Папки-передвижки

Из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию

Боголепова Елена
Из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию

Выступление на педсовете на тему «Из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию детей»

Воспитатель :

Боголепова Е. Н.

ноябрь 2017 г.

В настоящее время тема духовно-нравственного воспитания актуальна.

Публикация «Из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию» размещена в разделах

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».

Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек Мы ставим перед собой задачи по духовно – нравственному воспитанию дошкольников такие как:

• Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро.

• Создать условия для восприятия целостной картины мира.

• Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.

• Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас.

• Развивать музыкальную культуру, приобщать к пению, классической, духовной и народной музыке.

• Осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию, укреплению воли и выносливости.

• Прививать трудовые навыки, учить выполнять простейшие бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.

• Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей.

В нашей группе проводится работа по духовно-нравственному воспитанию детей. Для эффективной работы у нас в группе организован уголок по духовно-нравственному воспитанию.

В уголке есть папки: «Мои добрые дела,» «Мой поселок», «Москва –столица нашей Родины», «Храмы», по народно-прикладному искусству –Хохлома, Гжель, Дымка, Городец…

Дидактические игры:

«Рукотворный и нерукотворный мир», «Сотворение мира», «Ремесла на Руси», «Россия», «Собери узор».

Книги: «Былины», «Стены древнего Кремля».

Творческая папка «Сотворение мира», где собраны рисунки детей по данной теме.

В группе мы проводим с детьми беседы: «Хорошо-плохо», «Родной край, «Храмы», «О семье», «О богатырях», «О хлебе», «Об избе»

В устном народном творчестве сохраняются особенные черты национального характера, присущие ему нравственные ценности. В ходе ознакомления в детском саду детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками происходит приобщение их к общечеловеческим нравственным ценностям. При чтении рассказов Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского и других авторов обсуждаем поступки героев. Как бы дети поступили в данной ситуации. Проводим викторины по сказкам, отгадываем загадки, заучиваем стихи.

На занятиях использую музыкальное сопровождение включаем русские народные песни «Во поле береза», включаю в занятия хороводы, слушали «Колокольный звон», «Птичье пенье», колыбельные, песни «Изба» по изучении темы ««Русскую изба». Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, мы обязаны сами его хорошо знать и любить. Педагог должен продумать, что и как целесообразнее показать и рассказать детям, что необходимо особо выделить, что является наиболее характерным для данной местности или данного края.

Неотъемлемой частью приобщения детей к истокам русской культуры является их знакомство с русскими народными играми. Наиболее полюбившимися детям стали такие игры, как: «Ручеек», «Садовник», «Гуси-лебеди», «Медведь», «Краски», «Каравай» и т. д. Эти игры не только способствуют физическому развитию дошкольников, но и обогащают их словарный запас, знакомят с устаревшими словами и их значением.

Основным видом деятельности дошкольника является игра. В игровой форме мы знакомим детей с различными бытовыми ситуациями в семье. Так, вместе с ребятами строим сюжетные игры: "Дочки - матери", "Хозяюшки", «Семья» и т. д. Они являются существенным дополнением к познавательным занятиям. В игре обогащается словарный запас ребенка.

В свободное время дети строят здания нашего поселка, рисуют наш поселок, природу- деревья, животных… Рассматривают альбомы «Храмы», «Москва», «Кремль», играют в дидактические игры.

На сегодняшний день можно сделать вывод, что самым слабым, местом в духовно – нравственном воспитании детей является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

С родителями проводим беседы, консультации на темы:

«Непослушание», «Роль семьи в воспитании детей», «Как научить ребенка трудиться», «Упрямство или приступы агрессии».

В начале года дети неумело общаются друг с другом, словарный запас невелик. С помощью добрых и вежливых слов мы учим ребенка обращаться к друг другу с просьбой, быть внимательными, вежливыми. Учим детей сопереживать, жалеть друг друга, трудиться, помогать друг другу.

Приобщая старших дошкольников к духовно-нравственным ценностям мы достигли следующих результатов.

Усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру.

Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.

Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе.

Потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование.

Психо-эмоциональное благополучие.

Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.

Деятельное отношение к труду.

Ответственность за свои дела и поступки.

В своей работе мы выделили правила, которым следуем сами и создаем условия для реализации этих правил дошкольниками.

Правила почитания и уважения старших

Нельзя:

- огорчать старших, родителей непослушанием, плохими словами и поступками;

- бездельничать, когда все вокруг трудятся;

- смеяться над старостью и старыми людьми;

- вступать в споры, пререкания с уважаемыми и взрослыми людьми;

- выражать недовольство тем, что у тебя нет той или иной вещи, игрушки;

- оставлять старшего, больного, слабого в одиночестве, если у него никого нет, кроме тебя;

- обижать девочку, девушку, маму.

Правила дружбы

- Не хвались и не гордись своими успехами, красивыми вещами, играми, игрушками и т. д. Не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается.

- Всегда оказывай помощь другу, если он попал в беду.

- Не ссорься с друзьями, не спорь по пустякам, учись уступать, прощать обиды.

- Останови друга, если он делает что-то плохое.

- Не завидуй друзьям, а радуйся их успехам. Если поступил плохо, не стесняйся в этом признаться, попросить прощения и исправиться.

- Не наушничай, не доноси на товарища.

- Умей принять помощь и советы от других ребят.

Правила доброго любящего сердца

Любящее сердце:

- милосердствует, никогда никому не причиняет зла;

- не превозносится над другими, не гордится;

- много терпит, все переносит без уныния, без печали;

- не гневается, не раздражается, не мыслит зла;

- не завидует, не ищет своего;

- не радуется неправде, а порадуется истине;

- не требует ничего взамен: ни платы, ни одобрения, ни других наград;

- неизменно, не зависит от настроения, удобств или других обстоятельств;

Правила добрых дел

Поступай так, чтобы сделать как можно больше добра многим людям.

- Не твори добра на показ.

- Не утаивай в сердце злобу, неприязнь.

- Старайся искоренять плохие привычки.

- Не позволяй себе обманывать других. Избегай пустой болтовни и клеветы.

- Не нарушай обещания. Если дал слово – постарайся его исполнить.

- Не бери, не присваивай чужие, найденные вещи, деньги, игрушки. Не прячь и не утаивай. Постарайся найти, отдать потерявшему.

- Без разрешения ничего не бери.

- Помогай бедному, голодному. Не проходи равнодушно мимо человеческой беды, горя, отчаяния.

- Примиряй ссорящихся.

- Утешай в печали, скорби, болезнях.

- Никогда не произноси плохих злых слов, оскверняющих душу человека.

- Не будь жадным, негостеприимным.

- Говори то, что думаешь и чувствуешь (не лицемерь).

- Не уходи от ответственности за свои поступки (малодушие).

- Старайся не строить свои радости на чужом горе (предательство).

Правила вежливости

Будь вежлив. Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

- Будь всегда приветлив: при встрече здоровайся, за помощь и заботу благодари, уходя, не забудь попрощаться.

- Старшим, больным и усталым уступай место в транспорте; постарайся делать это не напоказ; не жди, чтобы тебя попросили уступить место.

- Упавшему помоги встать. Старшему, слабому, слепому помоги перейти через дорогу. Делай это сердечно, от души, любезно, не смущаясь.

- Никогда и никуда не опаздывай. Всегда приходи в назначенный час.

- Не заставляй волноваться о себе. Уходишь из дома – скажи куда пошел, когда вернешься и старайся не опаздывать.

- Не капризничай. Твой каприз может испортить настроение другим, причинить им беспокойство.

Правила воспитания щедрости

- Учим себя отдавать, делиться со всеми.

- Делимся немногим и, оказывается, совсем можем не страдать.

- Никогда никому не говорим о том, что поделились с кем-нибудь. Учимся молчать о сделанном добре.

- Жадность все любит считать. А если будем считать, сколько отдали, никогда от нее не избавимся.

Публикации по теме:

Презентация педагогического опыта «Организация кружковой деятельности по духовно-нравственному воспитанию детей» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №16 «Рябинка» города Дубны Московской области "Презентация педагогического.

Дидактические игры по духовно-нравственному воспитанию Игры могут быть использованы на уроках по основам православной культуры. Игра «Острова» Дидактическая задача. Учить детей использовать в.

Комплексно-тематический план работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста Тема, цели организованной образовательной деятельности Время проведения Сентябрь - Ноябрь 1. Блок. Воспитание общечеловеческих духовно.

Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию детейОпыт работы по духовно-нравственному воспитанию детей Без памяти нет традиций, без традиции нет воспитания, без воспитания нет культуры, без культуры нет духовности, без духовности нет личности,.

Отчет по духовно-нравственному воспитанию дошкольников Видео Тема: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через приобщение их к культуре Терского казачества.»Если ребенок родился и рос На родной.

Занятия по духовно-нравственному воспитанию «Золотые купола» Конспект занятия № 4. Тема: Семья. Рождество. Дружба. Дом. Программное содержание: Обучающие задачи: познакомить детей с правилами доброй,.

Система работы воспитателей по духовно-нравственному воспитанию Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной.

Сообщение из опыта работы по нравственному воспитанию детей младшего дошкольного возраста посредством сказок Многие современные ученые указывают на то, что большую роль в нравственном воспитании ребенка играет художественная литература, а именно.

Фотоотчет о работе по духовно-нравственному воспитаниюФотоотчет о работе по духовно-нравственному воспитанию ОТЧЕТ работы по духовно-нравственному воспитанию в МБДОУ д/с к/в № 11. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения проблема.

«Всему начало здесь — в краю родном». Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, раскрываются задачи, содержание, формы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию
Опубликовано: 14 апреля 2018 в 15:19
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД