Из опыта работы «Педагогическая песочница как компонент образовательного процесса в ДОО»

Антонина Калачева
Из опыта работы «Педагогическая песочница как компонент образовательного процесса в ДОО»

Современная образовательная политика требует исполнения федерального государственного стандарта дошкольного образования, требующего построения образовательного процесса на основе удовлетворения интересов детей, с учетом их возможностей и социальной ситуации развития.

Основная цель каждой дошкольной образовательной организации направлена на поиск форм и методов организации образовательного процесса, позволяющих реализовать основную задачу дошкольного образования по созданию условий для «возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности».

В условиях реализации ФГОС ДО каждой образовательной организации необходимо обеспечить систему мер направленных на решение задач сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, создание атмосферы эмоционального комфорта, условий для самовыражения, саморазвития и проявления творческих способностей детей, обеспечение конструктивного сотрудничества участников образовательного процесса.

В наш технологический век, когда телевизор, компьютер, всевозможные гаджеты присутствуют в каждом доме, родители стараются завлечь детей уже с младшего возраста различными компьютерными играми, просмотрами мультфильмов и ребенок просиживает часами, а на общение со сверстниками, прогулки, спорт отводится минимум времени. Родители в большинстве случаев совершенно не задумываются о последствиях данной деятельности своих детей.

Такое времяпрепровождение дает необратимые последствия: замедляется развитие речи, впоследствии появляются проблемы в общении со сверстниками, ухудшается здоровье, растет агрессивность.

Современные условия ФГОС ДО дали толчок к поиску инновационных «не раскрытых», интересных и развивающих методов и технологий в работе с детьми дошкольного возраста, обеспечивающих всестороннее развитие детей, их комфортное пребывание в условиях дошкольного учреждения.

Задача современного педагога состоит в том, чтобы выполнить одно из главных требований развития детей – это обеспечение развивающей предметно-пространственной среды, которая предоставляет каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные качества личности, возможности для его всестороннего развития. А для того, чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия.

Это привело меня к использованию в своей педагогической деятельности такого приема, как игра с кинетическим песком, благодаря которому можно создать условия, необходимые для развития с помощью простых приемов и обычных материалов.

В основе деятельности в педагогической песочнице лежат технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми, характерными особенностями которых являются:

1) смена педагогического воздействия на педагогическое взаимодействие; изменение направленности педагогического «вектора» — не только от взрослого к ребенку, но и от ребенка к взрослому;

2) основной доминантой является выявление личностных особенностей каждого ребенка как индивидуального субъекта познания и других видов деятельности;

3) создание педагогом условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ребенка - актуализация субъектного опыта детей;

4) оказание помощи в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа деятельности, раскрытии и развитии индивидуальных познавательных процессов и интересов;

5) содействие ребенку в формировании положительной концепции, развитии творческих способностей, овладении умениями и навыками самопознания.

Задача педагогов – создать те самые неопределенные развивающие среды («пойди туда, не знаю куда, принеси то, инее знаю что», которые позволяют каждому конкретному ребенку эффективно и успешно развиваться. При этом необходимо учитывать и потребности семьи, т. е. создавать технологии, применимые и доступные в семейном образовании и воспитании. Песок является одной из самых неопределенных и доступных развивающих сред детства. Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. По мнению К. Д. Ушинского «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка», он называет песок универсальной всевозрастной игровой средой. Эта среда способна заинтересовать, отвлечь, расслабить ребенка, а значит, обеспечить наиболее успешное выполнение задания или же эффективный способ подачи материала. Педагогические аспекты использования песка трудно переоценить – это и замечательный сенсорный материал, и непревзойдённая по своим возможностям предметно-игровая среда, и великолепный материал для изобразительной деятельности, экспериментирования, конструирования.

Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. При этом существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно, мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта», более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка, происходит «заземление» отрицательной энергии, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми. Продукт деятельности ребенка в песочнице нельзя сохранить, унести с собой, это очень важно, поскольку у ребенка закрепляется направленность на процесс, а не на результат, а именно такая направленность и есть залог развития.

Кроме того, песочница - это игровой полигон для реализации самых разнообразных замыслов, что отвечает принципам индивидуализации образования заложенных в ФГОС ДО.

С учетом структурирования образовательного содержания, которое возможно реализовать с использованием педагогической песочницы, образовательных модулей, соответствующих образовательным областям программы возможны различные варианты включения педагогической песочницы в образовательный процесс:

• образовательной ситуации, построенной на работе в педагогической песочнице;

• как части образовательной ситуации, построенной на работе в педагогической песочнице;

• как самостоятельной или совместной со взрослым деятельности в педагогической песочнице.

Построение работы с педагогической песочницей для каждого возраста ориентировано на удовлетворение ведущей потребности, свойственной конкретному периоду детства и основано на развитии ведущего психического процесса или сферы психики. Предлагаемый материал рассчитан на детей младшего, среднего, старшего и подготовительного к школе возраста.

При организации деятельности детей с песком педагог должен:

- быть знаком с теоретическими основами метода песочной терапии, владеть практическими технологиями использования педагогической песочницы, использовать творческий подход к проведению занятий в песочнице;

- учитывать согласие ребенка, его желание соприкасаться и работать с песком. В противном случае, педагог не имеет право заставлять ребенка осуществлять свою деятельность в песочнице;

- сопровождать и поддерживать ребенка, направляя в процессе его деятельности, позволяя ему самостоятельно сделать свои выводы, принимать и уважать точку зрения ребенка, не навязывая при этом ребенку своего собственного мнения.

При каждой организации игр с песком необходимо:

- проверить прочность песочного планшета, любые мелкие неисправности должны быть немедленно устранены;

- обеспечить содержание песка в условиях, исключающих запыление воздушной среды;

- проверить на прочность инвентарь, игрушки;

- осмотреть руки детей на наличие царапин и порезов, а также различных кожных заболеваний, так как данный факт исключает возможность работы с песком. Категорически запрещается работать с песком детям, имеющим аллергические реакции на песок и другие сыпучие материалы.

- напомнить детям следующие правила поведения в песочнице.

Правила поведения в песочнице

Нельзя!

1. Выбрасывать песок из песочницы.

2. Бросать песок в других или брать его в рот.

Можно!

1. Быть аккуратным и внимательным.

2. Дружить и играть с песчинками, а также другими детьми в песочнице.

3. Убирать за собой игрушки, приводить свою песочницу в порядок по завершению деятельности.

4. Мыть руки после игры с песком.

Педагог в ходе проведения всех игр обращает внимание детей на изменение тактильных ощущений, побуждая их высказываться, сравнивать.

Педагог должен внимательно наблюдать за играющими и их отношениями, а также должен следить за реакцией детей при манипуляциях с сухим и мокрым песком. Если какой-то ребенок испытывает неприятные ощущения, нельзя настаивать на продолжении им упражнения в песке. Игры-занятия желательно проводить с подгруппой детей (5-7 человек) в одной большой или нескольких малых песочницах или индивидуально.

Для того, чтобы ящик с песком стал игровым полем, превратился в педагогическую песочницу, необходим игровой материал. Он должен быть представлен коллекцией миниатюр и различного бросового материала. Это и фигурки из киндер-сюрпризов, мелкие игрушки животные, мелкие машинки, песочные формы, ракушки, камушки, мелкая посуда. Чем больше разнообразных объектов в коллекции игрового материала, тем более богатым и творческим для ребенка может быть процесс сотворения собственного мира.

Таким образом, организация деятельности в педагогической песочнице требует тщательной подготовки и «наращивания» определенного опыта, который приобретается только в практической педагогической деятельности.

Дети с большим восторгом восприняли новый материал. Малышам очень интересно и полезно играть с кинетическим песком: делать всевозможные отпечатки, раскатывать его, вырезать различные фигуры. Именно в этом возрасте идет интенсивное развитие речи детей. Поэтому я стараюсь включать в образовательную деятельность упражнения с песком в качестве дополнительного методического приема. Все игры могут применяться как в индивидуальной, так и в групповой работе с детьми.

Ребятам очень нравится играть в песок. В своей практике я использую такие упражнения, как:

- поиск предметов, спрятанных в песке (игры «Прятки», «Потеряшки», «Секретики»);

- работа с помощью рук (игры «Отпечатки», «Необыкновенные следы»,

«Следы на песке», «Дорожки из песка», «Пальчики гуляют», «Ползают ладошки», «Чьи следы?»);

- рисование на песке разными предметами (игровое упражнение «Узоры на песке»,

- использование песочных форм (игры «Пекарь», «Праздничный обед», «Формочки», «Стройка»);

- рисование на песке или выкладываем из камешков, ракушек, геометрических фигур, фасоли, косточек - буквы, цифры, формы, объемы;

- игры в парах (один прячет, другой ищет, один начинает узор, другой продолжает);

- сказка из песка (по сказке «Колобок», разделить заранее песок на маленькие комочки (мука, масло). Предложить скатать колобок, соединив комочки (муку, масло). Обыграть готовый персонаж.

Кинетический песок - это интересная, познавательная, развивающая игрушка, от которой масса удовольствия и пользы.

Я понимаю, что работа, организованная в детском саду, не даст должного эффекта, если не обеспечить сотрудничества с семьей. Для родителей были проведены консультации, беседы «Технологии рисования песком», «Игры с кинетическим песком»,«Комплекс пальчиковых игр с песком».

На родительском собрании рассказала родителям о кинетическом песке, провела мастер-класс, на котором мы поиграли. Так в жизни нашей группы появился кинетический песок.

Кинетический песок появился и в жизни наших родителей и детей дома. Дети с удовольствием играют в домашних условиях. Если в детском саду время для игры с песком ограничено, то дома они играют, сколько захотят. Я им даю небольшие задания, например, упражнение «Укрась коврик». Предлагаю детям украсить коврик, используя печатки, стеки, палочки, что захотят. Обращать внимание родителей на расположение узоров - это развивает умение распределять рисунок в уголках и в центре квадрата, прямоугольника, по кругу.

Таким образом, игры, проводимые в песочнице, позволяют сделать процесс обучения и воспитания творческим, интересным, приносящим радость открытий и удовольствие детям.

Публикации по теме:

Организация образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ООП ДО«Вдохновение» Александрова А. А. Старший воспитатель МКДОУ «Детский сад № 7» г. Шадринск «Организация образовательного процесса в ДОУ в соответствии.

Развитие воспитательного потенциала образовательного процесса Развитие воспитательного потенциала образовательного процесса и обеспечение условий эффективной реализации воспитания в образовательном.

Анализ методического обеспечения образовательного процесса в ДОО Анализ методического обеспечения образовательного процесса в МБДОУ "ДЕТСКИЙ САД № 4 МО "АХТУБИНСКИЙ РАЙОН". Центром всей педагогической.

Библиотека изображений:
  • Прописи
  • Экология
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Из опыта работы «Педагогическая песочница как компонент образовательного процесса в ДОО»
Опубликовано: 25 августа 2019 в 13:52
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 сентября. День «Неопалимой купины»

«Неопалимая купина» – такое название конкурсов рисунков и поделок на противопожарную тематику стало уже давно привычным. Оно произошло от библейского предания о пылающем, но не сгорающем кусте, из...

17 сентября. День космоса на МААМ

17 сентября 1857 года родился человек, без которого невозможно представить космическую историю. Константин Эдуардович Циолковский еще на заре 20 века предложил использовать ракеты для космических полетов....

Мастер-класс изготовления панно из гальки «Цветы ромашки»
Ромашка, излучая свет, На солнышко похожая, Спешит везде за нами вслед, Своя, не перехожая. До поздней осени на нас Бросает взгляды смелые Ее веселый...
Подборка литературного материала «Здравствуй, детский сад!»
Подборка литературного материала "Здравствуй, детский сад! " Методическая разработка в группе подготовительного к школе возраста. Разработала воспитатель...
Фотозарисовки морского праздника «Водная ассамблея»
В минувшее воскресенье в акватории реки Преголи и на территории Набережной исторического флота у Музея Мирового океана состоялся большой водный праздник...