Из опыта работы «Русское народное творчество и его значение для учащихся школы-интерната 4 вида»

ирина огурцова
Из опыта работы «Русское народное творчество и его значение для учащихся школы-интерната 4 вида»

Жизнь человека немыслима без песни. В детстве ребёнку поёт колыбельные песни мать. Подрастая, дети поют свои песенки, прибаутки, даже сами складывают их. Великая культура русского народа складывалась тысячелетиями. В ней много своих традиций, обычаев и обрядов. Но в наше время многое утеряно, забыто, мы мало знаем о жизни наших предков.

Недаром сказал академик Д. С. Лихачев: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов». Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, живописи. Именно народная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка.

Приобщение детей к традиционной русской культуре способствует

формированию человеческой личности, способной осуществлять свою

историческую принадлежность к родному народу, жить в гармонии с

окружающим миром. Народные традиции необходимы для разностороннего

развития ребенка, формирования патриотических чувств и духовно-

нравственных качеств. Вводя детей в народную культуру, мы помогаем детям войти в мир прекрасного, тайного, в мир приключений, переживаний и эмоционального наслаждения.

Русская народная культура всегда помогала своему народу выжить, сохранить самобытность, высокую духовность .

Именно народная музыка, фольклор являются совершенным средством в воспитании детей, способствуют воспитанию таких качеств, как любовь к Родине, своему народу, к традициям своего края.

Народное искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия. Овладевая языком своего народа, его обычаями, ребенок получает первые представления о культуре.

Русская народная песня обогащает детей, развивает речь, пополняет словарный запас новыми эпитетами, поэтическими оборотами. Несмотря на то, что в песнях встречаются незнакомые детям слова (например, коромысел, сенички, грать) они проявляют живой интерес к содержанию, быстро запоминают текст, а верно понять смысл таких слов помогает педагог, и часто дети и сами быстро находят им синонимы.

Народные песни способствуют расширению кругозора детей и одновременно обогащают их запас слов, порой исправляют их произношение и, несомненно, воспитывают в них чувство коллективизма.

"Песня - душа народа", прямо и непосредственно выражает значение народной песни. Она раскрывает такие глубины, такие тайники русского характера, которые невыразимы, непостижимы в иных жизненных ситуациях. Русский пел и поёт почти всегда - в горе и радости, в будни и праздники. Песня настолько полно выражает особенности национального характера, что это было отмечено русскими мыслителями.

Передовые люди России, стремясь сохранить великие богатства устного народного творчества для будущего, стали записывать песни. Первые сборники песен появились в XVIII веке. Позднее народные песни собирали и записывали М. Глинка, Балакирев, Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский, Лядов, писатели А. Пушкин, Н. Гоголь, И. С. Тургенев, Л. Толстой, М. Горький.

Песни повествуют о покорении человеком сил природы, о героической борьбе с иноземными захватчиками, рассказывают о смелых богатырях, о народных вождях. Из песен мы узнаём о жизни народа: его труде и быте, обычаях и традициях, страданиях и надеждах, мыслях и чувствах. В песнях раскрываются черты русского национального характера: патриотизм и мужество, трудолюбие, любовь к родной природе.

Некоторые жанры русских народных песен, конечно, ушли из жизни, такие как былины, обрядовые – свадебные, песни-заклинания. А вот лирические русские песни пользуются большой популярностью.

В народных песнях глубоко и правдиво отразилась история русского народа с древнейших времен до наших дней.

Великой мудрости, правды и красоты полны русские песни. В них вложены талант и ум многих поколений. Сочиненные неизвестными певцами-сказителями, они хранятся в памяти народа и передаются из уст в уста.

Труд взрослого человека всегда находил отражение в трудовых и обрядовых песнях.

На старинной русской свадьбе звучали лирические песни, величальные, песни-плачи. Царская солдатчина породила солдатские или рекрутские песни.

Народные песни уникальны музыкально-поэтическим оформлением идеи - этической, эстетической, педагогической. Красота и добро в песне выступают в единстве.

В последние годы интерес к народному творчеству увеличился. Мы вспомнили о своих корнях и даем возможность детям прикоснуться к источнику народной мудрости. Значение фольклора переоценить трудно. Он выполняет воспитательно - образовательную функцию, способствует развитию памяти, сопереживания. Эта способность почти утеряна современным человеком. Люди постепенно отучились сопереживать, сочувствовать, то есть отучились вставать на место другого человека. Это одно из качеств личности, которое нуждается в реабилитации в высшей степени, и начинать это надо с раннего детства.

В нашей школе-интернате с первых дней дети приобщаются к русской культуре. С 1 класса мы занимаемся в оркестре народных инструментов под руководством нашей любимой Лидии Николаевны Богомол.

Из опыта работы «Русское народное творчество и его значение для учащихся школы-интерната 4 вида»

Она научила нас играть на многих народных инструментах, исполнять русские народные песни.

В школе проводится традиционно Масленица, где мы принимаем активное участие, исполняя такие песни, как «Широкая масленица», «Коробочка», «Как на тоненький ледок» и другие.

А еще мы очень любим частушки.

Частушка – это короткая, из двух или четырех строчек, песенка. Слово «частушка» произошло от слова «часто». Их исполнение, как правило, сопровождается ритмическим притопыванием, звонкими выкриками. В старые времена молодежь часто собиралась на посиделки. Частушки, как музыкальный фольклор, используется в народных праздниках.

К празднику мы оформили уголок русской избы с рушниками, платками, самоваром и блинами. Это мероприятие представляло собой красочное, яркое зрелище с народными костюмами, играми и забавами, веселыми сценками, хороводами.

Есть у нас семья – представители казачества. Без их зажигательных танцев и песен не обходится наша Масленица и другие праздники.

Мы с ребятами ездим выступать на концертах русской народной песни.

Вот наше выступление на фестивале «Пусть всегда будет солнце» в концертном зале Всероссийского Общества Слепых с песней «Ехал казак за Дунай» в оркестре балалаечников.

В доме детского творчества города Люберцы мы выступили с песней «Коробочка», где заняли третье место среди выступающих люберецкого района.

А в следующем году – с песней «Калинка-малинка», где получили приз зрительских симпатий за самобытность.

Ну а это наши русские матрешечки.

К нашим выступлениям мы готовим костюмы совместно с нашими родителями. На конкурсе Минута Славы заняли первое место с песней «Лети, перышко».

А в следующем году – с песней «Выйду ночью в поле с конем», где с девочками выступали наши мальчики.

И очень понравилась всем наша песня «Вышита сорочка».

Народная музыка – зеркало жизни народа, в которой отражаются не только те или иные события, но и дух, атмосфера всей его жизни. Народная музыка играла и продолжает играть огромную роль в жизни людей!

Публикации по теме:

«Русское народное творчество». Конспект ООД по познавательному развитию для детей старшей и подготовительной групп «Русское народное творчество». Конспект ООД по познавательному развитию для детей старшей и подготовительной групп. Цель: создать условия.

Фотоотчет о тематической неделе «Русское народное творчество»Фотоотчет о тематической неделе «Русское народное творчество» Предлагаю Вашему вниманию фотоотчет тематической недели в средней группе "Русское народное творчество". Эта неделя, впрочем как и все остальные,.

Из опыта работы «Трудовое воспитание в условиях школы-интерната для слабовидящих детей»Из опыта работы «Трудовое воспитание в условиях школы-интерната для слабовидящих детей» Все мы знаем, насколько важен труд в жизни человека. В труде происходит нравственное развитие человека. Трудовая деятельность существенно.

Конспект открытого воспитательного часа для учащихся школы-интерната 4 вида на тему «19 февраля — всемирный день китов» Мероприятие предназначено для учащихся школы-интерната 4 вида с 1 по 12 класс (7-18 лет). Проводит 7 "А" класс. Подготовила: воспитатель.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Народные промыслы
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Из опыта работы «Русское народное творчество и его значение для учащихся школы-интерната 4 вида»
Опубликовано: 14 сентября 2019 в 19:32
+212Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 76.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 октября. Выставка самодельной посуды на МААМ

Посуда как часть нашей повседневной жизни сопровождает нас тысячелетиями. От первого глиняного кувшина и котелка до современных высокотехнологичных кастрюль – такова история развития посудной цивилизации....

23 октября. День рождения Джанни Родари

Кто не знает озорного, храброго, никогда не унывающего мальчика-луковку Чиполлино? Не будем ручаться за весь мир, но в России и СНГ этого сказочного героя знают абсолютно все. Ведь Чиполлино много лет...

Фотоотчет детского художественного творчества районного фестиваля Цветик-Семицветик
Цель фестиваля: Создание условий для раскрытия творческого потенциала юных петербуржцев. В рамках фестиваля проходит выставка "STEM", на которой дети могут...
Конспект занятия в старшей группе по пластилинографии «Чудо-ассорти»
Цель: создание лепной картины с выпуклым изображением. Задачи: Учить передавать природные особенности овощей ( цвет, форму) ; сформировать обобщенное...
Сценарий утренника 8 марта 2016 г
Ведущий 1: Дело было вечером, Делать было нечего. Кто на облачке сидел, Кто на мир сверху смотрел. Ангелы в лице детей, Выбирали матерей. Алюкова....