Из опыта работы по познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста

Ираида Ларионова
Из опыта работы по познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста

Не торопись навязывать знания ребёнку. Пускай истинный мир, явления и предметы… проходят перед ним в возможно большем количестве, пускай они приходят и снова уходят, не навязываясь ему… редко требуй от него суждений. И. Г. Песталоцци.

Дети дошкольного возраста по природе своей - пытливые исследователи окружающего мира. Есть вопросы, на которые не нужно давать готового ответа, можно предложить найти ответ самому, понаблюдав за интересующим его явлением.

Мы с вами живём в век компьютерных технологий, когда любая информация легкодоступна. Но очень часто элементарные вещи не понятны нашим детям и только мы можем научить их понимать, осознавать их, находить правильные ответы на вопросы.

В своей работе я стараюсь занимать позицию старшего друга, помогаю в проведении опыта, даю совет или рекомендации, вместе с ребенком осуществляю экспериментальные действия, если это необходимо. При ознакомлении с новым материалом, стараюсь удивить, ведь это самое сильное и стойкое эмоциональное чувство. То, что удивило – то запомнилось. Удивление - первоначальный источник познавательного процесса.

Исследовательское обучение наиболее полно находит выражение в опытно-экспериментальной деятельности, которая, наряду с игрой, является ведущей на протяжение всего периода дошкольного детства.

Экспериментирование вызывает не только огромный интерес у детей. Действуя практически с объектом исследования, ребенок обнаруживает все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, связи и отношения.

Китайская пословица гласит: «Расскажи и я забуду, покажи – и я запомню».

Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и чувствует сам.

Поэтому я стараюсь занятиях, на прогулке (наблюдения, опыты с водой и песком, со снегом и льдом, в режимных моментах (задаю вопрос "А как вы думаете?") использовать элементы экспериментирования.

НОД "Загадочный мир космоса", опыт "вращение планеты вокруг солнца"

Из опыта работы по познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста

опыт "падение метеорита на планету"

Экспериментирование имеет большое значение в умственном развитии ребёнка. Перед ним стоит определённая познавательная задача, требующая самостоятельного решения. Проведение опытов – увлекательное занятие. У нас в уголке есть персонаж "Почемучка", которому дети объясняют результаты своих опытов.

Я советовала родителям дома поэкспериментировать вместе с ребёнком, они сами в этом убедились! В процессе проведения эксперимента дети высказывают предположение, используют разные способы проверки, делают выводы. В младшей группе у нас прошел познавательно-исследовательский проект «Нам водичка добрый друг».

Тема проекта была мною выбрана в связи с тем, что дети стали задавать вопросы на интересующие их темы. Ответить на вопрос было недостаточно, нужно было показать ответ на практике. Целью проекта я поставила

выяснить имеющиеся знания детей о воде, сформировать интерес детей к наблюдениям, провести ряд опытов с водой.

В ходе проекта мы узнавали о переходе воды из одного физического состояния в другое. Учились делать выводы на основе опытов. Закрепляли знания о значении воды и ее свойствах. Развивали речевую активность.

Участниками проекта были педагоги, дети и их родители.

Предполагаемый результат по окончании проекта был:

воспитание бережного отношения к водным ресурсам, развитие интереса к экспериментированию, любознательности. Цели были достигнуты в ходе проекта.

С детьми мы создали фотоальбом «Наши опыты»

развивающий куб, которым продолжаем пользоваться

картотеку опытов, дети самостоятельно последовательно по карточке проводят опыты. Им это очень нравится.

С помощью родителей оформили уголок экспериментирования.

Презентацией проекта была проведена НОД «Нам водичка добрый друг», на которой присутствовали педагоги детского сада и родители детей. Мы с детьми в игровой и увлекательной форме закрепили знания о свойствах и качествах воды, о значении воды в жизни людей и животных.

И детям и взрослым понравилось путешествие к Королеве Капельке.

Дети с удовольствием рассказывали о своих знаниях, выполняли задания.

В продолжении проекта я провела родительское собрание «Как прекрасен этот мир, посмотри!». Цель: заинтересовать родителей проблемой ознакомления детей с окружающим миром через экспериментальную деятельность с различными предметами. Родители встали на место детей и занялись экспериментированием.

Давайте – же сделаем ребёнку жизнь интереснее и краше, будем стараться, чтобы у детей создавалось представление о себе как об умеющем, сообразительном, терпеливом. Всё это будет способствовать формированию у ребёнка любознательности самого высокого для дошкольника уровня. А в этом – залог его будущих учебных успехов и творческого отношения к любому делу, с которым он соприкоснётся.

ЭКСПЕРИМЕНТИРУЙТЕ!

Публикации по теме:

НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Виртуальная экскурсия» МДОУ д/с ОРВ № 48 НОД по познавательно-исследовательской деятельности. Тема: «Мы на луг! Вперед!», (Для детей подготовительной.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Победим микроба» Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые гости! Ребята, а ведь слово «здравствуйте», не только вежливое слово - приветствие, но и слово – пожелание.

Мастер-класс по познавательно-исследовательской деятельности детей «Основные направления работы и оборудование центра науки» ВведениеПрежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать. В. Сухомлинский Развитие познавательной активности детей.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Листопад» Тема:Листопад Познавательно-исследовательская (Ознакомление с окружающим миром) Цель:П-р - побуждать детей устанавливать причинные связи:.

Организация условий для самостоятельной поисково-исследовательской деятельности. Из опыта работы .

НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Посадка лука» НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Посадка лука» Программное содержание: • Познакомить со свойствами лука, научить сажать.

Кружок по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе Познавательно – исследовательская деятельность как один из основных механизмов развития ребёнка 1. В соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Проект по познавательно-исследовательской деятельности «Фиалки» Проект по познавательно-исследовательской деятельности «Фиалки» Анализ ситуации. Наш мир вокруг нас постоянно меняется. Каким он будет –.

Проект «Приемы, техники, методика формирования у дошкольников опыта познавательно-исследовательской деятельности» Департамент образования города Москвы Восточное окружное Управление образования Гимназия № 1404 «ГАММА» Проект по теме самообразования.

Методика формирования у дошкольников опыта познавательно-исследовательской деятельности ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГБОУ ЦО № 1404 «Гамма» Самообразование «Методика формирования.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Из опыта работы по познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 3 августа 2015 в 10:48
+41Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 27.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 июля. День этнографа

Так сложилось, что июль месяц традиционно становится временем этнографических экспедиций. Учёные, преподаватели и студенты ездят по сёлам, станицам, хуторам, расположенным вдали от крупных городов....

17 июля. День сказочных поделок на МААМ

Такие разные сказки — веселые или поучительные, забавные или трагические, а может быть даже страшные, но обязательно со счастливым концом. Невозможно представить детство без сказок! А детский сад — это...

Мастер-класс по изготовлению плоскостного театра из воздушного пластилина «Былина о...
Мастер – класс по изготовлению театра из воздушного пластилина «Былина о народных промыслах. Былина о Донских казаках » Уважаемые коллеги, гости моей...
Фотоотчет о проекте «Добрые крышечки» в нашем детском саду
"Добрые крышечки" - это крупномасштабный российский эколого-благотворительный волонтерский проект, организованный совместно Общественным движением "ДОБРЫЕ...
Фотоотчет о развлечении «Стихи читают наши дети: семья — это главное на свете» для...
МДОУ д/с «Сказка» д. Сухоноска Нижегородская обл. Ковернинский р. Воспитатель: Пескова Александра Михайловна Фотоотчет развлечения. «Стихи читают наши...