Из опыта работы по патриотическому воспитанию детей в детском саду

Новикова Наталья Николаевна
Из опыта работы по патриотическому воспитанию детей в детском саду

ОТЧЕТ

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ

ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ

В ДЕТСКОМ САДУ

Воспитатель МБДОУ №9

Новикова Н. Н.

Родина. Это слово выражает самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство российского человека. Любовь к Родине; преданность своему народу, готовность к любым подвигам во имя Отечества и есть патриотизм - животворный и неиссякаемый источник развития общества.

Патриотизм - одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств. Нельзя быть патриотом, не чувствуя своей личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Российский патриотизм унаследовал лучшие и богатые традиции прошлого, сложился на принципиально новой основе и является патриотизмом нового, высшего типа.

Чувство патриотизма всегда жило и живет в сердцах россиян, побуждая их всемерно заботиться о процветании своей Родины, а в годы тяжелых испытаний грудью защищали ее от иноземных захватчиков. Небывалая сила российского патриотизма особенно ярко проявлялась в суровые годы Великой Отечественной войны. На защиту нашей Родины поднялись все советские люди, разгромили ненавистного врага, спасли человечество от фашистского порабощения.

Но патриотическое чувство не возникает у детей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста. Патриотизм формируется под влиянием идеологии, среды, образа жизни и идейно-воспитательной работы в семье, дошкольном учреждении, в школе, в коллективе. Поэтому процесс воспитания патриотизма является составной частью и одной из главных задач идеологической работы.

Большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств я веду в своей группе. Опыт подсказывает, что уже в дошкольном возрасте ребенок может и должен знать, в какой стране он живет, чем она отличается от других стран, почему ее называют Россией.

Дошкольник может усвоить обязанность трудиться, знать, как обеспечивается его счастливое детство. Он может усвоить, что у нашего народа есть враги, что наше Отечество укреплялось и развивалось в борьбе с врагами, что лучшие люди отдали свои жизни во имя того, чтобы детство детей было беззаботным.

Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате систематической, целенаправленной работы у ребенка формируются элементы гражданственности,ребенок знакомится со словами: Родина, страна, край, родной город, поселок, улица, дом и т. д.

В своей работе я считаю должным научить ребенка понимать, что такое обязанность (слово надо) и право (слово можно). Знакомлю детей с героями воин, объясняю почему они стали героями, почему их именами называют улицы и воздвигают памятники, знакомлю с героями труда, с разными профессиям.

Формы воспитания у детей патриотических чувств разнообразны - это и беседы о Родине, о делах народа, великих открытиях, и природе, о

хороших людях, чтение рассказов и стихов на патриотические темы, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания, проведение целенаправленно выбранных игр. Ну и самое главное - личный пример воспитателя и родителей, работа с родителями в направлении патриотического воспитания (стенды, беседы). На детей сильное впечатление производят встречи с героями войн и труда, их рассказы о жизни и подвигах. При этом учитываю возрастные особенности детей. Полезными стали рассказы и беседы с детьми о российской армии, о защитниках, отечества, любви к родному краю.

Перед тем как провести занятие или беседу по патриотическому воспитанию я сама долго и усердно готовлюсь к этому, выбираю конкретные темы и примеры, подбираю яркие слова и строю фразы.Темы такие:

«Почему наш поселок назвали Лучегорск», «Чьим именем назван Пожарский район и почему», «Почему Приморский край назван Приморским», «Чем знаменит и славится Лучегорск» и т. д.

Подбор соответствующего материала позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.

Однако было бы неверно, знакомя детей с родным краем, ограничиться только этим. У детей может сложиться неправильное или неполное представление о родном крае как части большой страны, в которой они живут и задача воспитателя при формировании патриотических чувств будет невыполнима. Нужно обязательно подчеркнуть, что каким бы особенным не был край, в нем непременно находит отражение то, что типично,характерно для всей страны в целом:

- в каждом уголке страны живут и трудятся люди, любой их труд в

почете и необходим;

- есть памятные места, свои герои;

- взрослые проявляют заботу о детях, о благосостоянии людей;

- живут люди разных национальностей, всех их объединяет

одно;

- всех людей объединяет любовь к своей стране, готовность

встать на за защиту своего Отечества;

- берегут и охраняют природу.

Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, умственного, эстетического, а также физического воспитания.

Правомерно задать вопрос: можно ли говорить о воспитании и любви к родному краю без сообщения детям определенных знаний о нем? Отбор и систематизация таких знаний проводятся в соответствии с задачами воспитателя,а также с учетом умственных возможное гей дошкольников:

1. Характер их мышления;

2. Способность к обобщению и анализу;

3. Уровень умственного развития.

В процессе ознакомления детей с материалом создаю благоприятные условия для их дальнейшего умственного развития, детям предлагаю и побуждаю их анализировать, сравнивать, обобщать то, что они видят в окружающей среде, повседневной жизни, то, что они слышат от воспитателя или родителей.

В процессе работы по патриотическому воспитанию детей решаю задачи и по эстетическому воспитанию. Эмоционально воспринимать окружающие детям помогают яркое, живое слово, музыкальные произведения, изобразительное искусство. Слушая песни и стихи о Родине, о войнах, о труде, о природе родной страны, дети учатся печалиться радоваться, ощущать свою причастность к героическому подвигу русского народа. Целенаправленно учу детей видеть красоту природы - в прогулках по поселку, выездах на зону отдыха, в угольный разрез, посещая другие места.

Окружающий мир обогащает и стимулирует детское художественное творчество. Дети моей группы с увлечением рисуют пращники и родную природу, строительство и военные сражения, поэтому я стараюсь строить беседы и занятия интересные и целенаправленные, от этого содержательнее становится детское творчество.

Работа по патриотическому воспитанию дошкольников связана с их физическим воспитанием. Дети понимают, что будущие граждане России должны расти сильными, ловкими и здоровыми.

Из всего этого можно сделать вывод, что комплексный подход к воспитанию у дошкольников любви к своей Родине, своему краю заключается прежде всего в необходимой логической взаимосвязи разных сторон этого процесса. Комплексный подход - это также взаимосвязь различных средств и методов воспитания.

Но свою работу по патриотическому воспитан но я связываю и с другими формами ознакомления детей: это и рассматривание картин, чтение книг, беседы, рассказы, музыка, сюжетно-ролевые игры, дидактические, загадки, пословицы и т. д.

Все это помогает детям расширять свои знания и развивать патриотические чувства. Для того, чтобы дети хорошо усвоили все, с чем их знакомят они должны знать историю своей страны, в этом им помогают родители, без их помощи мне - воспитателю сложно было бы работать, поэтому большую методическую работуя провожу с родителями: это консультации, беседы, наглядный демонстрационный материал, папки для родителей, выставки рисунков детей, оформление патриотическихуголков в которых есть вся символика государства: герб, флаг, текст гимна, книги о войне, военная атрибутика.

И конечно, эффективность работы с родителями зависит от психологического микроклимата и настроя, который налаживается в повседневном общении между мной и родителями детей моей группы.

Из опыта работы по патриотическому воспитанию детей в детском саду
Публикации по теме:

День Российского флагаДень Российского флага Патриотическое воспитание дошкольников сегодня - одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Дошкольный возраст как период.

Праздник 1000-летие единения мордовского народа с народами российского государстваПраздник 1000-летие единения мордовского народа с народами российского государства В последние дни уходящего лета (24-26 августа) в нашей Республике Мордовия проходил грандиозный по своему значению и проведению праздник.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Профессии и труд
  • Музыка, музыкальные инструменты
Автор публикации:
Из опыта работы по патриотическому воспитанию детей в детском саду
Опубликовано: 3 мая 2014 в 17:34
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 20.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 июня. Международный день цветка

Очередной тематический день посвящен красивейшему творению природы. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы расширить представление детей о цветах и увлечь их занимательным...

21 июня. Всемирный день жирафа

Ежегодно 21 июня, начиная с 2014 года, отмечается экологический праздник: Всемирный день жирафов. Он направлен на заботу о редком африканском животном, облик которого никак невозможно спутать ни с каким...


Горячие темочки