Из опыта работы по организации коррекционно-развивающих занятий с детьми младшего школьного возраста.

Тамара Рублёва
Из опыта работы по организации коррекционно-развивающих занятий с детьми младшего школьного возраста.

Современные школьники отличаются снижением функциональных возможностей нервной системы. Так, в группе условно здоровых детей психоневрологические отклонения отмечаются в 30–56 % случаев. Подобные нарушения проявляются в снижении способностей к обучению, в задержках моторного развития и в отклонениях эмоционального развития [1]. Любая психическая функция, деятельность и поведение рассматриваются в нейропсихологии как вертикально организованная система, состоящая из трёх взаимосвязанных и взаимодействующих функциональных блоков мозга. (ФБМ).1 ФБМ - это блок регуляции энергетического тонуса и бодрствования. 2 ФБМ - блок приема, переработки и хранения информации. 3 ФБМ - блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности (лобные доли правого и левого полушарий). Современное школьное образование развивает в первую очередь вербально-логические функции (3 ФБМ). Ошибочно считают, что рецепт улучшения обучения есть только один - дополнительно читать, писать, считать, нанося тем самым огромный вред его психическому развитию, потому что все, что ребенок делает через силу, истощает его энергетический ресурс (1ФБМ). Трудности в учении могут быть вызваны и отставанием в развитии функции переработки информации (2 ФБМ): слуховой, кинестетической (ощущения, поступающие от двигающихся органов, зрительной, зрительно-пространственной. Это дети с синдромом функциональной несформированности межполушарных взаимодействий («автономностью» мозговых полушарий). Отсутствие работы над развитием 2 ФБМ проявляется в широком распространении и стойкости зрительно-пространственной дисграфии и других нарушениях. Таким образом, коррекционно - развивающая работа специалистов направлена «снизу вверх» (от движения к мышлению, а не наоборот. Естественному повышению работоспособности и эффективности работы мозга способствуют: творческие, игровые задания на ИКЗ, дозировка заданий, позитивные эмоции, принцип контрастности переживаний (перемена места в пространстве, чередование видов работ – упражнения за партой и задания на движения в пространстве, поощрения за приложенные усилия на ИКЗ (наклейки в тетерадь и т. д., поиск успешности в разных видах деятельности (рисовании, лепке, и др., арт-методы для расслабления и позитивных эмоций (например, работа с обычным и кинетическим песком, физминутка под музыку и пр.). Приведём примеры упражнений, которые используют специалисты нашего Центра на ИКЗ. Дыхательные и дыхательно-координационные упражнения. «Забей гол». Ребенок садится напротив взрослого. Взрослый складывает из кубиков ворота, берёт шарик из кусочка ваты или мячик для пинг-понга, кладет его на стол перед ребенком. Взрослый показывает, как нужно задуть шарик в ворота («забить гол»). Ребенок должен стараться делать выдох сильным настолько, чтобы шарик влетел в ворота. Повторить 3-5 раз. «Художник». Вдох. Задержка дыхания. На выдохе ребёнок рисует на песке одновременно обеими руками разные геометрические фигуры (например, круги, затем квадраты, треугольники). Усложняя упражнение, геометрические фигуры рисует с разных точек правой рукой круг рисует сверху, а левой начинает снизу). «Сыщик». «Представь, что твои глаза - это видеокамера сыщика. Тебе нужно глазами следить за игрушкой, не поворачивая головы, как это делает сыщик». Взрослый плавно перемещает игрушку перед его глазами вправо, влево, вверх, вниз, к переносице. Ребенок должен удерживать взгляд в этих крайних точках 1-2 секунды. «Паровозик». Ребёнок садится на пятки, ноги вместе. Спина прямая, голова прямо, не двигается. Глаза смотрят вперед на любую точку впереди. Руки вытянуты вперед. Кисть одной руки сжата в кулак. Ладонь другой руки «смотрит» в пол, пальцы прижаты к друг к другу и «смотрят» вперед. Взрослый командует ребенку сделать вдох через нос (рот закрыт, одновременно кулак одной руки разжимает, ладонь «смотрит» в пол, а ладонь другой руки сжимает в кулак. На выдохе через широко открытый рот изображает паровоз, издает звуки («пых», одновременно меняет положение кулака и ладони. Ребенок дышит медленно и глубоко. Двигаются только кисти рук. «Селфи». Взрослый предлагает ребенку представить, что у него в руках смартфон на селфи – палке («моноподе»). Ребёнок вытягивает руку горизонтально на уровне глаз. Он фотографирует себя, при этом «рукой-моноподом» рисует горизонтальную, затем вертикальную «ленивую восьмерку». Голова прямо, за «смартфоном» следят только глаза. На следующем этапе «рука-монопод» отводится вправо, глаза вправо, а язык с напряжением выставляет влево, делает вдох. Фиксирует положение, делая селфи. Затем «рука-монопод» отводится влево в крайнее положение, глаза отводит влево, а язык вправо. Выдох. Фиксирует положение, делая селфи. «Капризный фотограф»[2]. Взрослый играет роль фотографа, который ищет кадр для снимка. Помощнику фотографа, ребенку,надо разместить игрушки: корову справа от зайца, собачку за мышкой, кошку под стулом и т. д.

Источники. 1. Березкин Д. В. Функциональные характеристики центральной нервной системы и нарушения познавательных функций у детей с неврозоподобными расстройствами резидуально- органического генеза Клиническая и специальная психология 2016. Том 5. № 2. С. 46–62. 2. Колганова В. С., Пивоварова Е. В. Нейропсихологические занятия с детьми: В2 ч. Ч. 2. М., 2015. С. 19 3. Коноваленко С. В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. Практикум для психологов и логопедов. М. ,1998.

Публикации по теме:

«Супер-мамам». Фотоотчет об уроках доброты к Дню матери с детьми младшего школьного возраста«Супер-мамам». Фотоотчет об уроках доброты к Дню матери с детьми младшего школьного возраста Для каждого ребенка мама единственный и неповторимый человек на земле. Мамина любовь – это абсолютно бескорыстное и удивительно по своей.

Технологии поддержки детской инициативы и самостоятельности с детьми дошкольного и младшего школьного возраста Дошкольник – это прежде всего деятель, Стремящийся самостоятельно познавать и преобразовывать мир за счёт возникающих разнообразных инициатив.

Цикл коррекционно развивающих занятий для детей 5–7 лет Коррекционно-развивающие занятия с детьми 5-7 лет Введение. Без памяти мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для.

Из опыта работы. «Дидактические игры экологической направленности для детей младшего дошкольного возраста»Из опыта работы. «Дидактические игры экологической направленности для детей младшего дошкольного возраста» Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средств экологического воспитания являются дидактические игры экологического содержания.

Конспект занятия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста «Дом мечты» Тема: Дом мечты. Цель: Воспитание ценностного отношения к семье посредством творческого восприятия семейных ценностей, игровых упражнений,.

Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий «Какого цвета твоя боль» Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий: «Какого цвета твоя боль» (работы с последствиями травмирующей ситуации (детским.

Программа коррекционно-развивающих занятий по сказкотерапии на развитие эмоционального интеллекта «Академия чувств и эмоций» Областное государственное казённое учреждение социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Планета.

Роль коррекционно-развивающих занятий для детей и подростков стационарного отделения в Социально-реабилитационном центре Роль коррекционно-развивающих занятий для детей и подростков стационарного отделения в Социально-реабилитационном центре. В нашей практике,.

Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством сказок из опыта работы Многие современные ученые указывают на то, что большую роль в нравственном воспитании ребенка играет художественная литература, а именно.

Сообщение из опыта работы по нравственному воспитанию детей младшего дошкольного возраста посредством сказок Многие современные ученые указывают на то, что большую роль в нравственном воспитании ребенка играет художественная литература, а именно.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Цифры
  • Изучаем цвета
Автор публикации:
Из опыта работы по организации коррекционно-развивающих занятий с детьми младшего школьного возраста.
Опубликовано: 21 марта 2018 в 18:07
+36Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 января. День Винни-Пуха на МААМ

Очередной тематический день посвящен самому известному в мире  плюшевому медведю — Винни-Пуху. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы погрузиться вместе с детьми в сказочный мир...

18 января. Международный день снеговика

Всемирный день снеговика не случайно отмечается в середине зимы именно 18-го: восьмёрка похожа на два снежных кома, поставленные друг на друга. А единичка – на метлу, что часто «вручается» снеговику....

Конспект НОД по художественному творчеству для детей старшего дошкольного возраста...
Цель : Продолжать формировать умение создавать выразительный образ зайца при рисовании гуашью. Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе....
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: «Мы - гжельские мастера». Цель: вызвать у детей...