МААМ-картинки

Опыт работы «Развитие познавательных способностей детей через экспериментальную деятельность в природе»

Анна Мишина
Опыт работы «Развитие познавательных способностей детей через экспериментальную деятельность в природе»

Одной из главных задач современной образовательной практики в рамках новых ФГОС ДО является формирование исследовательских способностей дошкольников. В современных условиях от человека необходимо не только владение знаниями, но и умение самому добывать их, мыслить творчески и самостоятельно, оперировать этими знаниями. Целевой установкой ФГОС является развитие комплексного,целостного интегративного системно – деятельного подхода к воспитанию детей дошкольного возраста. Одной из форм работы, за счет которой обеспечивается реализация образовательной области «Познавательное развитие», в части развития познавательно-исследовательской деятельности, является экспериментирование, которое позволяет детям выявлять скрытые существенные связи объектов с явлениями природы.

Публикация «Опыт работы „Развитие познавательных способностей детей через экспериментальную деятельность в природе“» размещена в разделах

Ребенок с рождения является первооткрывателем и любознательным исследователем окружающего его мира. Как удовлетворить любопытство маленьких первооткрывателей объяснить законы природы на простом для детей языке? Как направить дошкольника к познанию мира и развитию творческого начала? Ученые доказали, что исследование является одним из ведущих видов деятельности ребенка-дошкольника. Дошкольник имеет возможность в процессе экспериментирования удовлетворить свое любопытство. При этом взрослый не учитель и наставник, а равноправный партнер, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность. Нет предела ощущению восторга при участии в процессе экспериментирования. Действуя самостоятельно или при направленной педагогом деятельности, дошкольники стараются ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы

Познавательно – исследовательская деятельность помогает формировать у ребенка интерес к экспериментированию, приобретению опыта успешной собственной исследовательской деятельности, развитию восприятия, мышления, а главное – речи (умению размышлять, рассуждать и анализировать).

Во время реализации программы "Детство" и изучения научной литературы, я систематически наблюдала за детьми и пришла к выводу, что самым эффективным средством для развития интеллекта дошкольников является детское экспериментирование.

Основным преимуществом метода экспериментирования является то, что этот метод предоставляет детям возможность изучить различные грани исследуемого объекта, а так же изучить его взаимоотношение к другим объектам в окружающей среде.

Детям нравится экспериментировать. Это связано с тем,что мышление у детей наглядно-действенное и наглядно-образное. Этот метод нельзя сравнивать с другими, так как больше всего соответствует возрастным особенностям детей.

Дети счастливы, когда узнают что-то новое и приходят к выводу самостоятельно. Во время проведения экспериментов и опытов с детьми я заметила, что необходимость дать отчет увиденному, а так же делать выводы, стимулируют не только умственные активность детей, но и развитие речи. Можно сделать вывод, что результат экспериментирования является не только в получении новой информации, но и в накоплении фонда умственных приемов, которые рассматриваются как умственные умения. Мои воспитанники с большимудовольствием принимают участие в экспериментальной деятельности, хоть и не всегда правильно получается делать выводы. Поэтому именно эта тема выбрана мной для исследования и для дальнейшего внедрения в работе с детьми.

Учитывая практическую важность всестороннего развития детей дошкольного возраста, поставила перед собой следующую цель: способствовать развитию познавательного интереса детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности.

Для того чтобы достичь вышеуказанную цель мною были определены следующие задачи:

1. Расширить понимание детей об окружающем мире путем знакомства с базовыми знаниями из различных областей науки.

2. Формирование интеллектуальных способностей дошкольников.

3. Продумывание проблемных ситуаций, которые будут побуждать детей проводить эксперименты.

4. Придерживаться простоты и ясности в изложении материалов, предлагаемых детям.

5. Подбор материалов, которые будут соответствовать возрасту детей.

6. Вовлечь родителей в совместную образовательную и научную деятельность

Развитие ребенка в социально-личностном направлении:

Развитие коммуникативности, совершенствование самостоятельности, развитие самоконтроля и саморегуляции своих действий.

В своем исследовании придерживалась основных принципов и методов педагогики. Изучала произведения классиков методической литературы и педагогики. Данный метод использовали следующие классики педагогики как Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж. -Ж. Руссо, К. Д. Ушинский и другие педагоги.

К современным исследователям можно отнести Н. Н. Поддьякова, А. Н. Поддьякова, О. В. Дыбина, И. Э. Куликовскую, Н. Н. Совгир, А. И. Савенкова, О. В. Афанасьеву. А. И Иванову. Эти педагоги также рекомендуютприменять экспериментальные методы в работе с детьми дошкольного возраста. Академик Н. Н. Поддьяков рассматривает как основнуюформу ориентировочноисследовательской деятельности дошкольников эксперимент. Этот вид деятельности будет основным в период всего дошкольного возраста. Именно экспериментальная деятельность способствует принятию нестандартных решений типичных проблем, позволяет посмотреть на проблему иначе, выдвинуть гипотезу, оценить результаты проделанной работы, сделать выводы.

В процессе работы мною использовались как традиционные, так и инновационные методы. Традиционные методы проверены временем, поэтому широко применяются на практике.

Наглядные: наблюдения, просмотр видео презентаций об изучаемых явлениях, иллюстрации и др.

Словестные: рассказы воспитателя, рассказы детей, беседы, использование фольклорных форм.

Практические методы. Метод экспериментирования как одна из форм работы поисково-исследовательской деятельности с детьми является наряду с игровой, ведущей деятельностью дошкольника. Объединяя эти две формы деятельности, проводились с детьми игры – опыты, игры - эксперименты, сюжетно - ролевые игры с элементами экспериментирования, настольно-печатные игры. Развивать положительные эмоции помогали игры-превращения, фокусы, занимательные опыты.

Инновационные технологии воспитания и обучения.

Большое внимание в работе с детьми по экспериментированию в природе уделяю применению проектных технологий. Участие детей в совместных групповых проектах способствует развитию познавательных способностей, например: изготовление детских газет, книжек, коллективных панно. Участвуя в исследованиях, дети учатся планировать, распределять свою работу, обобщать, классифицировать материал, сравнивать качество выполнения работы.

Мною разработаны и реализованы вместе с детьми и родителями ряд исследовательских проектов «Юный исследователь», «Загадки воздушного шарика», «Этот удивительный песок», «Мир насекомых».

Также в процессе экспериментирования использую мультимедийные и компьютерные средства обучения, которые помогают развивать познавательный интерес ребенка. Дошкольнику намного интереснее увидеть своими глазами объекты и явления, нежели просто послушать рассказ воспитателя про них.

Современные средства обучения, в том числе мультимедийные, очень увлекательны. Я уверена, что детские эксперименты оставляют неизгладимое впечатление на всю жизнь, независимо от того, какой бы деятельности дети не посвятили себя в будущем.

На занятиях с элементами экспериментирования были использованы компьютерные презентации, где весь материал сопровождался сказочными героями: (Зайчик-Любознайчик, Хрюша-Удивлюша, Утенок-Удивленок, девочка Почемучка, которые попадают в разные ситуации и им нужна помощь. Дети готовы помочь, но для этого необходимо решить поставленную задачу.

Для знакомства детей с процессами и явлениями природы использовался разнообразный материал: репродукции с художественных картин, фотографии, дидактические картинки, видеофильмы, звукозаписи, презентации с использованием загадок, которые развивают внимание, память, мышление, воображение дошкольника.

Для решения поставленных задач ведется работа по популяризации детского экспериментирования в семье : оформлена серия наглядной информации для родителей, консультации, совместные праздники, обмен опытом. Также вовлекаю родителей в совместную деятельность и участие в проектах: «Украшение участка к Новому году», «Теремок» и др. – где проводились эксперименты с водой, снегом, цветными льдинками.

Родители принимают активное участие в конкурсах уголков экспериментирования. Помогают в их оборудовании и пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях.

Подведя итог своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что опыт работы по данной теме очень продуктивен для развития познавательной активности детей в процессе экспериментальной деятельности. Итоговая диагностика показала, что у детей наблюдается позитивная динамика по всем критериям освоения опытно-экспериментальной деятельности. В процессе экспериментирования дети научились видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы.

Дети научились изображать результаты опытов схематично, отмечая увиденное в альбомах. А также доставляет радость то, что воспитанники стали применять в игровой деятельности результаты проведения экспериментов и опытов. При общении с детьми и наблюдении за их деятельностью становится очевидным степень популярности и использования уголков по экспериментальной деятельности.

Мониторинг предоставляет возможность сделать следующий вывод, что создана определенная система работы по организации развития опытно-экспериментальной деятельности.

Публикации по теме:

Описание опыта работы «Развитие познавательных интересов детей через познавательно-исследовательскую деятельность»Описание опыта работы «Развитие познавательных интересов детей через познавательно-исследовательскую деятельность» Развитие познавательных интересов детей, через познавательно – исследовательскую деятельность Прежде чем давать знания, надо научить думать,.

Опыт работы «Формирование познавательных интересов детей раннего возраста посредством вовлечения в игровую деятельность» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 4 городского округа Вичуга..

Опыт работы по теме «Развитие познавательных процессов у дошкольников» Опыт работы по развитию познавательных процессов у дошкольников. Тему "Развитие познавательных процессов у дошкольников" я выбрала не случайно.

План работы по самообразованию «Развитие коммуникативных способностей детей через театрализованную деятельность» воспитателя Комиссиной Оксаны Владимировны на 2018–2019 г. Тема: «Развитие коммуникативных способностей детей через театрализованную деятельность».

Презентация на тему «Развитие познавательных интересов детей через познавательно-исследовательскую деятельность» Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше.

Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7, Пермский край г. Кизел, 2015г. Доклад по самообразованию.

Развитие познавательных способностей, через исследовательскую деятельность В рамках городской недели открытых дверей на тему: «Познавательное развитие дошкольника: экспериментирование, моделирование, конструирование».

Развитие творческих способностей детей через театральную деятельность Театр - это огромный, прекрасный и многоликий мир, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир. Театр - это мир звуков, образов,.

Сценарий деловой игры с педагогами ДОУ «Развитие познавательной активности дошкольников через экспериментальную деятельность»Сценарий деловой игры с педагогами ДОУ «Развитие познавательной активности дошкольников через экспериментальную деятельность» Сценарий деловой игры с педагогами МБДОУ «Развитие познавательной активности дошкольников через экспериментальную деятельность».

Опыт работы «Знакомим детей с их правами через игровую деятельность» Игра является одним из эффективных способов формирования основ правовой культуры и правового сознания дошкольников Игра даёт возможность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Развитие познавательных способностей детей через экспериментальную деятельность в природе»
Опубликовано: 4 марта 2019 в 21:04
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД