Получи документы

Консультация «Развитие коммуникабельности у детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности»

Вера Алаторцева
Консультация «Развитие коммуникабельности у детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности»

В настоящее время, преобразования, происходящие в российском образовании, активизируют поиск новых подходов к воспитанию дошкольников, способствующих развитию детей.

В нашей стране и за рубежом наблюдается усиление интересов к про-блеме коммуникабельности, и этому способствуют некоторые обстоятельства. Дети постоянно меняются, поскольку меняется и сама жизнь. Современный ребенок больше умеет, знает, чем, например 20 лет назад. Изменяется и его отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. Лучшими друзьями детей становятся компьютерные игры и мультфильмы. Отсюда столько проблем в овладение свободной речью и в неумении общаться со сверстниками, что приводит к трудностям в обучении, способствует снижению времени отводимого на их общение с другими детьми и накладывает отпечаток на последующую деятельность.

Публикация «Консультация „Развитие коммуникабельности у детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности“» размещена в разделах

Коммуникабельность одно из главных качеств успешной, уверенной в себе личности, а ведь именно такими родители хотят видеть своих детей.

Коммуникабельность - это способность к общению, к установке связей, контактов, общительность.

Сегодня мало кто сомневается в том, что умение общаться – это очень ценное человеческое качество, которое, к сожалению, не обязательно дается всем людям от рождения. Для некоторых детей и подростков проблема социализации в коллективе также стоит очень остро.

Некоторые психологи считают, что коммуникабельность присуща всем детям без исключения, но в результате разного рода психологических травм она подавляется. С другой стороны если поддерживать и развивать это качество в ребенке, то вполне можно рассчитывать на то, что он легко будет находить язык с другими людьми.

Поэтому поставила перед собой следующую цель: создание педагогических условий, способствующие развитию коммуникабельности детей ран-него возраста через театрализованную деятельность.

Учитывая возрастные особенности детей, определила задачи:

Формировать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;

Расширять словарь детей, активизировать его;

Формировать желание перевоплощаться в изображаемые образы, используя различные средства выразительности (поза, движение, жест, мимика);

Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с игрушками и театральными куклами.

- Учить детей преодолевать застенчивость, умение раскрепощаться.

- Осознавать собственные чувства, эмоции, распознавать разные эмо-циональные состояния других людей.

- Развивать навыки совместной деятельности со сверстниками и взрос-лыми.

- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Способность к общению включает в себя: желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу»); умение организовать общение («Я умею», характеризующееся, в свою очередь, умением слушать собеседника, эмоционально сопереживать, решать конфликтные ситуации; знание норм и правил, каким необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю»).

По мнению Розы Семёновны Буре если у человека с детства сформировано доброжелательное, чуткое отношение к окружающим, то оно внешне находит выражение в общении, и под его влиянием формируются привычки культурного межличностного общения с окружением, отражающие его нравственное отношение к людям.

В исследованиях ведущих отечественных психологов (Выготский Л. С., Лисина Майя Ивановна, Мухина Валерия Сергеевна, Рузская А. С. и др.) доказано, что потребность в общении у детей является базисом для дальнейшего развития всей психики и личности уже на ранних этапах онтогенеза. Именно в процессе общения с другими людьми ребенок усваивает человеческий опыт. Без общения невозможно установление психического контакта между людьми.

Поэтому так важно заложить основу доверительных отношений между ребенком и взрослым, обеспечив эмоционально и психологически благоприятные условия для гармоничного развития ребенка.

На современном этапе развития происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания. Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без инновационных технологий.

Поэтому в своей работе я использую следующие технологии:

- социоигровая,

- ИКТ,

- «Лэпбук»

Социоигровая технологии

«Социоигровая педагогика» представлена Е. Шулешко, А. Ершовой и В. Букатовым.

Сам термин «социоигровой стиль» появился ещё в 1988 году.

Социоигровая технология – развитие ребенка в игровом общении со сверстниками.

Составляющие социоигровой технологии в группе раннего возраста:

- работа в микрогруппах (2-3 человека): при игровом делении на микрогруппы можно использовать (разрезные картинки, по какому-либо признаку (размер; форма, цвет, по среде обитания (зайцы – собаки) и др.);

- дети двигаются (в социоигровой технологии перемещение детей - не-отделимый атрибут. Можно сказать, что если во время занятия дети сидели на стульчиках или двигались очень мало, то социоигровая технология не состоялась):

- смена темпа и ритма - дети действуют в своем темпе и ритме, в зависимости от игры или задания;

- интеграция нескольких видов деятельности - обучение происходит в игровой форме, для этого используют различные игры, которые развивают внимание, фонематический слух, мышление, умение взаимодействовать друг с другом. Социоигровая технология подразумевает использование различных видов деятельности: «если погнаться за 133 зайцами, то глядишь, с десяток и наловишь»;

- воспитатель – партнер, советчик - он занимает позицию партнера по отношению к ребенку. Если воспитателям на своих занятиях брать на себя роль советчика, то, это положительно сказывается на отношениях педагога с детьми.

Театральная деятельность в ДОУ наиболее органично вмещает в себя элементы социоигры, более того, практически целиком состоит из игры. Использование театрализации в обучении детей раннего возраста во многом служит развитию их коммуникабельности, воображения, умения осознавать свои эмоции и контролировать их.

Поэтому в любую деятельность с детьми включаю:

- Игры–имитации образов животных, людей;

- Игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки;

- Игры в кукольный театр (основы кукловождения и кукольного теат-ра);

- Инсценировки произведений;

- Театрализованные действия (праздники, досуги, развлечения);

- Самостоятельную театрально-игровую деятельность.

В ходе применения этой технологии создала картотеку коммуникатив-ных игр и социоигровых заданий и упражнений. В них предлагается несколько видов игр социоигровой направленности, которые составляют основную структуру (поэтапность) НОД:

• Игры-задания для «рабочего настроя» имеют в себе потенциал пробудить интерес друг к другу, поставить участников в какие-то зависимости друг от друга или обеспечивающие общее повышение мобилизации внимания и тела;

• Игры для «социоигрового приобщения к делу» – каждое из этих игр может быть дополнено и нагружено образовательным материалом, который в играх усваивается с особым успехом;

• Игровые «разминки-разрядки» – общим для этой группы упражнений является принцип всеобщей доступности, легко возбудимой азартно-сти. В этих заданиях доминирует механизм деятельного психологически эффективного отдыха;

• Упражнения для «творческого самоутверждения» имеют свою спе-цифику только в том, что при их выполнении учитывается художественно-исполнительский результат действия;

• «Вольные» игры-упражнения – подвижные игры, проводимые «на во-ле» и требуют достаточного простора и свободы передвижения.

Технология «лэпбук»

Суть лэпбука в том, что – это самодельная интерактивная папка с мини-книжками, кармашками, вставками, окошками, подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему. Эти материалы ребенок может перекладывать, доставать, складывать, как ему захочется, при этом изучая и знакомясь с новым и интересным материалом.

Преимущества использования лэпбука.

Лэпбук помогает:

- структурировать сложную информацию;

- развивать познавательный интерес и творческое мышление;

- разнообразить даже самую скучную тему;

- простому способу запоминания;

- объединить семью (группу детей в детском саду) для увлекательного и полезного занятия;

- хорошо подходит для индивидуальных занятий и занятий группами;

- подходит для многократного применения;

- тема лэпбука может быть любой, как и ее сложность.

Я изготовила лэпбук «Эмоции», который позволил малышей познакомить с основными эмоциями: радость, грусть и злость, что соответствует реализации одной из задач.

Лэпбук «Что за чудо эти сказки» позволяет формировать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности, развивать навыки совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.

Преимущество технологии «Лэпбук» заключается в возможности при-менения огромного множества методов, приемов, видов деятельности. Каждый кармашек или вкладка лэпбука позволяет воспитателю выбрать более эффективный и рациональный метод образовательной деятельности с детьми.

Информационно-коммуникационные технологии

Решать практические задачи человеку помогает компьютер. «Завтра» сегодняшних детей — это информационное общество.

Содержанием занятий по театрализованной деятельности является не только знакомство с текстом литературного произведения или сказки, но и с жестом, мимикой, движением, костюмом, мизансценой и т. д., то есть со «знаками», играющими роль выразительного языка. Здесь на помощь приходят информационно-коммуникационные технологии.

Развитие ребенка должно осуществляться всесторонне. Демонстрация видеофильмов дают возможность не только увидеть, как передвигается тот или иной герой, его мимику, жесты, но и услышать звуки природы, животного и предметного мира, а также совершить «путешествие» в сказку.

Применение средств информационных технологий в театрализованной деятельности:

1. Облегчает понимание и восприятие материала детьми.

2. Способствует самостоятельности и активности детей.

3. Возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном или уменьшенном виде.

Для совместной деятельности с детьми подобрала музыку, танцы, пес-ни, музыкальные игры, позволяющие детям взаимодействовать друг с дру-гом, что положительно сказывается на развитии общения. Создала мульти-медийные игры-презентации, которые позволяют малышам расширять и активизировать словарь, уточнять и закреплять пройденный материал.

Общение детей раннего возраста со взрослыми и другими детьми мо-жет осуществляться более успешно при соблюдении следующих условий:

-организация развивающей среды, направленной на общее развитие детей раннего возраста;

- создание комфортных условий пребывания каждого ребенка в дет-ском саду;

- обеспечение возможности реализации потребностей каждого ребенка.

Совместная деятельность взрослого с ребёнком помогает налаживать эмоциональный контакт и деловое сотрудничество воспитателя и детей. Педагогу важно организовать совместные действия так, чтобы он мог вызвать ребёнка на речевое взаимодействие или найти живые, доступные для ребёнка поводы для общения.

Предметно-пространственная среда, обеспечивающая творческое и ре-чевое развитие на основе театрализованной деятельности, имеет некоторые специфические особенности. Она не только обеспечивает театрализованную деятельность детей, но и призвана обеспечить эффективное общение малы-шей с воспитателем и друг с другом.

Поэтому оборудование расположила так, чтобы ребятишки могли сво-бодно пользоваться им, не прибегая к помощи взрослого, в любое время, не только самостоятельно, но и вместе с другими малышами, чтобы с его помощью они легко включались в игровую ситуацию.

Подготовила персонажей к разным видам театра, подобрала соответствующие настольно-печатные игры, книги, наглядный материал, иллюстрации, которые помогают детям закреплять простейшие речевые навыки и знания произведений народного жанра, формировать умения самостоятельно использовать эти знания.

Проанализировав проделанную работу, можно сделать вывод, что использование театрализованной деятельности позволяет создать эмоционально благоприятную среду для развития коммуникабельности у малышей.

Для обследования малышей мною была использована методика Ю. А. Афонькиной, параметрами которой являются:

- развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;

- развитие социального эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной дея-тельности со сверстниками.

Анализ сравнительных результатов диагностики в группе раннего воз-раста показал, что в результате проведенной работы количество детей, име-ющих высокий уровень, вырос на 75%, низкий упал до 0%.

Дети проявляют привязанность к взрослому, с желанием участвуют в совместной с ним практической и игровой деятельности, наряду с речевыми средствами интенсивно используют предметные средства (жесты, позы, дей-ствия). Характерна эмоционально-практическая форма общения со сверстниками: проявляют потребность в общих действиях, обмениваются эмоциями, действиями; сверстник интересен как участник общих затей.

Можно сделать вывод, что театрализованная деятельность является способом участия ребёнка в жизни взрослых, благодаря чему у ребён-ка развиваются новые социальные потребности и мотивы, и формируются новые категории отношения ребёнка к действительности; позволяет успешно развивать у них коммуникабельность.

Прикреплённые файлы:

iz-opyta-raboty_irri4.pptx | 7154,69 Кб
 
Публикации по теме:

Развитие речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности (выступление на методическом объединении) Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность Слайд №2. Известно,.

Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности “Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира.

Консультация для родителей «Развитие речи детей средствами театрализованной деятельности в детском саду» Консультация для родителей: «Развитие речи детей через театрализованную деятельность в детском саду» Театральная деятельность – это самый.

Консультация музыкального руководителя «Развитие музыкальности средствами театрализованной деятельности»Консультация музыкального руководителя «Развитие музыкальности средствами театрализованной деятельности» .

Педагогический совет «Развитие речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» Педагогический совет «Развитие речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» Дата проведения: 18 апреля 2019.

«Развитие речи у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности». Педсовет Педагогический совет – деловая игра «Развитие речи у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» Слайд 1. Форма.

Развитие представлений об окружающем у детей раннего дошкольного возраста средствами опытно-экспериментальной деятельности Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения об окружающем мире – важнейшие черты нормального детского.

Развитие речи детей средствами театрализованной деятельностиРазвитие речи детей средствами театрализованной деятельности Воспитатель: Кобликова Валентина Владимировна В 2018 учебном году я продолжила работу над темой самообразования «Развитие речи детей через.

Развитие связной речи детей раннего возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие связной речи детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности Ранний возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом.

Развитие эмоциональной сферы детей средствами театрализованной деятельности Развитие эмоциональной сферы детей через театрализованную деятельность. Дошкольное детство – золотая пора в жизни человека, полная различных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Развитие коммуникабельности у детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности»
Опубликовано: 21 июля 2019 в 09:59
+60Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 22.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД