта работы

Из опыта работы музыкального руководителя МБДОУ № 106

Туаллаговой Виктории Камалевны

Осетинский народный фольклор как средство музыкально-эстетического воспитания

Маленьким детям еще недоступно в полном объеме понятие о Родине, о малой Родине - Осетии но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Для ребенка Родина — это мама, близкие родные люди, окружающие его.

Публикация «Осетинский фольклор как средство музыкально-эстетического воспитания дошкольников, Из опыта работы» размещена в разделах

По мере взрослении четче вырисовывается связь присущая народам,, которые незримо связывают ребенка со своим народом, и в своей работе я использую игры песни, танцы,куклы осетинского народа для укрепления и воспитания чувств к родному краю, к малой Родине - Осетии. Весь объем осетинского творчества помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи.

Большинство малышей к моменту прихода в наш детский сад уже имеет небольшой запас впечатлений, связанных с народным музыкальным фольклором : слышали колыбельную песню матери, «Аллолай» .

В Осетии нет такой мамы которая хоть раз в жизни бы не спела эту колыбельную.

Эти первые впечатления мы стараемся закрепить и расширить с первого дня пребывания ребенка в детском саду, давая понятные и близкие им народные песни, пляски, мелодии.

Осетинскими народными песнями и мелодиями дети начинают знакомиться уже в младшей группе. Они их слышат и на музыкальных занятиях, и вне занятий. Я предлагаю слушать детям музыку в записи в исполнении певцов-профессионалов и профессиональных оркестров народных инструментов. Для этой цели мы используем аудионосители и инструменты.

Не перегружая слух малышей обилием материала, используем метод варьирования. Пример разучивания над осетинкой песни «Гино»

(Киска).Принести на занятие игрушку,котенка.

Спрашиваю детей: «Как кричит киска?» Дети отвечают дружным «Мяуу!». На следующем занятии, когда опять приходит киска, предлагаю послушать песенку про нее. Песню «гино» поет музыкальный руководитель или воспитатель.

На третьем занятии спрашиваю у детей: «Кто хочет быть гино-котенком? У меня есть масочка!» Надеваем детям по очереди шапочку и поем песню «гино». (Дети начинают подпевать.)

На следующее занятие и спрашиваю: «Хотите послушать песенку про Гино?» Получив утвердительный ответ, включаю аудиозапись, и все слушаем эту песню в исполнении профессионала.

Такие варианты работы над одной песней помогают мне закрепить пройденный материал, поддерживая постоянный интерес к нему у детей.

Работая с малышами над музыкально - ритмическими движениями, я постоянно обращаюсь к осетинским народным мелодиям

Например, «Зилга, Инал, Сой».

Малыши учатся реагировать движением на начало и конец музыки, ритмично хлопать в ладоши, топать ножкой, вращать кистями рук, кружиться, подпрыгивать. Очень им нравится изучать шуточный хороводный осетинский обрядовый танец «Сой».Начинаю работу опять же с рассказа о истории возникновения этого хоровода.

Постепенно, в зависимости от возраста детей, расширяю репертуар. Осетинские мелодии более понятными, доступными, когда я включаю их в такую исполнительскую деятельность, как игра на детских музыкальных инструментах. Учитывая, что характерные для осетинской мелодии натуральный мажор и натуральный минор, их переливчатость и переменность доступны слуху ребенка. Поэтому я широко использую в своей работе многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок и т. д. Ее богатые разнообразные ритмы, яркая гармония вызывают у детей эмоциональную отзывчивость.

Подбирая репертуар для исполнения, для инсценирования, останавливаю свой выбор на песнях, доступных детям по содержанию, интересных по сюжету; слежу за тем, чтобы диапазон этих песен соответствовал возрасту детей.

Хотелось бы поделиться опытом работы по инсценированию осетинской песни «Кубады» в подготовительной группе.

. Когда детям было предложено инсценирование песни «КУБАДЫ» детям была рассказана история написания песни народом.

у детей музыкально-двигательных навыков разучиваю с ними элементы осетинского танца. Народ в живых образах показывает, каким хотел бы он видеть человека, какие физические и моральные свойства считает достойными подражания.

Обучая народным элементам из танцев, я ставлю задачу познакомить их с характером движений, которым присущи сдержанность и скромность Работая над характерной осанкой для осетинского танца учу детей держаться прямо, с приподнятой головой, с отведенными назад плечами. Такая осанка близка к нормальной хорошей осанке детей, поэтому она легко

Сначала учу ребят выразительно исполнять элементы движений осетинского танца. Программа по музыкально-ритмическим движениям для старшего дошкольного возраста предлагает следующие элементы народной танцев : простой шаг, шаг на всей ступне, шаг сна полупальцах с выставлением носочков вперед на месте,, приставной боковой шаг,

Но я в своей работе широко использую и другие элементы осетинского танца, доступные детям старшего дошкольного возраста : ,ласточка, ножницы ««ковырялочка», выпады.

Первое знакомство детей с элементами осетинских танцев хороводов происходит на музыкальном занятии, когда воспитатель показывает под музыку определенное движение полностью. Обращаясь к детям, спрашиваю: «Вы видели, как играют на гармошке? а слышали ли вы доули? (Следует утвердительный ответ детей.) Да, дети осетинская гармошка — удивительный музыкальный инструмент! Когда она играет, ноги сами рвутся в пляс. Вот посмотрите!

Под осетинскую народную мелодию «Ширга начинаем учить шаг с задержкой ноги на счет три. Исходное т. е. пятки соединены вместе, 'носки слегка развернуты. На «раз» дети подтягиваются на носочках и шагают на два приставляют ногу на три задерживают шаг.

Спрашиваю у детей: «Вы обратили внимание на движение ног?

Работа над элементами плясок продолжается и в группе, и на прогулке.

Воспитатель, используя, занимается с детьми индивидуально и подгруппами. Если ребенок разучивает элемент пляски, который требует активных движений, таких, как, присядка, ковырялочка, растяжка. Детям нравится такая форма работы над элементами плясок, и они с удовольствием выполняют ее самостоятельно. Это помогает им закрепить определенный двигательный навык.

На последующих музыкальных занятиях дети все вместе под музыку выполняют разучиваемые музыкально-ритмические движения, как по показу воспитателя, так и по показу детей.

Разучивая элементы пляски, использую различные осетинские мелодии.

Когда запас двигательных навыков у детей становится достаточным, начинаю работу над плясками.

Пляски состоят из нескольких элементов, объединенных в фигуры. Три-четыре фигуры, связанные между собой сюжетно, и составляют пляску.

В своей работе я использую все формы осетинского народного танца : круговые, парные и сольные, хороводные.

Большое внимание уделяю такой форме, как свободный перепляс, в котором ребенок может показать свою изобретательность и индивидуальность

Предлагая детям свободный перепляс, рассказываю, что такие пляски издавна любимы в народе. Когда люди собирались вместе, чтобы повеселиться и отдохнуть, они часто соревновались в пляске. Лучшим плясуном считался тот, кто показывал больше интересных движений.

Учитывая, что перепляс — это импровизация, которая не требует особой подготовки, мы предлагаем детям использовать те движения, которые они уже знают. По желанию детей перепляс исполняется солистами или небольшими группами ребят. Особый интерес к переплясу у нас проявляют мальчики.

Работая с детьми над плавным парным танцем я в мы в первую очередь обращаю внимание на происхождение и значение танца «Хонга» в жизни осетинского народа. Большую помощь в понимании смысла танца оказывают и видеозаписи с концертов национальных ансамблей и оркестра народных инстементов под руководтсвом Б. Газданова

Очень нравится детям, веселый, задорный, чуть озорной танец с деревянными трещотками Уже само присутствие в танце деревянной трещотки — этой чисто национальной принадлежности осетинского быта — вызывает у детей большую радость.

С радостью дети примеряют костюмы, предназначенные для исполнения танцев. Костюм помогает ребенку войти в образ, и тогда танец становится более выразительным.

Используя народные костюмы для пляски, мы приобщаем детей к народному искусству, воспитывая в них национальную гордость.

Это, с одной стороны, вызывает у детей восхищение пластичностью, музыкальностью, красотой и образностью профессионального исполнения осетин кого народного танца, с другой — порождает у детей желание подражать.

Хорошими помощниками в моей работе являются технические средства — музыкальный центр, аудиосистема, экран. И на занятиях, и в часы досуга дети слушают в записи различные мелодии, песни, сказки.

С большой радостью дети прослушивают магнитофонные записи, в которых сами принимают участие. Используя технические средства для приобщения детей к осетинскому народному творчеству, я продолжаю развивать в них чувство любви к родному краю.

Мы хотим видеть своих детей здоровыми, жизнерадостными и счастливыми

Неотъемлемую часть воспитания составляет воспитание патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости. И один из путей такого воспитания — приобщение детей к музыкальному наследию своего богатого духовным и музыкальным творчеством народа Республики Северная-Осетия Алания.

Публикации по теме:

Фольклор как средство патриотического воспитания ребенка Фольклор – как средство патриотического воспитания ребёнка» Мы продолжаем себя в детях. И хотим, чтобы они были лучше совершеннее нас.

Актуальность опыта работы «Сказка как средство нравственного воспитания детей» Актуальность опыта Вопрос о значении восприятия и переживания сказки для развития ребёнка, раскрытия его творческого потенциала остаётся.

Хохломская роспись как средство эстетического воспитанияХохломская роспись как средство эстетического воспитания Как привить любовь детей к народному искусству и научить навыкам художественной росписи, в частности, хохломской? Этим вопросом задались.

Хореографическое искусство как средство эстетического воспитания детей В формировании эстетической и художественной культуры личности хореографическое искусство является важнейшим аспектом эстетического воспитания.

Из опыта работы «Музыкально-ритмические движения как средство развития чувства ритма у дошкольников» Выступление по теме: «Музыкально-ритмические движения, как средство развития чувства ритма у дошкольников» Все, окружающее нас живет по.

Из опыта работы «Сказкотерапия как средство развития самосознания дошкольников» Опыт работы «Сказкотерапия как средство развития самосознания дошкольников» «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество.

Традиционный русский фольклор в праздниках и развлечениях как средство патриотического воспитания дошкольников Методическая разработка по теме: «Традиционный русский фольклор в праздниках и развлечениях, как средство патриотического воспитания дошкольников».

Обобщение опыта по теме «Русский фольклор как элемент развития и воспитания детей дошкольного возраста» Слайд 1 Здравствуйте коллеги! Русский фольклор, как элемент развития и воспитания детей дошкольного возраста. Слайд 2-6 Одной из задач федерального.

Проект «Театрализованная деятельность как средство эстетического воспитания в ДОУ» Проект: «Развитие театральной деятельности у детей дошкольноговозраста, как средство эстетического воспитания в ДОУ» Актуальность проекта:.

Консультация «Танец, как средство эстетического воспитания» Занятия в танцевальном кружке являются основными, базовыми при овладении двигательной культурой, т. к. они способствуют формированию правильной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Осетинский фольклор как средство музыкально-эстетического воспитания дошкольников. Из опыта работы
Опубликовано: 23 апреля 2019 в 10:56
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД