Жанна Бородина
Семинар-практикум для родителей «Семья — основа воспитания нравственно-патриотических чувств у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 65 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара
Конспект семинара-практикума для родителей
на тему «Семья - основа воспитания нравственно-патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста»
(познавательное направление)
Разработала воспитатель:
Бородина Жанна Николаев
Сыктывкар, 2023г.
Публикация «Семинар-практикум для родителей „Семья — основа воспитания нравственно-патриотических чувств у детей“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Родительские собрания в детском саду
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
Актуальность. Самые дорогие и авторитетные для ребенка люди – это его близкие: мама, папа, бабушка, дедушка, сестра, брат. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребенка мы ни рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья. Вот почему проблема возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играют семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребенка.
Цель: повышение компетентности родителей в вопросах практического овладения навыками и умениями воспитания у дошкольников нравственно-патриотических чувств посредством формирования представлений о понятии «семья».
Участники: ведущий (воспитатель, родители воспитанников.
План семинара-практикума:
1. Приветствие.
2. Теоретическая часть:
- актуальность рассматриваемой темы,
- ознакомление с программными задачами по нравственно-патриотическому воспитанию детей средней группы,
- представление опыта работы педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию (презентация).
3. Практическая часть:
- конкурсы,
- информационное табло «Типы семей», «Компоненты социальной адаптации семьи»,
- Игра-тренинг «Карандаши».
4. Рефлексия.
Содержание семинара - практикума.
1. Приветствие.
Ведущая. Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады приветствовать Вас в нашем уютном зале. Я предлагаю вам послушать стихотворение.
Как появилось слово «семья»?
Когда-то о нем не слыхала земля.
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
Сейчас я тебе семь вопросов задам:
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: «Я».
Кто платье сошьет, постирает белье,
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопросы, подруга моя.
– «Я, я, я, – Ева молвила, – я».
Сказала она знаменитых семь «я» –
И так на земле появилась семья.
Вы спросите, почему именно эту тему мы выбрали для нашей встречи? Найти ответ на этот вопрос предлагаю совместно. Для этого предлагаю вам назвать ваши ассоциации к слову «семья», каждая буква обозначает вашу ассоциацию.
С – сила,
Е – единство,
М – мир, мощь,
Ь
Я – ядро.
2. Теоретическая часть.
Ведущая. Действительно, семья – это сила, единство, мощь и, конечно же, ядро нашего общества. Ведь каждый человек всю свою жизнь проводит в семье. Сначала – в родительской семье, потом – в своей собственной, затем, возможно, в семье своих детей. Со временем состав семьи меняется, меняются обязанности, заботы. Но именно в семье люди становятся личностями особенными и неповторимыми.
Семья – это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни и частью которого является. К сожалению, широко распространено мнение о том, что нет необходимости в специально организованном ознакомлении дошкольника с семьей. Если ребенок живет в семье, он сможет познакомиться с этим явлением в повседневной жизни. Ведущие специалисты в области ознакомления дошкольников с окружающим миром С. А. Козлова, Э. К. Суслова и другие подчеркивают необходимость воспитания с самого раннего детства любви к родному дому и своей семье.
Семья своими ценностными ориентациями, особенностями межличностных отношений, всем укладом и стилем жизни прямо или косвенно, в большей или меньшей степени готовит ребенка к его будущей семейной жизни. Но общими усилиями семьи и детского сада можно повлиять на становление положительного образа семьи у детей дошкольного возраста.
Далее воспитатель предлагает родителям ознакомиться с задачами формирования у детей представлений о семье, ее значении в жизни человека.
Задачи ознакомления детей 4-5 лет с семьей:
1) Углублять представления детей о семье, ее членах.
2) Дать первоначальные представления о родственных отношениях (сын, мама, папа, дочь и т. д.).
3) Интересоваться тем, какие обязанности по дому есть у ребенка (убирать игрушки, помогать накрывать на стол и т. п.).
Презентация воспитателей «Формирование у детей среднего дошкольного возраста представлений о семейных традициях, расширение знаний о ближнем окружении, о родственных связях, воспитание желания заботиться о родных людях».
Ведущая. Символом любви и верности стала ромашка – цветок русских полей и лугов. Как вы думаете, почему?
Ответы родителей.
Ведущая. Ромашка – цветок Руси. А кроме этого, ромашка самым прямым образом относится к любви. Кто знает, как?
Ответы родителей.
Ведущая. Правильно! На ромашке гадали – «любит – не любит».
Ее желтоглазым цветком называют,
Сорвали цветок – лепестками гадают,
Но чтобы счастливым поистине стать,
Не стоит, поверьте, ромашки срывать.
3. Практическая часть.
Сегодня нам ромашки помогут определить, какая команда больше владеет знаниями о семье. Делимся на две команды. На столах у вас находятся пустые корзинки. Чтобы заполнить их, надо активно принять участие в конкурсах. Итак, мы начинаем.
Конкурс «Доскажи пословицу»
Ведущая. Долгие века из поколения в поколение передавалась народная мудрость. Много разных пословиц и поговорок есть о семье, часто и мы их употребляем в речи, давайте сейчас мы их попробуем вспомнить. А помогут нам в этом подсказки. Начало пословицы или поговорки будет предложено, вам надо будет вспомнить ее окончание.
- Где любовь и совет. (там и горя нет).
- В родной семье и. (каша гуще).
- В семье согласно. (так идет дело прекрасно).
- В своем доме и. (стены помогают).
- В прилежном доме густо. (а в ленивом доме пусто).
- В каждой избушке. (свои погремушки).
- В гостях хорошо. (а дома лучше).
- В дружной семье. (даже в холод тепло).
За каждый правильный ответ команде дают ромашку.
Ведущая. Знакомя детей с семьей и ее членами, мы используем художественную литературу, а как вы, уважаемые родители, знаете художественную литературу, нам поможет узнать конкурс.
Конкурс «Узнай сказку»
Необходимо назвать цитируемое произведение и родственные отношения его героев.
Родилась у мамы дочка
Из прекрасного цветочка.
Хороша, малютка просто!
С дюйм была малышка ростом.
Если сказку вы читали,
Знаете, как дочку звали.
(Дюймовочка)
Дед и баба вместе жили,
Дочку из снежка слепили,
Но костра горячий жар
Превратил девчушку в пар.
Дед и бабушка в печали.
Как же их дочурку звали?
(Снегурочка)
Что за сказка: кошка, внучка,
Мышь, еще собака Жучка
Деду с бабой помогали,
Корнеплоды собирали?
(«Репка»)
Вышли дружною семьей,
Чтобы справиться с одной.
Не приди на помощь мышка,
Ничего б у них не вышло.
(«Репка»)
Ждали маму с молоком,
А впустили волка в дом.
Кем же были эти
Маленькие дети?
(Козлята из сказки «Волк и семеро козлят»)
В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней следил,
Обманул и проглотил.
Бабушка внученьку очень любила.
Красную шапочку ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
Вы подскажите, как звали ее?
(Красная Шапочка)
В какой русской сказке крестьянский
сын должен был искупаться в трех
больший котлах – в молоке и в двух водах?
(П. Ершов, «Конек-горбунок»)
Коль не слушаешь совет,
Тех, кто старше и поопытней,
Ждет тебя немало бед,
А родным и близким – хлопоты.
Чтоб не превратился ты
Ни в теленка, ни в козленочка,
Ох, не пей сырой воды!
И подписано:
(Аленушка).
В какой сказке у матери было три дочери:
Одноглазка, Двуглазка и
Трехглазка?
(«Крошечка-Хаврошечка».)
У Аленушки-сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят, далеко они глядят.
«Гуси-лебеди»)
Музыкальный конкурс
Нужно узнать песню, дать название и определить родственные отношения, о которых идет речь в песне.
- «Папа может, папа может.»
- «Бабушка рядышком с дедушкой.»
- «Не волнуйтесь, тетя, дядя на работе.»
- «Мама мир подарила.»
- «У меня сестренки нет.»
Конкурс «Кто кому сват»
Ведущая. Но ведь семья – это не только муж и жена. Это и дети, и внуки, и многочисленная родня с обеих сторон. Когда мужчина и женщина соединяют свои судьбы, все их родственники так же роднятся между собой, но иногда люди даже не знают, как друг друга называть. Давайте мы с вами сейчас попытаемся определить, кто кому сват!
Брат отца (матери) – дядя.
Сестра отца (матери) – тетя.
Отец жены – тесть.
Мать жены – теща.
Брат жены – шурин.
Брат мужа – деверь.
Сестра мужа – золовка.
Сестра жены – свояченица.
Отец мужа – свекор.
Мать мужа – свекровь.
Дочь (сын) брата, сестры – племянница, племянник.
Матери жены и мужа друг другу – сватьи.
Ведущая. А знаете ли вы, уважаемые родители, к какому типу семей относится Ваша семья? Предлагаю вам послушать, какие бывают семьи.
Типы семей в зависимости от структуры родственных связей:
- нуклеарная (простая, состоящая из родителей и их несовершеннолетних детей;
- расширенная (сложная, представленная двумя и более поколениями семей.
Типы семей в зависимости от местожительства супругов:
- патрилокальные – молодые живут в семье мужа;
- матрилокальные – живут в семье родителей жены;
- неолокальные – поселяются отдельно от родителей.
Типы семей в зависимости от критерия семейной власти:
- матриархат – власть в семье принадлежит женщине;
- патриархат – во главе стоит мужчина;
- демократическая семья, в которой соблюдается статусное равенство супругов (является наиболее распространенной в настоящее время).
Типы семей в зависимости от наличия обоих супругов:
- полная семья, в состав которой входят оба супруга;
- неполная семья, в которой один из супругов отсутствует.
Типы семей в зависимости от количества детей:
- бездетная, или инфертильная семья;
- однодетная семья;
- среднедетная семья;
- многодетная семья.
А сейчас попробуем совместно раскрыть компоненты социальной адаптации семьи:
1-й компонент – материальное положение семьи. Материальное благосостояние семьи складывается из денежной и имущественной обеспеченности. Учитывается уровень доходов семьи, ее жилищные условия,
предметное окружение.
2-й компонент – психологический климат в семье, то есть эмоциональный настрой, который складывается как результат настроений членов семьи, их душевных переживаний, отношений друг с другом, отношений друг к другу. Неблагоприятный психологический климат в семье – когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, отчуждение.
3-й компонент – социокультурная адаптация – высокий уровень культуры семьи: семья обладает широким кругом интересов, развитыми духовными потребностями. Семья ориентирована на всестороннее воспитание ребенка и поддерживает здоровый образ жизни. В семьях с низким уровнем культуры духовные потребности семьи не развиты, круг интересов ограничен, отсутствует культурно-досуговая деятельность, слаба моральная регуляция членов семьи, семья ведет аморальный образ жизни.
4-й компонент – ситуационно-ролевая адаптация, которая связана с отношением к ребенку в семье. В случае конструктивного отношения к ребенку, высокой культуры и активности семьи в решении проблем ее социально-ролевой статус высокий. Если в отношении к ребенку присутствует акцентуация на его проблемах – статус средний. В случае игнорирования проблем ребенка и негативном отношении к нему – статус низкий.
Ведущая. К какому типу семьи относится Ваша семья? Подумайте, проанализируйте. Мы знаем, что семьи у нас очень разные, у каждой свои проблемы и трудности. Но при этом мы уверены в одном, что детский сад только совместно с семьей смогут создавать оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Если воспитательные усилия не складываются, а противодействуют, то на успех рассчитывать трудно. Воспитанник при этом испытывает огромные психические перегрузки, так как не знает, кому верить, за кем идти, не может определить и выбрать среди авторитетных для него влияний правильные. Освободить его от этой перегрузки, сложить действие всех сил, увеличивая тем самым влияние на личность, и требует принцип единства воспитательных воздействий. Чтобы вы это прочувствовали, я вам предлагаю поиграть.
Игра-тренинг «Карандаши»
Суть состоит в удержании карандашей зажатыми между пальцами стоящих рядом участников. Сначала участники выполняют подготовительное задание: разбившись на пары, располагаются друг напротив друга на расстоянии 70-90 см и пытаются удержать два карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев. Дается задание: не выпуская карандашей, двигать руками вверх – вниз, вперед – назад. После выполнения подготовительного задания группа встает в свободный круг (расстояние между соседями 50–60 см, карандаши зажимаются между подушечками указательных пальцев соседей. Группа, не отпуская карандашей, синхронно выполняет задания (звучит медленная музыка):
1). Поднять руки, опустить их, вернуть в исходное положение.
2). Вытянуть руки вперед, отвести назад.
3). Сделать шаг вперед, два шага назад, шаг вперед (сужение и расширение круга).
4). Присесть, встать.
Обсуждение: какие действия должен выполнять каждый из участников, чтобы карандаши в кругу не падали? На что ориентироваться при выполнении этих действий? Как установить с окружающими необходимое для этого взаимопонимание, научиться «чувствовать» другого человека?
Вывод: карандаши – как наши дети, которые будут набираться опыта, не падая вниз, если мы, и педагоги, и родители будем действовать совместно.
Задачи воспитания и развития детей будут решаться успешно только в том случае, когда дошкольное учреждение будет поддерживать связь с семьей и вовлекать ее в свою работу. Осознанное, активное включение родителей в совместный процесс воспитания, преодоление отстранения родителей от детского сада позволят повысить эффективность воспитательно-образовательной работы.
4. Рефлексия. У вас на столах цветная бумага, ножницы. Я предлагаю вырезать сердечки и наклеить на наше древо, и дайте пожелание нашему коллективу. Ведь мы – коллектив, мы – семья. И перед нами – одни и те же задачи – растить наших детей здоровыми, счастливыми, активными.
Ведущая. На этой позитивной ноте мы заканчиваем нашу встречу. Всего Вам доброго!