Из опыта работы с семьёй

Любовь Козицына
Из опыта работы с семьёй

Из опыта работы воспитателя МКДОУ «Восходский детский сад общеразвивающего вида» по взаимодействию с семьёй.

Козицына Любовь Вадимовна,

воспитатель

Семья – источник вдохновения,

Где рядом взрослые и дети,

В семье от всех невзгод спасение,

Здесь друг за друга все в ответе.

О. В. Такмакова

Педагогическим основанием изменений дошкольного образования на современном этапе является активное вовлечение родителей в работу ДОУ. Детский сад и семья – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему даёт ребенку социальный опыт.

Влияние на ребёнка семейного воспитания настолько сильно, что способно свести на нет любые педагогические усилия ДОУ. Педагоги понимают, что без согласования с семьёй педагогические воздействия теряют всякую силу. Только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Отсюда следует актуальность одного из механизмов реализации ФГОС– повышение ответственности родителей за воспитание детей, углубленное взаимодействие между семьей и ДОУ.

Семейное воспитание неповторимо по своему воздействию и эта уникальность определяется следующими причинами:

первичностью семейного окружения в силу биологической и психологической зависимости ребенка от родителей;

максимальной возрастной сензитивностью в период дошкольного детства к общению со значимым взрослым, которая возникает раньше потребности в общении со сверстником;

длительностью и постоянством пребывания в семье, интимно-эмоциональной атмосферой семейных отношений: любовью, привязанностью, индивидуализацией общения членов семьи с ребенком.

Подрастающее поколение будет таким, какой будет его семья. Признание приоритета семейного воспитания требует иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Прежде всего, их новизна определяется понятием “взаимодействие”, которое представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Я стремлюсь к тому, чтобы и дети, и родители чувствовали себя в ДОУ комфортно, а также к тому, чтобы родители были уверены в поддержке своих воспитательных действий. В соответствии с этим изменяется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей, а именно совершенствование форм и методов сотрудничества ДОУ и семьи во всестороннем развитии ребенка.

Основными задачами взаимодействия с родителями являются следующие:

1. Повышение активности и ответственности семей воспитанников детского сада и привлечение их к сотрудничеству в вопросах развития детей.

2. Обеспечение информационно-просветительской поддержки выбора родителями направлений в развитии и воспитании посредством выработки компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку.

3. Содействие созданию условий для развития способностей ребенка в различных видах образовательной деятельности, обеспечивая непрерывность подготовки к следующему образовательному этапу (школьное обучение).

4. Повышение уровня компетентности родителей.

Как я уже сказала, одна из главных задач воспитателя – это работа с семьёй. У нас сельская местность, и все мы как на ладони. В принципе, когда ребёнок приходит в детский сад, я уже знаю чем «дышит» данная семья. Здесь уже работает опрос, анкетирование, беседа. Е сли у меня есть какие-то сомнения, то я прибегаю к одной из форм более полного знакомства с семьёй - это посещение семьи на дому (опять же с согласия родителей). Здесь необходимо познакомиться с условиями семейного воспитания. На каждую семью у меня заведён «Паспорт семьи», куда заносятся данные о составе семьи, возраст всех членов семьи, жилищные условия семьи, материальное положение семьи, увлечения семьи и многое другое. Многих родителей (неблагополучные семьи) данные визиты побуждают к более достойному поведению, наведению порядка в доме, общению с детьми. Вся полученная информация (результаты анкетирования, опросов, бесед, результаты наблюдений за поведением ребёнка в домашних условиях) тщательно анализируется. По результатам анализа определяется микроклимат, в котором воспитывается ребёнок, выявляются дети и родители, которые могут испытывать трудности. На основании этого планируются и проводятся мероприятия, направленные на решение конкретных задач (План работы семьёй).

В работе по педагогическому просвещению родителей использую разные формы. Это, конечно-же, родительские собрания. Родители здесь не просто слушатели, а активные участники. они с интересом обсуждают педагогические ситуации, обмениваются опытом, спорят.

Регулярно выпускаются папки-передвижки разной тематики: «Времена года», «Скоро в школу» «Игры в дождливую погоду», «Ребёнок и компьютер», «Если буква упрямится» и др.

Проводятся групповые и индивидуальные консультации, выпускаются памятки: «Лучший помощник – детская книга», «Опасность на льду», «Один дома» и др.

Родители – активные участники проводимых мероприятий в группе и ДОУ. Они готовят детям костюмы, атрибуты к праздникам и с увлечением участвуют в самом мероприятии.

Регулярно организуются выставки детских работ и рисунков. По желанию родители могут присутствовать на занятиях как в «Дни открытых дверей», так и в любое иное время.

Родители с интересом участвуют в оформлении стенгазет коллажей: «Мамочка милая – мама моя», «Мой папа», «Зимние забавы» и др.

Помимо перечисленных форм работы с семьями активно использую и такие формы и методы:

презентация образовательной деятельности ДОУ;

групповые встречи – практикумы, мастер-классы, круглые столы, дискуссии, видеопрезентации;

тематические досуги «В поисках новогодней ёлочки», «Новогоднийутренник», «Защитники Отечества», «День матери», «Осенний бал»;

оздоровительные праздники «Папа, мама, я – спортивная семья»;

вовлечение в конкурсы (осенних поделок, кормушек для птиц, новогодних игрушек, на лучшее новогоднее стихотворение, «Когда все вместе», конкурсы рисунков); Хочется отдельно остановится на данном виде деятельности. Он очень своеобразен и интересен. Вначале, когда рассказываешь родителям об объявленном конкурсе (будь то внутрисадичный, районный или областной) воспринимается он с опаской и настороженность. Чуть ли не полным отказом от участия. Но проходит какое-то время, и родители начинают потихоньку интересоваться, задавать вопросы, уточнять условия конкурса, сроки. И приходишь в неописуемый восторг, года большая половина группы становится участниками конкурсов, и не только становится участниками, а победителями. И с каждым разом родители становятся всё активнее и активнее. Я считаю, что данное мероприятие положительно влияет на внутрисемейное содружество и содружество между ДОУ и семьёй. Отношения становятся более доверительными и открытыми.

Опираясь на данные позиции, я приветствую любые формы включения родителей в жизнь группы и детского сада. Для этого:

Информирую родителей обо всем, что происходит или будет происходить в группе и в детском саду.

Приглашаю к обсуждению текущей ситуации в развитии ребенка и принятию решения о дальнейших совместных действиях педагогов, специалистов и родителей, способных обеспечить успешное развитие воспитанников.

Предлагаю творческие домашние задания для родителей с детьми, позволяющие наладить доверительные отношения с ребенком, и одновременно поучаствовать в образовательном процессе.

Призываю к участию родителей в методических мероприятиях: изготовление костюмов, игрового материала, фото и видеосъемка.

Коллективное творческое дело помогло сплотить коллектив детей и родителей, по-иному оценить друг друга, познать и, возможно, открыть для себя новые грани содержания личности друг друга, причем это касается и взрослых и детей.

Одной из интересных форм работы с семьёй (молодой семьёй) я считаю создание клуба молодой семьи, который в своё время был организован на базе нашего ДОУ и пользовался успехом. Назывался он «Наш малыш». С чего же всё начиналось. В начале своего существования (2002 год) клуб работал на общественных началах, работу вели воспитатели детского сада «Берёзка»., согласно плану работы с детьми раннего возраста.

Начиная с 15 января 2005 года клуб уже действовал при ГКП, где я была социальным педагогом и руководителем клуба. Заседания проходили 2 раза в неделю по намеченному плану. Тематика заседаний клуба самая разнообразная: «Правам ребёнка посвящается», «Расти здоровым, малыш», «Малыш и музыка» и другие.

Заседания клуба проходили в тёплой и дружеской обстановке и с применением разных форм: диспуты, конференции, практикумы, гостиные «За чашкой чая», где родителей не только учили, повышая их педагогический опыт, но и проводили практикувы, на которые приглашались различные специалисты (фельдшер и акушер ФАП, социальный педагог КОЦ, музыкальный руководитель ДОУ и воспитатели.

На заседание клуба родители могли приходить как одни, так и с детками, которым созданы все условия.

Для родителей выпускалась информационно-познавательная газета «Вырастай-ка».

С будущими родителями, совместно с ФАП, проводила беседы, консультации, вела подборку специальной литературы, экскурсии-знакомства с детским садом.

Каждая семья, в которой появлялся новорожденный, получал поздравление.

Хочется отметить, что в результате проводимой работы повышался интерес родителей к вопросам воспитания и развития детей, к сотрудничеству с детским садом и безболезненной адаптации к детскому саду.

В ходе работы получены результаты:

• повысился уровень родительской компетентности;

• гармонизировались родительско - детские отношения;

• повысилась ответственность родителей за судьбу ребенка и его активность в отношениях с сотрудниками ДОУ.

Как это повлияло на развитие личности ребенка?:

• улучшился эмоциональный климат в семье;

• изменилась в сторону большей объективности родительская оценка талантов малыша, уровень родительских притязаний стал лучше соотноситься со способностями ребенка;

• повысилась эмоциональная насыщенность и информативность контактов родителей с детьми.

Публикации по теме:

Доклад «Определение целей и задач работы с семьёй изучение особенностей семейного воспитания» Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с.

Формы организации работы с детьми по основам безопасности жизнедеятельности (из опыта работы) Задача нас педагогов состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными.

Интерактивные формы работы с семьёй Интерактивные формы работы с семьёй. Подготовила: Макарова О. Ю., воспитатель МАДОУ «Детский сад № 347» Семья – уникальный первичный социум,.

Из опыта работы «Украшение зала как одна из форм работы с родителями»  (фотоотчет)Из опыта работы «Украшение зала как одна из форм работы с родителями»  (фотоотчет) Светлана БуйволоваИз опыта работы «Украшение зала как одна из форм работы с родителями» Организация праздников в ДОУ является важной частью.

Процесс физкультурно-оздоровительной работы совместно с семьёй В настоящее время состояние здоровья детей в нашей стране вызывает серьёзную озабоченность общества. Взаимосвязь семьи и детского сада-необходимое.

Из опыта работы «Система работы воспитателя по речевому развитию дошкольников» (продолжение) В современных условиях требования к педагогу очень высоки, ведь воспитатель является главным действующим лицом в развитии личности ребенка.

Семинар для педагогов «Современные методы работы с семьёй по воспитанию этики приобщения к традициям народной культуры» Задача:Ориентировать воспитателей на изучение современных достижений психолого-педагогической науки и методической литературы по данной.

Сообщение из опыта работы «Организация работы с отцами в условиях детского сада» 1 слайд Учитывая свой многолетний опыт, работая в рамках ресурсной площадки по теме «Развитие социально-педагогической культуры родителей»,.

Содержание работы социального педагога с неполной семьёй в условиях детского сада Главная цель, которую ставит перед собой социальный педагог, заключается в определении специфики и содержания работы с рассматриваемой категорией.

Современные формы работы с родителями по включению в проектную деятельность (из опыта работы) В нашей современной действительности вероятность попасть в ситуацию, опасную для жизни очень велика. Особую тревогу мы испытываем за самых.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • День семьи
  • День семьи
Автор публикации:
Из опыта работы с семьёй
Опубликовано: 12 октября 2016 в 17:08
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Консультация для учителей «От конспекта урока к технологической карте»
От конспекта урока к технологической карте. Технологическая карта урока- это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное...
Конспект урока русского языка в 8 классе «Однородные и неоднородные определения»
Тема: Однородные и неоднородные определения Цели: углубить представление об однородных членах предложения; дать понятие об однородных и неоднородных...
Классный час в 4 классе «Поздравляем маму»
Ведущая: Здравствуйте, дорогие мамы и бабушки! Сегодня мы вновь встретились, чтобы отметить первый весенний праздник - праздник добра, света, жизни и любви!...
Внеклассное занятие по русскому языку в начальной школе «Ты наш друг, родной язык»
"Ты наш друг, родной язык". Цели: · Вызвать интерес к русскому языку. · Формировать образную и выразительную речь. · Расширить кругозор учащихся. ·...
Мое хобби. Чем я люблю заниматься в свободное время
Рукоделие не от безделия , а для души лечение! Мой девиз свободного времени, которого к сожалению очень , очень мало, но и все же очень люблю творить, мне...