МААМ-картинки

Из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников

Ольга Гросс
Из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

в ГКП «Солнышко» МОУ «Новоселецкая ООШ» Гросс О. М.

Из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию детей,

на основе приобщения к истокам русской культуры.

Основные этапы работы.

На первом подготовительном этапе работы

Изучала методическую литературу по данной теме.

Разработала план воспитательной работы для начального этапа.

Публикация «Из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников» размещена в разделах

Начала создать необходимую предметно- развивающую среду,

разработать содержание работы в ГКП, планировать тематику семинаров, семинаров – практикумов для педагогов.

Подготовила доклад выступления для педагогов с проблемами.

Спланировала тематику мероприятий для реализации проекта с родителям.

Разрабатывала диагностики.

На начальном этапе преобразования поставила для себя

Задачи:

1. Адаптировать детей, педагогический коллектив и родителей к условиям реализации данного проекта.

2. Организовать для педагогического коллектива постоянно действующие методические семинары, семинары – практикумы по проблемам приобщения детей к истокам народной культуры.

3. По мере подготовленности вводить новые виды развивающей деятельности в ГКП и начальной школе.

4. Продолжать ознакомление детей, родителей и педагогов с содержанием, организацией, спецификой воспитательной работы на основе приобщения детей к истокам народной культуры, патриотического и гражданского воспитания.

5. Провести начальную диагностику детей, родителей и педагогов по этнокультурному развитию.

2.1. Анализ состояния работы по данной проблеме.

На этом этапе работы я провела :

Анализ уровня знаний детей;

Анализ знаний семьи;

Создание предметно-развивающей среды.

Изучив литературу по проблеме приобщения детей к истокам народной культуры, я проанализировала работу в старшей подгруппе разновозрастной группы МОУ «Новоселецкая ООШ» д. Новоселецк и определила уровень знаний детей устного народного творчества, быта и промыслов людей в Древней Руси, а также знание своей семьи и её традиций. Для этого я предложила детям такие задания:

Задание № 1. «Наша Родина»

Цель – уточнить знание своей малой Родины.

Беседа по вопросам:

1. Как называется страна, в которой мы живём? (Россия)

2. Назовите столицу нашей Родины. (Москва)

3. Какие вы знаете крупные города России?

4. Где вы живёте – в городе или в деревне? (в деревне) Чем отличается деревня от города?

5. Как называется деревня, в которой мы живём? (д. Новоселецк)

6. Определение по фотографиям «Узнай и назови».

7. Назови символику страны. ( По картинкам: флаг, герб)

Задание № 2. «Народная мудрость»

Цель – уточнить знание детьми примет, пословиц, поговорок русского народа и их значения.

Дополнить фразу знакомых пословиц, примет и поговорок, объяснить их значение:

Ученье - свет, а не ученье -. (тьма).

Апрель с водой, а май. (с травой).

Вся семья вместе, так и душа. (на месте).

Готовь сани летом, а телегу. (зимой).

Кто не работает,. (тот и не ест).

Мал золотник,. (да дорог).

Поспешишь -. (людей насмешишь).

Яблоко от яблони. (недалеко падает).

Задание № 3. «Одень куклу»

Цель – уточнить представление детей о русском народном костюме.

Задание № 4. «Укрась салфетку»

Цель – уточнить знание декоративной росписи, определить умение самостоятельно использовать имеющиеся навыки.

Задание № 5. «Русская изба»

Цель – уточнить знание детьми названий и назначения предметов быта в старину.

По фотографиям дети определяют и называют предметы быта.

Задание № 6. «Русские народные промыслы»

Цель – уточнить знание особенностей различных промыслов (дымковская игрушка, Хохлома, городецкая роспись и т. д.)

Задание № 7. «Моя семья»

Цель – уточнить знания о членах семьи и родственных отношениях.

Задание №8 «Народные игры»

Цель- уточнить знания детей о русских народных играх.

Задание №9. Назови сказочных героев.

Цель – уточнить знание русских народных сказок.

Задание№10. Назови потешки, считалки, небылицы.

Результаты анализа я представила в виде таблицы.

Таблица:

Определение уровня знаний детей по теме «Культура русского народа».

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Итог Уровень знаний

1. Влад Е. 1 0 1 2 0 1 1 1 1 1 7 средний

2. Саша С. 1 0 1 1 0 1 0 1 0 1 6 низкий

3. Рома У. 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 11 средний

4. Люба Д. 2 0 1 2 0 1 1 1 0 1 9 средний

5. Яна Л. 2 1 1 2 1 0 2 0 0 1 9 средний

6. Марина П. 1 1 2 1 0 0 2 0 0 1 8 средний

7. Максим Л. 1 0 0 1 0 0 1 0 0 0 3 низкий

Условные обозначения:

2 – справился с заданием самостоятельно;

1 – справился с заданием с помощью педагога;

0 – не справился с заданием.

Уровень знаний (в баллах) :

13 – 18 – высокий - нет

7 – 12 – средний - 5 человек

0 – 6 – низкий - 2 человек

Анкеты для детей на тему «Я- и моя семья», «Я и мир вокруг меня», «Я и мое село», «Я и моя страна», опрос детей по теме «Семейные традиции».

Полученные результаты говорят о том, что у большинства детей имеются пробелы в знании культуры русского народа и его исторического прошлого.

Кроме того, я провела анкетирование родителей по темам

«Семейные традиции», патриотическое воспитание.

Выяснилось, что родители имеют не очень глубокие знания о культурном наследии своих предков, но практически все родители стремятся к тому, чтобы вместе с детьми узнавать об истории своего родного края, о народных промыслах, традициях и т. д.

В группе должна быть создана такая предметно-пространственная среда, которая будет пробуждать в душе ребёнка лучшие чувства. Окружающие предметы, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа. В начале учебного года в нашей группе не было определённого места, в котором дети могли бы знакомиться с предметами декоративно-прикладного искусства, бытом людей в старину. Работа по приобщению к культуре русского народа проходила преимущественно только на занятиях. Анализ предметно-развивающей среды позволил сделать выводы, что необходимо привлечь родителей к сбору иллюстративного материала, пошиву народных костюмов; установить взаимодействие ГКП с родителями оснастить группу предметами старины (печь, крынки, самовар и т. д., предметами народных промыслов (дымковские игрушки, изделия с хохломской росписью, ручная вышивка и т. д.

2.2. Задачи.

На основании полученных результатов анализа предметно - пространственной среды, знаний детей и семьи я определила для себя следующие задачи:

1. Обогатить предметно-развивающую среду:

Оформить в группе уголок русского быта «Русская изба» (печка, предметы утвари, предметы народного декоративно-прикладного творчества);

Оформить альбомы фотографий по темам: «Омск», «Таврическое», «Деревня Новоселецк».

Оформить стенд в уголке социального развития «Наша семья»;

Разнообразить материал для самостоятельной художественной деятельности детей в центре художественного творчества: бумага разной фактуры, кисти разных размеров, пластилин, цветные карандаши, ножницы, глина, восковые мелки, лоскутки ткани, и т. д.

2. Повысить уровень знаний и умений детей по данной проблеме:

Основные задачи:

Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка.

формировать первоначальное представление о культуре, истории и жизни русского народа;

возражать православные народные традиции;

Взаимодействие с семьёй по принципу активного вовлечения родителей в жизнь ГКП и начальной школы, оказание им консультативной помощи, формирование у родителей представлений об основных целях и задачах воспитания детей 5-10 лет, роли этнической культуры в развитии ребенка

помогать родителям в возрождении духовно-нравственных традиций семейного воспитания детей;

знакомить с достоянием предков, которое поможет вырасти личностями, сознающими свою сопричастность к богатейшей тысячелетней истории родного народа;

воспитывать достойного человека, будущего гражданина России.

Развитие личности ребенка, на основе приобщения детей к общечеловеческим ценностям; культуре и традициям русского народа, и её духовное обогащение.

Обеспечение физического, социально- нравственного, художественно- эстетического и познавательного развития детей.

3. Повысить уровень педагогической культуры родителей:

Провести анкетирование родителей с целью определения знаний о культуре русского народа;

Составить план работы с родителями.

Предполагаемые результаты

1. Создание в школе на базе ГКП и начальной школы системы воспитания по данной тематике проекта

2. Повышение уровня воспитательной работы по этнокультуре в учреждении.

3. Повышение уровня педагогической компетентности у родителей, их участие в воспитании детей на основе полученных знаний по этнокультуре.

4. Обогащение родительского опыта идеями народной педагогики. Поддержка семьи в воспитании национального самосознания ребенка.

5. Приобретение детьми чувства безопасности, защищенности, принадлежности к определенной группе: семье, друзьям, нации.

7. Определенный набор знаний и умений о народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Умение лепить из глины, разрисовывать предметы народно-прикладного творчества, хорошее знание р. н. сказок, поговорок, потешек, пословиц, народных примет.

8. Умение играть в русские народные подвижные игры.

9. Знания детей о предметах народного быта, народных игрушках и традициях, разных видах народно-прикладного творчества, народных костюмах

10. Уголки народного искусства в ГКП и начальной школе.

11. Оборудование комнаты в виде русской избы, поместить предметы наиболее часто упоминающихся в русских народных сказках: лапти, сундук, горшки, печь, коромысло и т. д. Старинные бытовые предметы ухват, гребень, чугунок.

Русский народный промысел. (изделия из бересты, дерева, лукошки, солонки, хлебницы, цветные вышитые рушники, тканые изделия, прялки, разделочные доски, чугунный утюг.

12. Выставки изделий народно- прикладного творчества.

13. Изготовление и практическое использование русских народных костюмов.

2.4. Описание работы.

Для выполнения поставленных задач я разработала перспективный план работы.

1. Одной из главных задач нашей работы является духовно- нравственное воспитание детей на основе приобщения к истокам русской народной культуры. В течение года я проводила совместную образовательную деятельность с детьми по темам : «В каждой избушке свои игрушки», «Путешествие по Древней Руси. Илья Муромец и Соловей –Разбойник», интегрированные занятия «Знакомство с русскими богатырями», «Путешествие на машине времени в Древнюю Русь». В этой совместной деятельности дети не только закрепляли знания о богатырях, названия элементов костюма русского богатыря, пословиц о смелости и храбрости, но и воспитывался интерес и уважение к славной жизни предков и любовь к Родине, желание подражать богатырям.

Одним из главных условий патриотического воспитания детей является приобщение их к трудовой деятельности. Любовь к Родине становиться настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в словах, но и в желании, в потребности трудиться на благо Отечества, бережно относиться к его богатствам. Самостоятельная трудовая деятельность чрезвычайно важна для воспитания гражданина. Труд ребёнка-дошкольника невелик и несложен. Однако он необходим для формирования его личности. Мы поощряем такую трудовую деятельность детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для коллектива, для группы, для своего села. Но не всегда ребята знают, что и как делать. Здесь-то и нужна помощь взрослого, его совет, пример. Совместно с родителями мы проводим субботники по уборке территории участка от снега, по оформлению клумбы. Дети принимают участие в субботниках, оказывают посильную помощь родителям. Участвуя в такой деятельности, дети понимают значимость их помощи, видят результаты своего труда.

2. В образовательной области «Коммуникация» выбраны темы «Ой, ты масленица», «Нет милее дружка, чем родимая матушка», «Небылица в лицах, небывальщина», «Победа в воздухе не вьется, а руками достается»

«Земля – наш общий дом!», «Пословица не зря молвится!» и т. д. Я стараюсь широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве, как нигде, сохранились особенности русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особенное внимание в русских пословицах уделялось теме любви к родине и защите отечества. В качестве закрепления полученных знаний проведены были КВН по теме «Устное народное творчество», где соревновались в знаниях дети ГКП и учащиеся начальной школы. Литературная викторина «В Тридевятом государстве», где дети совместно с родителями закрепили знания о русских народных сказках»

Благодаря этой совместной деятельности родители стали больше читать детям сказок, небылиц, считалок.

Перед сном включаю детям колыбельные песни, это хорошо успокаивает детей.

Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и духовно-нравственного развития детей.

Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. В Художественно –творческой деятельности в течение года я знакомлю детей с разными видами декоративной росписи («Золотая Хохлома», «Гжельский узор», «Волшебная Дымка», «Чудо-Городец», рисование матрёшек, роспись русских сарафанов, кокошников, рушников, пасхальных яиц). Проводила тематические недели «Пасха», Масленица». Делали пасхальные яйца из различного материала: пластилина-графия, папье-маше, бросовый материал, скорлупа яиц. Чтобы заинтересовать на только детей, но и родителей оформила папки-передвижки «Масленица», «Пасха», где красочно оформила материал о русских народных праздниках. Дети сначала затруднялись в различении видов росписи, а сейчас самостоятельно называют ту или иную роспись, её основные цвета и узоры. Для лучшего запоминания изготовила дидактическую игру «Народные промыслы» в виде пазлов. Подготовила презентации «Дымка», «Народная игрушка», «Хохлома», «Гжель» и т. д. Осуществила подбор презентаций поэтапной работы : «Хохлома», «Дымка», «Гжель». В продуктивной деятельности эти презентации помогают детям понять и осуществить последовательность рисования различных видов народно- прикладного творчества. (Приложение папка «Презентации).

Мною было изготовлено дидактическое пособие старинное русское оружие. (С помощью его проводились игры «Чего не стало?», «Что изменилось?»). Изготовила пасхальные яйца, шлемы богатырей, кольчуги, сапоги из кожи, щиты, мечи, копья. Сшиты плащ-палатки, костюмы различных видов войск: десантники, танкисты, пограничники, связисты.

Благодаря этому детям стало легче запоминать названия оружия, военной одежды. Приобрели русские народные былины.

В совместной деятельности с родителями дети делали птицу счастья, народные игрушки, генеалогическое древо семьи, создавали герб семьи.

В свободное время дети рисуют свою семью, своих мам, расписывают бумажные силуэты и объемные игрушки. На лепке мы создаём дымковские игрушки, детям очень нравится украшать свои произведения узорами. Использую не только глину и пластилин, но солёное тесто. Ко дню Сорока Святых детям очень понравилось делать из теста жаворонков. К праздникам 23 февраля и 8 Марта дети делали открытки для пап и мам.

4. Важнейшим средством педагогического воздействия при формировании патриотических чувств дошкольников является организованное наблюдение окружающей действительности. Они видят, как люди трудятся, какие складываются трудовые отношения, как оценивается труд окружающими, как они выражают своё уважение к тем, кто хорошо работает.

Однако если мы сведём работу только к организации наблюдений, это очень ограничит круг знаний и представлений детей, не сможет достичь главной цели - познакомив с особенностями родного края, пробудив в сердце ребёнка интерес к нему, показать ему жизнь всей страны, воспитать любовь к отечеству.

Такую задачу можно решить, только умело сочетая наблюдения с чтением художественных произведений, слушанием музыки, рассматриванием картин и иллюстраций к книгам. Перед ребёнком шире откроется окно в мир, ему легче будет сделать необходимые обобщения, проявить возникшие чувства. Для воспитания социально-нравственных качеств ребёнка я использую разные формы работы :

Совместную образовательную деятельность

(«Мое родное село», «Герб и флаг Российской Федерации»);

Беседы («Моя деревня», «Города России», «Моя дружная семья»);

Экскурсии по деревне, к Памятнику.

Рассматривание фотографий д. Новоселецк, г. Омска и пгт. Таврическое. Рассматривание семейных альбомов; Просмотр презентаций по данным темам.

Коллекционирование медалей военных лет, гербариев, осенняя коллекция одежды для куклы, различных видов транспорта.

Проектную (краткосрочную) деятельность. (Пасхальное яйцо, шубка для снегурочки, новогодняя игрушка и т. д.)

Конкурсы (Лучшая дидактическая игра своими руками, лучшая картина о осени.)

Выставки совместных работ.

Листы активности «Любовь к Родине начинается с семьи»

5. Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и развлечения. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связанны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. Очень интересно прошли в группе праздники «Осенняя Ярмарка», «День Матери», «Праздник мам и бабушек» и «Масленица», «Рождество». Совместные праздники с учениками начальной школы («Масленица», «Рождество», «Новый год» «Праздник Пасхи».). КВН («Устное народное творчество»)

Гражданско-патриотическое воспитание осуществлялось на занятиях «Дорога к звездам», «Покорение космоса», «Моя Родина- Россия», «Они сражались за Родину», «Праздник Победы»,

викторины («Путешествие по России», «О Родине»)

Кроме того на музыкальных занятиях мы разучили хороводы. Дети с удовольствием инсценируют русскую народную песню «Как у наших у ворот», «Калина», «А я по лугу».

6. Духовно- нравственное воспитание связано с физическим развитием. Такие качества, как сила, смелость, ловкость, необходимы будущим труженикам и защитникам Родины, лучше всего развиваются в спортивных играх. Свои умения дети смогли продемонстрировать на праздниках, посвященных Дню защитников Отечества, в развлечении «Мы -Богатыри». Дети весело прыгали в мешках, бегали в обруче, метали мешочки в цель, играли в русские народные игры «Петушиный бой», «Перетягивание каната». На такие совместные мероприятия дети откликаются очень эмоционально.

7. Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, игра влияет на развитие всех сторон личности, способствуют решению задач нравственного, патриотического воспитания. Предметно-игровая среда в ГКП организована таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заняться любимым делом. Для многих сюжетно-ролевых игр вносится оборудование и игрушки, расширяющие личный опыт детей. Предметно- игровая среда организована так, чтобы дети могли участвовать во всем многообразии игр: сюжетно-ролевых, строительно- конструктивных, театральных, народных, хороводных. Такая среда будит познавательную активность, самостоятельность, ответственность и инициативу. В группе создана благоприятная предметно-развивающая среда собраны атрибуты для сюжетно- ролевых игр: «Почта», «Больница», «Парикмахерская», «Военные», «Школа», «Семья», «Библиотека», «Магазин».

Детям очень нравятся народные подвижные игры: «Жмурки», «Золотые ворота», «Горелки», «Сковорода», «Цепи», а также словесные - «Испорченный телефон», «Краски», «Чепуха», «Колечко».

8. Главные помощники педагога – родители. Самопознание, самоуважение маленького человечка, доброе отношение к другим начинает формироваться в семье. Именно в семье дети получают первые представления о культуре своего народа, и одним из важных педагогических условий приобщения детей к истокам народной культуры является активное включение родителей в эту деятельность. Семья обладает особыми педагогическими возможностями, которые не может заменить дошкольное учреждение : любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная и эгоистическая направленность. В своей работе я стараюсь опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Для начала я провела групповое родительское собрание, на котором рассказала о направлениях в работе по приобщению детей к истокам народной культуры. За период последних 5 лет были проведены следующие собрания: «Охрана жизни и здоровья детей», «Уроки воспитания», «Растим патриотов», «Воспитание у детей уважения к родителям». Консультации «Как создать родословную своей семьи», «Как создать герб семьи», «Все лучшее человеку достается от матери», «Роль семьи в борьбе с алкоголизмом», «Народная игрушка в жизни дошкольника», «Чем можно занять ребенка дома». Лекторий для родителей ГКП и начальной школы по теме «Духовно-нравственное воспитание детей на Руси». Прошел междусемейный конкурс «Семья - крепость моя». Использование потенциала семьи осуществляется путё м:

привлечения родителей к проведению праздников.

Пеплер О. И. помогала в организации детских праздников.

участия родителей в выставках семейного творчества;

предоставления родителями фотографий, альбомов, предметов быта и искусства, хранящихся в семье;

совместного с детьми участия в развлечениях, пошив русских народных костюмов (очень хорошие русские народные костюмы приготовили Агафонова М. Я., Пеплер О. И. красивые сарафаны, кокошники вышитые бисером.)

создания семейного генеалогического древа (семьи Пеплер, Альсеитовых.);

создания семейных гербов (семьи Багно, Альсеитавых, Пеплер.)

участия в создании «Птицы счастья семейного благополучия»

(активное участие принимали семьи Ещенко, Умаровых, Слипченко, Мухачевых);

Участия в создании народной куклы активное участие приняли семьи Слипченко, Пеплер, Лай.

Активное участие в пошиве костюмов для народных праздников

принимали почти все семьи воспитанников.

Благодаря активному участию родителей в ГКП собран сундук костюмов для художественно-театрализованной деятельности. В последний год работы в своей деятельности широко стала использовать совместные проекты взрослых и детей. «Книжка-самоделка»- «Русские блюда»

«Рецепты блинов», «Салаты», «Птица счастья семейного благополучия» благодаря совместной деятельности родителей и детей, расширяется кругозор детей, они лучше запоминают названия блюд, овощей, развивается рука, появляется интерес к совместной практической деятельности.

Родители становятся полноправными участниками, педагогического процесса и у них появляется интерес к данной проблеме.

Таким образом, я веду работу по проблеме приобщения детей к истокам народной культуры по всем направлениям программы, опираясь на помощь родителей.

3. Выводы.

После проведения системы работы по теме «Духовно –нравственное воспитание детей на основе приобщения детей к истокам народной культуры» была проведена повторная диагностика, и показатели значительно улучшились, что я и отразила в таблице и в графике.

Таблица: Исходящая диагностика определения уровня знаний детей

по теме «Культура русского народа».

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Итог Уровень знаний

1. Влад Е. 2 1 2 2 1 1 2 2 1 1 15 высокий

2. Саша С. 2 1 2 1 1 1 1 1 1 1 12 средний

3. Рома У. 2 2 2 2 2 2 2 1 1 2 18 Высокий

4. Люба Д. 2 1 2 2 1 2 2 1 1 2 16 Высокий

5. Яна Л. 2 1 2 2 1 2 2 1 1 1 15 Высокий

6. Марина П. 2 2 2 1 1 1 2 1 1 2 15 Средний

7. Максим Л. 1 0 1 1 1 1 1 0 0 1 7 средний

Высокий уровень – 4 человека

Средний уровень – 3 человека

Низкий уровень – нет

Сравнительный анализ результативности работы по формированию у дошкольников интереса к истокам русской народной культуры показал очевидную положительную тенденцию в знаниях и умениях детей. Дети проявляют устойчивый интерес к истории своего народа, его прошлому, к народным промыслам, а также любовь и заботу о старшем поколении, не только правильно называют предметы быта старины, но и понимают их назначение; правильно называют виды народного декоративно-прикладного искусства и знают особенности того или иного промысла; умеют передавать свои знания о промыслах в разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация); правильно называют членов своей семьи и определяют родственные отношения; самостоятельно называют особенности и главные достопримечательности своего родного края; используют в повседневной жизни различные виды устного народного творчества (потешки, частушки, пословицы, поговорки и т. д.).

В группе создан уголок русского быта «Русская изба», дети с удовольствием собираются за столиком в избе, пьют чай из самовара; девочки и мальчики наряжаются в русские народные костюмы, водят хороводы. После праздников родители угощают детей национальными блюдами: блинами, куличами, пирогами.

Рассказать о своей семье и даже показать её дети могут, используя стенд «Наша семья», который сделали мы совместно с родителями. В группе создан уголок художественной деятельности, где дети знакомятся с образцами народных промыслов, используют разные материалы для создания своих работ.

Родители стали принимать активное участие в работе по данной проблеме : шьют не только народные костюмы, но народных кукол, составляют альбомы, помогают в сборе иллюстративного материала, в проведении занятий. Таким образом, последовательная система работы даёт устойчивый положительный результат в формировании у детей интереса к народной культуре и историческому прошлому своей страны.

Сравнительные результаты уровня сформированности у детей 5-7 лет за 2010 – 2012 годы

В результате проведения итогового мониторинга можно сделать вывод, что после реализации проекта уровень сформированности основ русской народной культуры значительно повысился, высокий уровень повысился до60 %, детей с низким уровнем сформированности основ русской народной культуры нет.

А в целом говорить о результатах проводимой работы по духовно – нравственному воспитанию детей пока сложно. Ведь педагоги выступают в роли сеятелей «мудрого, доброго, вечного», а произрастёт ли семя, даст ли плод, зависит от многих причин: ведь жизнь ребёнка – это непрерывный рост, постоянное развитие личности. И очень важно, чтобы в пути каждого ребёнка сопровождали не только настоящие педагоги, но и добрые, чуткие и мудрые родители, верные друзья, чтобы каждая минута общения с ними духовно наполняла и обогащала детскую душу! Для этого мы делаем всё возможное.

Публикации по теме:

Из опыта работыИз опыта работы Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Плахтеева Наталья Евгеньевна. Я являюсь руководителем кружка «Истоки». Хочу поделиться с Вами.

Презентация опыта работы «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» из опыта работы :"Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников" Выбор моей темы связан с целью глубже изучить методы, приёмы, через.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников
Опубликовано: 11 июля 2013 в 16:41
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Гросс (УИ 12841) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД