Получи документы

Из опыта работы «Фольклор как средство успешной социализации дошкольников»

Людмила Сандакова
Из опыта работы «Фольклор как средство успешной социализации дошкольников»

«Народный фольклор

как средство успешной социализации дошкольников»

обобщение опыта работы педагогов

МАДОУ ЦРР – детский сад № 59

подготовила:старший воспитатель Сандакова Людмила Анатольевна

Публикация «Из опыта работы „Фольклор как средство успешной социализации дошкольников“» размещена в разделах

Народный фольклор обладает всеми предпосылками для успешной и эффективной социализации дошкольников. В фольклорной игре, в обрядовом действии, восприятие идет через все ведущие анализаторы. Участвуя в совместной деятельности, он осваивает новый ее вид, в котором нет оценок.

В ходе познания фольклора ребенок не только участвует в творческой деятельности, но и получает информацию о способах разрешения проблем, о социально приемлемых способах выражения чувств, получает информацию о нормах общения.

Использование фольклора в воспитании детей дошкольного возраста способствует полноценному развитию личности ребенка, подготовки его к выполнению соответствующих социальных ролей в будущем.

Богатая культура уральского края имеет большие возможности для воспитания и образования подрастающего поколения. Знакомя детей с красотой уральской земли культурой и традициями народов, живущих на Южном Урале, с работами талантливых художников, писателей и поэтов, педагоги дают возможность детям почувствовать себя частичкой великого народа, пробуждают гордость и любовь к своей Родине. Но, начиная работу по ознакомлению детей с культурой и искусством, педагогу необходимо самому знать природные, культурные, социальные экономические особенности своего региона. Необходимо продумать, о чем рассказывать детям, особо выделив характерное, только для данной местности, доступно показать связь родного города или села со всей страной. А самое главное, необходимо, чтобы педагог любил Родину, свой край, город.

В нашем детском саду функционирует три группы, где ведётся углублённая работа по приобщению дошкольников к народному фольклору : «Карлугас» (башкирский фольклор); «Горница» (русский фольклор, «Тамчылар» (татарский фольклор). В 2012-2013 учебном году – это подготовительные к школе группы. На протяжении 4-х лет воспитатели знакомили детей с народным творчеством, культурой, традициями и бытом башкирского, татарского и русского народа. Педагоги ДОУ обращаются к народной педагогике, вбирают в себя различные традиции, обычаи, устное народное творчество, праздники, торжества, игры. В данных группах ведётся целенаправленная работа по приобщению детей к культуре русского, башкирского и татарского народов и народов ближайшего национального окружения. В образовательную работу групп введён национально-региональный компонент, включающий в себя знакомство детей с устным народным творчеством, историей и культурой русского, башкирского и татарского народов, природно-климатическими условиями, спецификой уклада жизни и быта, с национальными праздниками и обрядами.

В группах созданы условия, позволяющие детям лучше понимать культуру и устои народов Башкортостана. Это уголки национальной культуры, где имеются куклы в национальных костюмах, предметы быта, национальные костюмы для детей, которые сшиты руками их родителей, богатый демонстрационный и дидактический материал для образовательной работы с детьми.

Два раза в неделю воспитатели проводят факультативные занятия по изучению разговорного башкирского и татарского языка, дети учат башкирские и татарские слова, стихи, песенки, игры, сказки и др. виды малых фольклорных форм. Особый интерес к данному виду НОД проявляют дети, в ближайшем окружении которых речь других народов звучит редко (русской, украинской, еврейской национальностей). А дети фольклорной группы «Горница» на факультативных занятиях углублённо изучают культуру, быт и фольклор русского народа, особенности речи и речевых оборотов. В данных группах имеется большой материал по изучению родного края, литература для воспитателей. Для детей, воспитатели башкирской группы выписывают журнал «Акбузат», татарской «Аллюки», много дидактических игр, развивающая среда данных групп оформлена в соответствии с изучаемым фольклором. В традицию вошло проведение фольклорных праздников : «Сабантуй», «В гостях у Сюмбели», «Науруз», «Гусиное перо», «Кузькины именины», «Масленица», «Колядки». Знакомя детей с пословицами, поговорками, загадками, играми народов, населяющих Башкортостан, воспитатели обогащают их знания, воспитывают трудолюбие, развивают умственные способности. В процессе организации этих праздников активное участие принимают родители детей: помогают изготовить шумовые народные инструменты, шить народные костюмы, которые впоследствии активно используются в игровой деятельности, также дети с удовольствием наряжаются в домашних условиях, организуют тематические вечеринки. Эти праздники богаты народными песнями, плясками, играми. После праздника родители организовывают чаепитие за круглым столом. Эти праздники в нашем детском саду не уходят в далекое прошлое, они приобретают жизнь новую, но сохраняя те обычаи, те традиции. Под руководством музыкального руководителя и руководителя театральной студии Фадеевой М. В. фольклорные группы ставят спектакли по башкирским, татарским и русским народным сказкам «7-ро козлят», «Баба Яга», «Медведь и пчёлы», «Девочка-послушница», «Маша и медведь», «Почему у луны нет платья» и другие.

Педагоги систематически проводят НОД по ознакомлению детей с символикой РБ и РФ, с великими спортсменами, художниками, писателями и поэтами, с городами и реками РБ и т. д.

Одним из условий, обеспечивающих усвоение детьми национальной культуры, является взаимодействие детского сада и семьи. Поэтому воспитатели работают в тесном контакте с родителями. Готовят консультации и выступления на родительских собраниях «Приобщение к истокам национальной культуры», «Как знакомить детей с традициями и бытом родного народа в семье», «Участие детей в национальных праздниках» и др. и призывают принять участие в подготовке костюмов к фольклорным праздникам и выставкам поделок и рисунков, которые организовываются по каждому времени года, к праздникам. По традиции в День Республики в детском саду организовывается выставка национальных блюд, народов проживающих в РБ «Вкуснятина». Тут не только готовятся блюда башкирских и татарских, но и чувашские, удмуртские, марийские. Дети эти блюда не только называют, но и видят, как мамы, бабушки их готовят, пробуют на вкус и оценивают каждое блюдо.

В рамках подготовки к празднованию 450-летия присоединения Башкирии к России были проведены дни культуры народов, населяющих нашу республику. Дети готовились вместе с родителями и педагогами: собирали рецепты национальных блюд, готовили кукол в национальных костюмах, разучивали песни, стихотворения на родных языках, учили народные танцы, хороводы.

Когда в младшей группе родители разных национальностей приводят детей в группы с углублённым изучением языка и фольклора относятся к направлению групп настороженно, а потом это проходит и родители с удовольствием помогают воспитателям. Каждая семья составляет свой семейный альбом, в нем самые близкие, родные лица. Дети с охотой показывают, рассказывают о своей семье. А как интересно бывает родителям, когда начинают составлять «Генеалогическое древо семьи», надо вписывать прадедушек, прапрабабушек. Сначала родители говорят, «Ой даже не знаем», но очень многие с гордостью приносят родословную, многие находят фотографии своих предков. Именно в данных группах есть плакаты с родословными в больших форматах. А в этом году, к Году благополучного детства и укреплению семейных ценностей, данная выставка прошла внутри всего детского сада. В пед. кабинете была организована выставка «Древо моей семьи».

Второй год воспитатель башкирской группы «Карлугас» ведёт кружок по изучению башкирского языка под названием «Первые ласточки». В основном посещают кружок дети старших и подготовительных групп. Также она готовит детей для участия в конкурсе «Здравствуй, здравствуй сказка». Детский сад ежегодно участвует в этом конкурсе. В 2011 году воспитанник Ахатов Ильмаз стал победителем районного конкурса в номинации «Приз зрительских симпатий». Также в 2011 году на конкурсе «Районные звёздочки» детский сад победил в отборочном туре, и дети приняли участие в городском фестивале «Звёздочки столицы» с танцем «Случай на пасеке».

Работа по ознакомлению детей с родным краем ведётся и в остальных группах детского сада. Воспитатели группы «Радуга» вместе с детьми нарисовали карту Башкортостана, дети с удовольствием по ней занимаются. На непосредственно образовательной деятельности детей знакомят с достопримечательностями родного города. Полученные знания закрепляются в сюжетных – ролевых играх «Путешествие на пароходе», «Поездка в парк на автобусе» и др., также дети детского участвуют в национальных праздниках и развлечениях «Сабантуй», «Масленица», «День Республики».

Вместе с родителями в группах ДОУ оформляются различные фотовыставки «Мой край родной», «Моя семья», «Бабушки и дедушки среди своих внучат». Были организованы различные конкурсы стенгазет «Под крышей дома моего», «Папа, мама я крепкая семья», «Природа моего края».

Условия детского сада не всегда позволяют обеспечить непосредственное восприятие социальной жизни. И здесь на помощь приходят родители. Очень важны совместные прогулки родителей и детей по улицам родного города и совместный отдых родителей и детей на природе. Воспитатели группы «Радуга» организовывали совместные экскурсии с родителями в «Ботанический сад», «Парк Победы», такие поездки сплачивают и коллектив и семьи. Воспитывать у детей доброе отношение к природе родного края помогают сезонные прогулки, которые учат любоваться красотой вокруг нас. После каждого сезонного наблюдения, впечатления, полученные во время прогулки, непосредственно отражаются в детском художественном творчестве.

В марте 2012 года прошла выставка «Люби и знай родной свой край». Участвовали не только мамы, но и папы подключились, тети, дяди, бабушки и дедушки. Вышивки, шитье, бисероплетение, роспись по дереву, чего только не умеет наш многонациональный народ. В каждом ребенке просыпается чувство гордости за своих близких.

Эмоциональное и культурное обогащение получают дети во время встреч с профессиональными артистами, являясь активными участниками представлений. Артисты Башкирской государственной филармонии являются частыми гостями детского сада, дети с удовольствием слушают песни, слушают, как звучит курай, кубыз, видят красоту национальных танцев (башкирских, татарских, марийских, и многих других).

Анализируя работу и большой опыт воспитателей, хочется сказать, что дети многое узнают и многому учатся: они могут отличать хорошие, добрые поступки от плохих; по – доброму относиться к природе, к быту и традициям разных народов. Такая работа помогает укреплять в детях здоровые нравственные начала, любовь и уважение к родителям, своему народу, родному языку и Родине.

Публикации по теме:

Инновационный проект «Формирование гражданско-правовой культуры как фактор успешной социализации дошкольников» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №12 Подготовила: старший воспитатель.

Детское экспериментирование как средство познавательного развития дошкольников (из опыта работы)Детское экспериментирование как средство познавательного развития дошкольников (из опыта работы) «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость. «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками»,.

Из опыта работы «Валеологическая культура как средство социально-личностного развития старших дошкольников»Из опыта работы «Валеологическая культура как средство социально-личностного развития старших дошкольников» Одной из приоритетных задач развития общества является обеспечение здоровья людей и в первую очередь подрастающего поколения. Проблема.

Внедрение инновационного опыта «Русский народный танец как средство гармоничного развития дошкольников с ОНР»Внедрение инновационного опыта «Русский народный танец как средство гармоничного развития дошкольников с ОНР» Мастер класс (Основная часть) Форма проведения: педагогическая мастерская. Участники: музыкальные руководители, воспитатели ДО, учителя.

Пальчиковая гимнастика как средство развития дошкольников (из опыта работы) Методическая разработка «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи дошкольников» научно-практическая конференция педагогов МБДОУ.

Обобщение опыта работы по теме «Игра как средство по формированию навыков общения у дошкольников» Часть 2 Часть 3 План работы. 1. Актуальность темы 2. Цели и задачи. 3. Теоретическая база. • Принципы • Основные формы общения • Методика.

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников (из опыта работы) Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания, когда внедрены Федеральные государственные.

Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников (из опыта работы) Слайд №1 Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников в условиях образовательной программы ДОУ.

Проект «Фольклор как средство формирования духовно-нравственных основ у детей младшего дошкольного возраста» Паспорт проекта 1. Наименование проекта «Народный фольклор, как средство формирования духовно-нравственных основ у детей младшего дошкольного.

Развитие экспериментальной деятельности у дошкольников как условие успешной социализации Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации (жизнь быстро меняется) от человека требуют не только владеть знаниями, но и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Из опыта работы «Фольклор как средство успешной социализации дошкольников»
Опубликовано: 15 декабря 2015 в 16:40
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД