Татьяна Гущина
Из опыта работы «Развитие коммуникативно-личностной активности детей через проектно-исследовательскую деятельность».
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие коммуникативно-личностной активности детей старшего дошкольного возраста через проектно-исследовательскую деятельность.
Знание только тогда знание,
когда оно приобретено усилием мысли, а не памятью.
Л. Н. Толстой
В настоящее время концепция модернизации Российского образования одним из главных направлений определяет интеллектуальное развитие подрастающего поколения, его познавательной активности.
Публикация «Из опыта работы „Развитие коммуникативно-личностной активности детей через проектно-исследовательскую деятельность“,» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Опыт работы, практика
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, желание находить и решать новые задачи является одним из важнейших качеств человека. Ребенок с самого рождения является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает.
Китайская пословица гласит: “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму”.
Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все сам. Поэтому проектно-исследовательская деятельность занимает прочное место в моей работе. Кроме того, вызывает большой интерес у детей.
Исследовательская деятельность – это осознанная, рефлексируемая добыча новых знаний, в ней проявляются творческие способности, которые, в свою очередь, успешно развиваются в ходе самостоятельного поиска.
Работая по данной теме, я ставлю следующие задачи:
1. Способствовать развитию познавательного интереса и любознательности в процессе наблюдений за реальными природными объектами и к практическому экспериментированию с ними.
2. Способствовать формированию навыков мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации в процессе познания природной картины мира.
3. Способствовать освоению методов познания,
4. Причинноследственные связи и отношения;
5. Развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности;
6. Развивать у детей представление о единстве окружающего мира и самого себя.
7. Воспитывать культуру общения, умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.
Детское экспериментирование это не изолированный от других вид деятельности.
Оно тесно связано со всеми видами деятельности и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд.
Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента:
-при формулировании цели,
-во время обсуждения методики и хода опыта,
-при подведении итогов и словесном рассказе об увиденном,
-умении четко выразить свою мысль,
Дети учатся рассуждать при постановке цели опыта,
пробуют высказывать гипотезы.
У детей развивается диалогическая речь.
Они учатся работать сообща, уступать друг другу, отстаивать свою правоту или признавать правоту своего соседа.
Мотивом исследовательской деятельности являются : познавательные потребности детей, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое?"
В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: "Узнать - научиться - познать".
Средствами являются: язык, речь, поисковые действия.
Формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты.
Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуаций.
Результат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.
Работая в данном направлении я разработала и осуществила исследовательский проект «Этот удивительный мир черепах»
(смотри презентацию в электронном приложении
«Этот удивительный мир черепах»,
Авторские виртуальные экскурсии: «В пустыню Каракум» и
«В гости к водным черепахам»)
Вывод.
Проектно-исследовательская деятельность оказывает позитивное влияние на развитие познавательных способностей.
• в процессе исследовательской работы у детей стала проявляться культура мышления,
• появилось умение видеть проблему,
• появилось умение выдвигать гипотезы,
• умение задавать вопросы,
• умение давать определения некоторым понятиям,
• сформировались классификационные умения,
• появилось умения выдвигать идеи и их оценивать,
• появились навыки исследовательского поведения.
Приложение.
1. Презентация исследовательского проекта «Этот удивительный мир черепах»
2. Виртуальная экскурсия
«В пустыню Каракум»
3. Виртуальная экскурсия «В гости к водным черепахам».