Из опыта работы «Развитие мелкой моторики рук как эффективное средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста»

Лариса Турченко
Из опыта работы «Развитие мелкой моторики рук как эффективное средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста»

В настоящее время проблема воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии становится всё актуальней, очень важно как можно раньше выявить и устранить эти нарушения, чтобы в будущем ребенок не испытывал трудности как в обучении, так и в общении со сверстниками.

К области мелкой моторикиотносится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, зависит речь человека. Доказано, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.

Уровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

СЛАЙД 3

Данная проблема определила цель моей углубленной работы: развитие речи детей с общим недоразвитием речи через развитие мелкой моторики.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

Задачи для детей в возрасте 5-6 лет:

-Развивать звуковую культуру речи детей с ОНР в процессе тренировки манипуляционных движений мелкой моторики (игры с песком, крупой, пуговицами, крышками, нитками, прищепками и др.)

-Развивать и накапливать активный словарь детей по лексическим темам через пальчиковые и логоритмические игры.

-Тренировать умение детей комментировать алгоритм своих действий.

-Формировать умение выполнять манипуляционные движения на базе сенсомоторных и речевых координаций.

-Развивать у детей тактильную и кожно-суставную чувствительность.

Задачи для детей в возрасте 6-7 лет:

- Совершенствовать звуковую культуру речи детей с ОНР.

-Обучать детей технике словесного описания увиденного предмета по составленной самостоятельно и с помощью взрослого мнемотаблице.

-Способствовать развитию речевой активности детей в процессе работы по лексическими темам.

-Развивать мелкую моторику рук через ознакомление с инновационными технологиями (создание рисованных «мультфильмов», ниткография, пластелинография, рисование на песке, злаках).

-Развивать словотворчество в процессе сочинения коротких рассказов и сказок на основе созданных руками детей образов.

СЛАЙД 4

Предполагаемый результат: в ходе систематической, планомерной и целенаправленной работы по развитию мелкой моторики у детей с ОНР сформируются следующие речевые навыки: звуковая культура речи, связная речь, грамматический строй речи. Сформируется активный словарь детей по лексическими темам. Дети научатся создавать рисованные «мультфильмы» и придумывать для них тексты, описывать создаваемые рисунки с использованием нетрадиционных средств рисования: ниткография, пластелинография. в процессе сочинения коротких рассказов и сказок на основе созданных картин будут активно использовать словотворчество. У их будут сформированы навыки речевого и сенсомоторного взаимодействия.

СЛАЙД 5

Работа была распределена на три этапа.

1 этап. Организационный (август, 2017г.)

1) Изучение методической литературы;

2) Выявить интерес детей и родителей к данной проблеме;

3) Создание развивающей среды группы;

4) Разработать план углубленной работы и рабочую программу на 2017г- 2019г. ;

2 этап. Основной (2017-2019г.)

1) Реализация рабочей программы;

2) Организовать методическую и практическую помощь для родителей;

3) Организовать выставки детских работ для родителей и педагогов группы

3 этап. Заключительный (май 2019г.)

1) Подведение итогов;

2) Творческий отчёт по теме с презентацией.

Свою работу по данной теме строила согласно п. 2 ст. 11, п. 6 ст. 12 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации», а так же правового документа «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013г.).

Воспитательно-образовательный процесс строила на основе федеральной программы Н. В. Нищевой «Комплексная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет», направленной на выполнение ФГОС дошкольного образования.

СЛАЙД 6

Для реализации рабочей программы мною была создана развивающая среда группы с учётом требований ФГОС ДО (3.3. Требования к развивающей среде) Она содержательно – насыщена, трансформируема, вариативна, доступна и безопасна. Я изучила и подобрала методическую литературу, эстетично и творчески оформила уголок речевого развития «Умелые пальчики помогают говорить правильно», содержание которого соответствует возрастным особенностям детей. В уголке имеются цветные карандаши, фломастеры, пластилин, семена и косточки дикорастущих и фруктовых деревьев, поднос, бумагу разной фактуры, ниткографы, разные виды крупы, речной песок, мазаика разного вида.

Разработала мнемотаблицы для составления описательных рассказов, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок, наборы предметных картинок и игрушек для составления описательных и сравнительных рассказов, наборы текстов для пересказов, пособие «В мире мудрых пословиц» для чего, набор «Кукольный театр» и др.

Выполнение поставленных задач осуществляла постепенно, последовательно, с учетом возрастных особенностей детей и индивидуальных особенностей каждого. Процесс работы был непрерывным.

Работа по развитию движений рук быстро стала для детей любимой и ежедневной. Подбирая и изготавливая пособия, я всегда стараюсь создать для ребенка «ситуацию успеха», вызвать положительные эмоции, помогаю концентрировать внимание на поставленной задаче. А это все – достоинства игрового метода и приемов.

На первом этапе работы детям предлагался образец выполнения действия и приемы работы. По мере накопления детьми опыта объем наглядного материала я сокращала, так как у них постепенно развиваются необходимые навыки, формировалось умение понимать задачу, сформулированную в словесной форме. На текущем этапе работы дети не только выполняют задания достаточной сложности (с которыми не всегда справляются их родители, но и придумывают задания сами.

Весь процесс нашей с детьми совместной работы по развитию мелкой моторики рук представляет собой единую систему, которая постепенно усложняется, и при этом раскрываются многообразные связи предметной практической деятельности детей, его культуры, а также мир природы, окружающей среды.

СЛАЙД 7

Я убедилась, для того, чтобы работа по развитию ручной моторики была эффективной, целенаправленной,необходимо соблюдать ряд требований:

• Систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам;

• Последовательность – (от простого к сложному). Сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении – на правой и левой руке одновременно. Недопустимо что-то пропускать и «перепрыгивать» через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием;

• Индивидуальный и дифференцируемый подход. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей. Если ребенок постоянно требует продолжения игры, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всем должна быть мера. Недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также может привести к негативизму.

В свою работу я включила ряд взаимосвязанных компонентов, которые лежат в основе развития мелкой моторики руки дошкольников. Многие из этих форм работы с детьми подробно описаны в литературе и широко используются на практике, остановлюсь подробнее на некоторых особенностях.

СЛАЙД 8

Для разностороннего речевого развитияи двигательных функций кисти руки использовала следующие методические приемы:

- систематичность проведения игр и упражнений. Считаю, что не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением.

-все игры и упражнения проводятся по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне.

- время для игр нормировано, если ребенок постоянно требует продолжения игры, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания.

Воспитательно-образовательный процесс по данной теме разделен на: совместную деятельность с детьми (НОД, проектная деятельность, самостоятельную деятельность) и взаимодействие с семьями детей по реализации рабочей программы.

Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей.

В работе использовала большое количество игр и упражнений, развивающих речь и мелкую мускулатуру.Их можно условно разделила на несколько групп:

СЛАЙД 11, СЛАЙД 12

-пальчиковые игры (с предметами и без) (обогащали речь детей наречиями, обозначающими взаимоотношения людей);

СЛАЙД 13

-массаж пальцев: катание ребристого карандаша между ладонями (совершенствовал умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания);

СЛАЙД 14

-пальчиковый театр кукол (развивал речевую активность при составлении творческих рассказов);

СЛАЙД 15

-игра М. Мантессори «Чудесная коробочка» (упражняла в умении словесного описания увиденного предмета по мнемотаблице);

СЛАЙД 16, СЛАЙД 17

-игры с водой и песком (совершенствовали умение составлять рассказ (из личного опыта) о содержании нарисованной картинки на песке и развивают монологическую форму речи);

СЛАЙД 18

упражнение с предметами (учили содержательно и выразительно пересказывать литературный текст, используя в речи наречия);

-СЛАЙД 19, 20

игры на выкладывание (с палочками) (совершенствовали умение детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями и упражняли в образовании глаголов с приставками);

-игры на нанизывание (пуговиц, колечек и др) (развивали звуковую культуру речи детей с ОНР в процессе тренировки манипуляционных движений мелкой моторики);

СЛАЙД 21- игры с резинками «Геоборд» (учили высказывать предположения и делать простейшие выводы).

Кроме игр и упражнений, развитиюручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности:

рисование:

СЛАЙД 22

-НОД «Придумай и нарисуй необычную планету» (апрель,2019 г) способствовала развитию у детей самостоятельности суждений, умении составлять план для описательного рассказа о планете;

СЛАЙД 23

-проект «Зимние забавы» (январь,2019 г) способствовал развитию умения составлять план рассказа (из личного опыта) и придерживаться его.

СЛАЙД 24

-рисование весенней картинки (15.05.2018 г) (упражняло детей в умении составлять предложения по демонстрациям действий);

СЛАЙД 25

-создание рисованного мультфильма «Находка» (октябрь, 2018 г.) стимулировал речевое развитие в пространственной ориентировке и продолжил совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему;

СЛАЙД 26

-создание рисованного мультфильма «Приключения Грузовичка» (ноябрь,2018 г.) (способствовало развитию умения излагать свои мысли понятно для окружающих и отработке интонационной выразительности речи);

СЛАЙД 27

-игры на закрашивание изображения геометрическими фигурами (упражняло детей в умении согласовывать прилагательные с существительными в числе, падежах);

СЛАЙД 28

-игры «Рисуем пальчиками» и «Рисуем двумя руками» (упражняла в умении согласовывать существительные с числительными, используя сложноподчиненные предложения с союзом «если»);

СЛАЙД 29

-игра «Создание картинки по точкам» (формировала графические умения и навыки, совершенствовала умение анализировать результаты продуктивной деятельности);

СЛАЙД 30, 31

-игра «Рисуем на крупе» (упражняла в умении схематично изображать предметы, в названии которых есть определенный звук);

-игра «Рисуем на песке» (упражняла в умении подбирать слова- действия);

СЛАЙД 32

-изготовление рисованной газеты «23 февраля» (способствовало совершенствованию умению использовать в речи сложные предложения, используя союзы «а», «потому что»).

СЛАЙД 33лепка

-пластелинография «Осенние деревья» (совершенствовала умение образовывать (по образцу) однокоренные слова);

СЛАЙД 34

-пластелинография «Синичка» (учила детей правильно употреблять существительные во множественном числе с предлогом ИЗ-ПОД);

СЛАЙД 35

-пластелинография «Салют Победы» (учила детей воспроизводить образное содержание темы, его нравственный смысл);

-аппликация «Моя любимая кукла» (упражняла детей в согласовании числительных и существительных в сложно- подчиненных предложениях с союзом «чтобы»);

СЛАЙД 36

НОД «Создание осенних открыток» (октябрь,2018 г.) (упражняла в умении

образовывать глаголы с помощью приставок и умении анализировать (в сравнении) результат продуктивной деятельности товарищей).

конструирование

СЛАЙД 37

-«Создание Мазайко- града» (упражняло детей в умении делать анализ своей продуктивной деятельности, используя в речи притяжательные прилагательные и способствует отрабатыванию интонационной выразительность речи);

СЛАЙД 38- 39

-Оригами «Новый год. Звери встали в хоровод» (развивало умение детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями при обмене впечатлениями о новогоднем празднике и закрепляло правильное, отчетливое произнесение звуков во время коллективной работы);

СЛАЙД 40

-изготовление мазайки из картона и игры с ней (упражняло детей правильно употреблять форму творительного падежа существительных в единственном числе без предлога);

СЛАЙД 44, 42

-игра «Создаем из косточек рисунок» (упражняла детей выделять и называть предлог ЗА в распространенных предложениях);

СЛАЙД 43

-игра «Осенние фантазии» (создание поделок из природного материала) (закрепляла согласование числительных с существительными в роде, числе, падеже в сложно-подчиненном предложении с союзом «если бы»);

СЛАЙД 44

-ниткография.Сначала делали простые контуры: «Круг», «Солнышко», «Грибок»,далее усложняли: «Дом», «Машина», «Ракета», «Зимние картинки» и т. д.

В старшей группе использовала ниткографию на занятиях выкладывали букву с образцом).В подготовительной группе задача усложнялась: предлагала детям выкладывать сюжетные картинки с использованием нескольких разноцветных ниток.

СЛАЙД 45

-проект «Народная кукла» (март,2019г) (продолжил формировать умение выстраивать алгоритм своей продуктивной деятельности);

СЛАЙД 46

-проект «Крышкоград» (октябрь, 2018 г) (способствовал развитию умениесловообразование и употребление относительных прилагательных, обозначающих материал, при организации выставки игрушек).

Развивая речь детей, я постаралась привить детям любовь к природным материалам, пластилину. Это очень трудная и кропотливая работа, которая также развивает силу руки и пальцев, обеспечивает смену тонуса мускулатуры рук. Не менее интересными и полезными для развития пальцев рук были занятия с использованием бумаги. Мы ее мяли, рвали, разглаживали, резали – эти упражнения имеют терапевтический характер, положительно влияют на нервную систему, успокаивают детей.

СЛАЙД 48

Для определения результативности моей углубленной работы я использовала мониторинг развития детей в речевой деятельности.

Анализ карт педагогического наблюдения за развитием детей логопедической группы «Радуга» по речевому развитию через мелкую моторику рук показал, что уровень развития детей составил 3,6 балла (90%). Прослеживается динамика речевого развития детей по теме на 0,8 балла (25%).

уч. год начало года конец года

2017-2018 уч. г 2.5 (63%) 3.0 (75%,

2018-2019 уч. г. 3.3 (81%) 3,6 (90%)

Итак, благодаря пальчиковым играм у детей с ОНР в процессе манипуляционных движений мелкой моторики кисть руки детей приобрела гибкость, уменьшилась скованность движений, появилась согласованность действий обеих рук, движения стали координированными, а речь стала правильная и более выразительная.

На протяжении 2017-2019 уч. г. проходила работа с родителями воспитанников на основе перспективного планирования.

Формы работы разнообразны:

-анкетирование «Речевое развитие детей в домашних условиях» (10-14.09. 2017 г; 12-15. 05, 2019 г.) (способствовало выявлению уровня речевого развития детей в домашних условия),

СЛАЙД 52

логопедический практикум для родителей по теме:«Оригами в развитии детей с общим недоразвитием речи» (17.01.2018г) расширило теоретические и практические знания родителей по развитию речи детей через продуктивную деятельность (оригами);

СЛАЙД 53

-мастер- класс «Русская народная игрушка Кувадка)» (17.12.2019 г))расширил представление родителей об истории народной Кувадке и умении ее изготавливать);

СЛАЙД 54

-мастер – класс «Мои пальчики расскажут» (17. 12. 2017 г) (расширил представление родителей о влиянии мелкой моторики рук на речевое развитие детей);

-домашняя картотека игр и упражнений «Развиваем речь и мелкую моторику рук детей» (27.12.2018 г) (расширило знания родителей об упражнениях по развитию речи и мелкой моторики рук,

-памятка «Важные правила в процессе развития мелкой моторики у детей» (15 октября, 2018 г,

-консультация «Как развивать мелкую моторику с удовольствием» (17.11.2018 г) (расширило представление родителей о способах развития мелкой моторики рук детей через бросовый материал,

СЛАЙД 55

-совместный проект с родителями «Создание рисованного видеожурнала «Как дикие звери к зиме готовятся» (11.11 -11.12. 2018 г) (обучил родителей созданию группового рисованного видеожурнала, повысил уровень по развитию монологической речи взрослых, пед. культуры по экологическому воспитанию детей, развитию творческих способностей в изодеятельности).

СЛАЙД 56

Вывод: Влияние развития мелкой моторики на речевое развитие невозможно переоценить. Систематическая и целенаправленная работа по данному направлению способствовала формированию активного словаря детей по лексическими темам.

Дети научились создавать рисованные «мультфильмы» и придумывать для них тексты, описывать создаваемые рисунки с использованием нетрадиционных средств рисования: ниткография, пластелинография. в процессе сочинения коротких рассказов и сказок на основе созданных картин дети активно используют словотворчество. У их сформированы навыки речевого и сенсомоторного взаимодействия.

Формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, я развиваю тем самым все формы речи детей, а так же психику и интеллект. Через развитие мелкой моторики совершенствуются психические процессы и речевая функция ребенка.

Публикации по теме:

Декупаж как средство развития мелкой моторики и творчества у детей старшего дошкольного возраста «Декупаж» — это вид декоративно - прикладного творчества, представляющий собой технику декорирования разнообразных поверхностей с помощью.

«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста». Из опыта работы С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к нашим детям. Объем знаний, который необходимо.

Развитие мелкой моторики ребенка старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития Тема беседы: «Развитие мелкой моторики ребенка старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития». Возрастная групп: подготовительная.

Технические умения и навыки как средство развития мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраста Актуальность работы по развитию мелкой моторики руки детей дошкольного возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими.

Крупотерапия как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возрастаКрупотерапия как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста Крупотерапия – как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Воспитатель высшей категории Караваева С. В. МДОУ № 15.

Мастер-класс из опыта работы «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»Мастер-класс из опыта работы «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» С развитием речи у малыша напрямую связана мелкая моторика ручек. Поэтому для того, чтобы малыш с пеленок уже готовился к ораторскому искусству,.

Опыт работы «Дидактические игры как эффективное средство коммуникативно-речевого развития дошкольников» ОПЫТ РАБОТЫ по теме «Дидактические игры как эффективное средство коммуникативно-речевого развития дошкольников». Слайд №1. (заставка с.

Опыт работы «Создание условий для развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста» Сутурина Яна Валерьевна МБОУ «СОШ №4» (дошкольное отделение) Тема: «Создание условий для развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного.

Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Моторика - совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку. В коррекционном плане.

«Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста» (из опыта работы). Видео «Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста» В этой методической разработке использована методика Марии Монтессори.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Транспорт
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Из опыта работы «Развитие мелкой моторики рук как эффективное средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 7 октября 2019 в 13:18
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День Вечного огня и военных памятников на МААМ

Вечному огню, символу памяти павших, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы рассказать детям о Великой Отечественной войне и передать память о подвиге...

7 мая. День Архимеда

Празднование Дня физика / Дня Архимеда, который в 1960 году придумали студенты МГУ, положило начало молодёжной самодеятельности, которая вылилась в популярнейшую игру КВН. Предлагаем вспомнить об этом...


Горячие темочки