Папки-передвижки

Из опыта работы: Программа «Народная педагогика, как средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста»

Светлана Суханова
Из опыта работы: Программа «Народная педагогика, как средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста»

В настоящее время приоритетом дошкольного образования является патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей. Одна из задач утверждённая Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей. В содержании ФГОС ДО отмечается необходимость в активизации процесса воспитания патриотизма дошкольников. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Ранний и дошкольный возраст является отправной точкой и сенситивным периодом всех психологических процессов ребёнка.

Публикация «Из опыта работы: Программа „Народная педагогика, как средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволяют используемые средства народной педагогики, подготовленная развивающая среда, сочетание традиционных методов и приемов с различными формами, сложившимися в русской народной педагогике. Народная педагогика содержит богатый материал для воспитания любви к Родине и является средством обогащения представлений детей об окружающей жизни.

Знакомя детей с потешками, поговорками, загадками, сказками, мы тем самым приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям. Народное творчество увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, восприятие жизни, помогает понять, что хорошо, а что плохо, что красиво и что не красиво. Благодаря этому народная педагогика является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Система народной педагогики является универсальной, так как она охватывает все области развития личности - от физической до морально-этической. Реализация потенциала народной педагогики в воспитании детей дошкольного возраста особенно важна и необходима, в связи с тем, что в современной России наблюдается активный интерес к проблемам возрождения национальной культуры и актуализации ее духовного наследия.

Программа направлена на активное освоение детьми культурного богатства русского народа, она расширяет представления детей о традициях русской народной культуры.

Актуальность. Данная программа поможет систематизировать работу по формированию личностных качеств средствами народной педагогики. Она является частью программы, формируемой участниками образовательных отношений и направлена на формирование у детей познавательного, нравственного и речевого развития детей. Особенностью программы является то, что она строится на сочетании разных направлений образовательной деятельности.

Воспитатели ДОО испытывают затруднения при выборе парциальных программ для части формируемой участниками образовательных отношений с детьми раннего возраста. Данная программа поможет при осуществлении образовательной деятельности с детьми раннего возраста.

Новизна состоит в том, что знание культуры собственного народа, желание приобщиться к ее дальнейшему развитию могут стать основой для воспитания патриотических чувств у детей, если их знакомить с народной педагогикой с самого раннего детства. От потешек и песенок до былин и сказок лежит путь ознакомления детей с народной культурой и хорошим помощником являются современные образовательные технологии, в том числе метод моделирования - методика работы по картам В. Я. Проппа. При помощи карт ребёнок легко усваивает содержание сказок, стихов, песен, потешек, пословиц, игр, что способствует созданию его собственной мысли, речевого творчества.

Задачи, которые решаются при помощи данной методики полностью соответствуют положениям и требованиям ФГОС ДО.

Исходя из этого была определена цель данной программы :

Создание условий для развития духовно-нравственного потенциала

дошкольника посредством народной культуры.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1. Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество.

2. Прививать детям интерес и любовь к истории, культуре, традициям своего народа, воспитывать патриотические чувства.

3. Способствовать развитию познавательной, творческой активности, любознательности у детей посредством устного народного творчества.

4. Воспитать интерес и любовь к устному народному творчеству, умение слушать и понимать, эмоционально откликаться на воображаемые события, «содействовать» и сопереживать героям.

5. Создать условия для обогащения речи детей и взрослых через принятие и использование малых фольклорных форм.

6. Формировать правильную и красивую речь у детей дошкольного возраста, используя приёмы устного народного творчества

7. Развитие внимания, фантазии, воображения, обогащение эмоциональной сферы через театральную деятельность.

8. Побуждать детей активно включаться в игровые действия, употребляя различные формы: народные игры, хороводы, считалки, прибаутки.

9. Помогать детям в освоении моральных и нравственных ценностей по-средством сказок, пословиц, поговорок, частушек.

9. Организовать работу по привлечению к активному участию в образовательный процесс по формированию у воспитанников представлений о традициях русского народа родителей через современные формы сотрудничества: педагогические гостиные, КВН, мастер-классы, семинары.

Срок реализации:

Программа «Народная педагогика, как средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста» реализуется на протяжении всего раннего и дошкольного возраста :

- проводиться через все виды деятельности, с использованием различных форм и методов.

- является частью программы, формируемой участниками образовательных отношений.

Принципы построения программы :

- полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;

- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

- сотрудничество ДОО с семьей;

- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

- возрастная адекватность дошкольного образования;

- учет этнокультурной ситуации развития детей.

Предполагаемый результат.

Ранний возраст Дошкольный возраст

Проявляет интерес к устному народному творчеству (песенки, сказки, потешки, с помощью взрослых рассказывает, договаривает их. Проявляет желание участвовать в театрализованных и подвижных играх, с интересом следит за действиями героев кукольного театра.

Проходит лёгкая степень адаптации к ДОО.

- Ребёнок проявляет любознательность, интерес и познавательную активность к истории, культуре, традициям своего народа.

- Знает основные литературные понятия по фольклору; краткое содержание прочитанных литературных произведений; быт и традиции русского народа; песни, частушки, потешки, загадки,

пословицы, поговорки, заклички.

- Сформирована правильная и красивая речь.

- Ребёнок обладает развитым воображением, фантазией и вниманием, которое реализуется в разных видах деятельности.

- Ребёнок способен активно включаться в игровые действия, употребляя различные формы устного народного творчества.

- Умеет рассказывать русские народные сказки, потешки и обыгрывать их; Использует в игре предметы быта русского народа;

- Создаёт творческие работы по фольклорным произведениям

Публикации по теме:

«Лего-конструирование как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста». (Из опыта работы) Тема: «Лего – конструирование как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста». Ребёнок – прирождённый, изобретатель.

Опыт работы «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» 1. ВведениеОдним из показателей хорошего физического и нервно - психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных.

Педсовет «Русская народная игрушка как средство нравственного воспитания » (из опыта работы) МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» СМОЛЕНСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ РУССКАЯ.

Проект «Народная культура как средство обучения ориентировки во времени у детей 5–6 лет» Вид проекта: познавательно-экологический. Реализация: Сентябрь – май Цель проекта: создать необходимые условия и систему эффективной работы.

Результат работы «Народная сказка как средство нравственного воспитания дошкольного возраста» В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Детские психологи считают,.

Результат работы по теме: «Народная сказка как средство нравственного воспитания дошкольного возраста».Результат работы по теме: «Народная сказка как средство нравственного воспитания дошкольного возраста». В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Детские психологи считают,.

Русская народная игрушка как средство патриотического воспитания детей среднего дошкольного возрастаРусская народная игрушка как средство патриотического воспитания детей среднего дошкольного возраста «Русская народная игрушка как средство патриотического воспитания детей среднего дошкольного возраста» Автор разработчик: Мезенцева Светлана.

Русская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возрастаРусская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возраста Темой моего самообразования я раз и навсегда выбрала речевое развитие детей дошкольного возраста посредством разнообразных методов и приемов.

План работы по самообразованию «Дидактическая игра как средство обучения детей раннего возраста» План работы по самообразованию Воспитателя Рябининой А. А. группы № 1 МБДОУ д/с № 272 Тема: «Дидактическая игра как средство обучения детей.

Выступление из опыта работы: «Ознакомление с историей родного города — как средство патриотического воспитания». Проблема нравственно-патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Преданность к отечеству нужно воспитывать, прежде.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Из опыта работы: Программа «Народная педагогика, как средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 24 июля 2017 в 18:55
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД