МААМ-картинки

Из опыта работы «Развитие исследовательских проектных навыков у старших дошкольников»

Шатрюк Лидия Ивановна
Из опыта работы «Развитие исследовательских проектных навыков у старших дошкольников»

Цель познавательной деятельности – формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру.

Речь – ключ к познанию окружающей действительности, важнейшее средство воспитания всесторонне развитой личности.

У нас в группе создана развивающая среда: речевой центр – уголок природы, умная полка с познавательной и художественной литературой, альбом с ребусами, дидактические карточки, альбом с портретами детских писателей, развивающие настольные игры. Стол – лаборатория, мини – музей.

Публикация «Из опыта работы „Развитие исследовательских проектных навыков у старших дошкольников“» размещена в разделах

Именно стол – лаборатория и мини – музей являются благоприятным материалом для развития исследовательских проектных навыков.

Проект – самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема и для её решения необходим исследовательский поиск.

Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребёнок рождается исследователем. Жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать являются важнейшими чертами детского поведения.

Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребёнком представлений о мире.

В педагогике существует термин – «исследовательское обучение».

Это подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего.

Главная цель исследовательского обучения – формирование у детей способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Маленькому исследователю нужно ответить на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания. А для этого необходимы ему инструментальные навыки и умения логического и творческого мышления:

1. Видеть проблемы

2. Выдвигать гипотезы

3. Задавать вопросы

4. Давать определения понятиям

5. Классифицировать

6. Наблюдать

7. Проводить эксперименты

8. Высказывать суждения

9. Делать выводы и умозаключения

Педагоги для развития исследовательских проектных навыков дошкольников предлагают специальный тренинг. Эту тренинговую форму я применила в своей работе по организации исследовательской деятельности детей. Подбирая упражнения для развития исследовательских навыков, учитывала возрастные особенности детей и руководствовалась принципом постепенного усложнения заданий.

1.Видеть проблему.

Для решения этой сложной задачи использовала следующие упражнения:

«Назовите как можно больше признаков предмета» (можно провести в форме увлекательного командного конкурса)

«Сколько значений у предмета». Это задание позволяет углубить и одновременно проверить уровень развития способности к мысленному перемещению, позволяющими иначе смотреть на проблемы, учит сосредоточиваться, находить в обычном новые, неожиданные возможности. (например: найти варианты нетрадиционного, но реального использования предмета)

«Посмотри на мир чужими глазами» (уметь изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон)

«Составь рассказ по ключевым фразам»

«Продолжи рассказ»

«Составь рассказ, используя данную концовку»

2. Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения. Необходимо умение исследователя выдвигать гипотезы, строить предложения.

И для этого я предлагала детям выполнить следующие упражнения:

«Если бы….»

«Что случилось?» (необходимо сформулировать возможные причины и последствия в описанных событиях. Например: Катя поссорилась с подругами.)

3. Для того, чтобы вырабатывать гипотезы, следует учиться задавать вопросы.

И этому можно научить, используя следующие упражнения:

«Данетка»

«Угадай, о чём спросили» (например: шерсть у лисы рыжая)

4. Для решения исследовательских задач важным является умение давать определение понятиям. Рекомендую следующие упражнения:

«Отгадай» (описать предмет, который ты загадал)

«Трудные слова» (молоковоз, звездочёт, бетономешалка, доброжелательный)

«Отгадай загадку»

«Разгадай кроссворд»

5. Важным для исследователя является умение классифицировать.

Обучая этому виду исследовательской деятельности, использовала следующие упражнения:

«Составим кластер»

«Четвёртый лишний»

«Диаграмма Венна»

«Объедини эти фигуры» и т п.

6. Наблюдения – это самый популярный и доступный метод исследования. Чтобы ребёнок научился пользоваться этим методом исследования необходимо развивать внимание и наблюдательность. Для развития этих умений предлагала детям выполнить следующие упражнения:

«Рассматривание»

«Кто пропал?»

«Парные картинки»

«Найди отличия»

7. Эксперимент – важнейший метод исследования.

В нашей группе организован мини – музей «Земли и растений.»

Цель создания нашего мини-музея: создать условия для развития исследовательских навыков в процессе реализации проекта «Земли и растений»

В рамках проекта проводили с детьми следующие опыты:

«Песок движется»

«Почва содержит воздух, воду, песок и глину»

«Песок пропускает воду лучше, чем глина»

Разработан проект в картинках на тему «Кто построил дом у нас под ногами»

Результаты проекта:

*В результате реализации данного проекта дети постепенно овладевают исследовательскими навыками;

* Имеют представления о внутреннем содержании земли и необычных растениях;

* Проявляют интерес к разнообразным природным ресурсам;

* Умеют определять возможные методы решения проблем с помощью взрослых;

* Пополнился словарь детей.

8. Формой связи понятий друг с другом является суждение

«Проверьте правильность утверждений» .

9. Важным средством мышления является вывод, или умозаключение.

Упражнения:

«Что на что похоже?»

«Как люди смотрят на мир»

Таким образом, развитие исследовательских проектных навыков у старших дошкольников оказало позитивное влияние на развитие познавательных способностей.

Несомненно, положительными моментами стало то, что:

1. в процессе исследовательской работы у детей стала проявляться культура мышления,

2. появилось умение видеть проблему,

3. появилось умение выдвигать гипотезы,

4. умение давать определения некоторым понятиям,

5. сформировались классификационные умения,

6. появилось умения выдвигать идеи и их оценивать,

7. появились навыки исследовательского поведения.

Публикации по теме:

Развитие графомоторных навыков у старших дошкольников «Развитие графомоторных навыков у старших дошкольников» Пояснительная записка Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника.

Консультация «Развитие исследовательских навыков в семье» Немаловажную роль в развитии исследовательской деятельности детей играет семья. Традиционно многие родители воспринимают дошкольный возраст,.

Презентация «Формирование исследовательских навыков у дошкольников старшей группы» Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилием мысли, а не памятью. Л. Н. Толстой Общая тенденция развития современного мира.

Из опыта работы: «развитие речи у старших дошкольников» Развитие речи у старших дошкольников. Родной язык – ключ к познанию окружающей действительности, важнейшее средство воспитания всесторонне.

Метод проектов как средство развития исследовательских навыков дошкольников старшего возраста Елена Грицких Из опыта работы «Метод проектов как средство развития исследовательских навыков дошкольников старшего возраста» Современная.

Обобщение опыта работы «Взаимодействие с родителями старших дошкольников в процессе проектной деятельности» Взаимодействие с родителями старших дошкольников в процессе проектной деятельности Введение Для воспитания ребенка требуется более проникновенное.

Презентация «Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников» Многочисленные исследования последних десятилетий убедительно показали, что если механизм познания окружающего мира взрослым и ребёнком.

Развитие дошкольников посредством музыкальных занятий в ДОУ (из опыта работы) РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ В ДОУ «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру,.

Развитие познавательно-исследовательских умений и навыков поведения у детей дошкольного возраста В одном из основных документов, регламентирующих организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования - федеральном.

Развитие социально-коммуникативных навыков старших дошкольников посредством двигательной деятельности Дошкольный возраст - начало взаимоотношений с другими людьми, а ведь общению ребёнок может научиться, только взаимодействуя: сначала со.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Из опыта работы «Развитие исследовательских проектных навыков у старших дошкольников»
Опубликовано: 10 апреля 2019 в 15:23
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД