Папки-передвижки

Из опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию

Нина Михайловна
Из опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы

Нравственно - патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие как нравственных, так и патриотических чувств.

В настоящее время семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители всё меньше внимания уделяют детям и их воспитанию, растёт число неполных и неблагополучных семей. Ребёнку всё сложнее полюбить свой дом, семью, да и детский сад тоже. Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, детского сада. Дети должны научиться не только брать, но и отдавать, заботиться о своих близких, быть внимательными друг к друг, сострадать.

Публикация «Из опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию» размещена в разделах

Чувство Родины…

Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Постепенно у дошкольников складывается «образ собственного дома» с его укладом, традициями, стилем отношений. Ребёнок принимает свой дом таким, каков он есть и любит его. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине, Отчизне. Если в семье есть свои, только ей присущие привычки, правила (отмечать какие-то даты, готовить друг другу сюрпризы, вместе отдыхать и т. п., то всё это постепенно и основательно входит в социальный опыт ребёнка и остаётся как приятные воспоминания детства, которые хочется пережить снова. У каждого есть воспоминания, они дороги человеку и накрепко привязывают его к родному дому, родным людям.

Всем известный факт: формирование личности человека происходит в дошкольном возрасте. И мне, как воспитателю дошкольного учреждения, формирование у детей патриотических чувств и любви к своей Малой и Большой Родине является первоочередной задачей.

Целью патриотического воспитания мне представляется формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду.

Достижение поставленной цели стараюсь осуществить через решение следующих задач:

1. Воспитывать у ребёнка любовь и привязанность к своей семье, родному дому, детскому саду, посёлку.

2. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.

3. Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.

4. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

5. Формировать духовно-нравственные отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, посёлку, к природе родного края.

Мною установлена последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Работа проводится регулярно и в системе. Большая роль отводится мною созданию условий, разнообразию приемов и методов в работе с детьми. Работу по патриотическому воспитанию начинаю с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми.

В своей работе использую различные технологии:

• игровые,

• информационные,

• коммуникативные,

• проблемные,

• развивающего обучения,

• визуальные,

• проектные,

• ИКТ.

Особое место в работе по нравственно - патриотическому воспитанию отвожу произведениям детской художественной литературе, русским народным играм, устному народному творчеству, народно-прикладному искусству.

Система и последовательность работы

по нравственно-патриотическому воспитанию детей

Тематические блоки:

Блок - «Семь Я», «Я и Моя семья», «Я и мои друзья», «Я и взрослые».

Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, любви к своему дому, своим сверстникам.

С целью воспитания у детей любви и уважения к мамам, папам, пожилым людям провела следующие праздники и развлечения: «День семьи, любви и верности», «День матери». Мои воспитанники стали активными участниками фотовыставок «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны», «Дембельский альбом», «Летний отдых с семьёй» и т. д.

Блок - «Культура и традиции»

Знакомлю детей с семейными традициями семьи, с традициями и бытом России, с историей возникновения народных игрушек, с видами устного народного творчества. Использую в работе с детьми накопленный опыт работы по краеведению, этно-культурному воспитанию, ознакомлению с народным искусством. С этой целью провела следующие занятия и развлечения: «Ярмарка дымковских игрушек», «Украшение головного убора казаков-некрасовцев», «Секреты старины», «Масленица», «Осенины», разработала педагогический проект «Традиции в нашей семье». Традиционно в нашем детском саду, осенью проходит выставка «Дары осени», зимой - выставка «Новогодняя игрушка», весной – «Огород на окне». Родители вместе с детьми каждый раз являются их активными участниками, лучшие работы отмечаются грамотами. Всё это формирует у дошкольников чувство заинтересованности в выполнении общего дела, радость от достигнутого результата.

Блок - «Я и Родина».

Знакомство дошкольников с родным посёлком, с краем – процесс длительный и сложный. Он не может происходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой, и эта работа, в основном, проводится вне занятий. Одна из главных задач, которую я ставлю перед собой при подготовке каждого занятия – подбор наглядного материала: репродукции картин, различные схемы, рисунки, фотографии из прошлых лет и современных достопримечательностей. Воспитывая у детей любовь к своему посёлку, к родному краю подвожу их к пониманию, что их посёлок — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего. Работу по ознакомлению детей с Родиной провожу поэтапно. Следующим этапом является знакомство детей с достопримечательностями нашего посёлка. С детьми проводила экскурсии в Этнодеревню, в филиал музея изобразительных искусств г. Ставрополя. Совместно с родителями своих воспитанников, совершили экскурсию по достопримечательностям посёлка. Дети с интересом рассказывали о том, где они были, что интересного узнали о нашем посёлке. Воспитывая у детей любовь к своему поселку, подвожу их к пониманию, что их поселок - частица Родины.

Блок - «Этих дней не смолкнет слава».

Каждый год накануне Дня Победы в детском саду проводятся мероприятия, посвященные победе нашего народа в Великой Отечественной войне. Мои воспитанники приняли активное участие в подготовке и проведении праздничного концерта для ветеранов и тружеников тыла, участвовали в конкурсах «Смотр песни и строя», «Стихи о Победе».

Для ветеранов Великой Отечественной войны, солдат Российской Армии дети готовили праздничные открытки.

Стало традицией после окончания праздника возлагать цветы к Вечному огню, к памятнику погибшим воинам. Такие формы работы формируют у детей чувство гордости за свой народ, свою армию, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, к своей стране, сопричастности к её истории, любовь к семье и её традициям. Вызывают желание быть похожими на сильных, смелых российских воинов.

Блок – «Вижу чудное раздолье…»,

Ведется работа по расширению представлений детей о природных ресурсах родного края, воспитывается чувство ответственности, бережное отношение к природе. Ярким событием стали совместные с родителями походы, во время которых дети не только имеют возможность познакомиться с местностью, в которой они живут, но и вместе с родителями любоваться самыми красивыми местами своей малой Родины, своим поселком.

Традицией стало в зимнее время заботиться о птицах нашего посёлка. Вместе с родителями дети изготавливают кормушки, которые вывешивают во время прогулки, наблюдают за зимними деревьями и следами животных. На экскурсиях мы собираем разнообразный природный материал, который затем используем в продуктивной деятельности. Дети самостоятельно изготавливают различные поделки из природного материала.

Блок – «Педагогическое сопровождение семьи».

Формирование патриотических чувств у детей невозможно без установления тесной связи с семьёй, поэтому активное участие принимают родители.

Разработала педагогический проект «Традиции в нашей семье». Дети вместе с родителями составляли генеологические древа, рассказ о своей семье, о своих семейных традициях. Наш проект «Традиции в нашей семье» занял в районном конкурсе 1 место. А семья воспитанницы Юдиной Дарьи была награждена грамотой за лучшее генеологическое древо. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

Совместно с родителями своих воспитанников, совершили экскурсию по достопримечательностям посёлка. Дети с интересом рассказывали о том, где они были, что интересного узнали о нашем посёлке.

В работе с родителями использую разнообразные формы:

• КВН,

• собрания,

• посиделки,

• конкурсы,

• выставки,

• экскурсии,

• игровые программы.

Провела родительское собрание на тему «Я - семья - род – народ», развлечение, посвященное Дню матери. Дети, совместно с родителями, приняли активное участие в развлечении «Будем в Армии служить», где чествовали защитников нашей Родины.

Наши родители принимали активное участие в жизни группы. В течение нескольких лет мы участвовали в разнообразных конкурсах, выставках.

Подводя итоги о проделанной работе, следует вывод, что родители моих воспитанников стали более осознанно относиться к вопросам нравственно-патриотического воспитания. У них возрос интерес к мероприятиям, проводимым в группе, и в детском саду (конкурсы, спортивные соревнования, дни открытых дверей, походы по родному поселку и т. д.). Участие родителей воспитанников в жизни детского сада стало более активным и ощутимым.

Уверена, что проводимая мною работа помогает детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями; учит любоваться природой, бережно относиться к ней.

Работу по нравственно-патриотическому воспитанию предполагаю совершенствовать.

Для меня это не столько самоцель, сколько образ жизни. И я буду стараться, чтобы как для моих воспитанников, так и для их родителей развитие нравственно-патриотических чувств, стало одной из составляющих их жизни.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Нравственно-патриотическое воспитание в детском саду.Нравственно-патриотическое воспитание в детском саду. Дошкольный возраст – это особая эпоха человеческого развития. В этот период ребёнок очень раним, социально не адаптирован, находится в стадии.

Проект «Живи в веках, моя Россия» (презентация) Актуальность проекта: нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит формирование и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Из опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию
Опубликовано: 12 января 2015 в 00:06
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Из опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию» (включая файлы) размещена пользователем Нина Михайловна (УИ 292753) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД