Из опыта работы «Снижение уровня тревожности у детей старших групп посредством песочной терапии»

Кристина Скороспелова
Из опыта работы «Снижение уровня тревожности у детей старших групп посредством песочной терапии»

Система работы: «Снижение уровня тревожности у детей старших групп посредством песочной терапии».

Многое уже было сказано о песке. Это не так уж новый для психологов и педагогов материал, но все же еще не достаточно широко используемый.

Возможности, казалось бы обыкновенного, ну или иногда не совсем обыкновенного, песка - это на самом деле просто огромный ресурс.

Игра с песком доставляет несомненное удовольствие не только детям, но и самому взрослому. Ведь особое свойство текучести песка, успокаивает, расслабляет. А если добавить к этому возможность изменения фона, добавления элементов, изменения текстуры поверхности- то получается огромное поле для творчества и не только.

Применение песка в снижении тревожности – это вполне логичный выбор данного инструмента.

В своей работе я использую три вида песочниц.

1. Юнгианская песочница представляет собой деревянный ящик (или пластиковый контейнер) с крышкой. Размеры: 50:70см, высота бортов 10 сантиметров. Такие размеры выбраны с учетом особенностей зрительного восприятия. Дно и борта ящика выкрашены в голубой цвет, символизирующий небо, море, воду. На дно ящика насыпается мелкий песок, соответствующий санитарно-гигиеническим требованиям. Обязательный компонент для работы в такой песочнице – это различные фигурки. Стоит отметить о важности разнообразия.

2. Второй вид песочницы, не имеет как такового названия, это простой пластиковый контейнер, наполненный кинетическим («космическим») песком. Особенность такого песка заключается в удобстве использования, он пластичен и в то же время сыпуч, из него очень удобно лепить и строить. Интересно, что такую песочницу можно использовать и с иным наполнителем. Вместо песка, на некоторых из занятиях, можно использовать рис, гречу, мелкие пуговицы или камушки (например, для аквариумов).

И, наконец, третий, на мой взгляд самый интересный и многофункциональный вид песочницы – это световой стол. Данный метод представляет собой рисование песком на поверхности стола со световой подсветкой.

Обязательно пользуйтесь цветной подсветкой песочного стола, а если у вас ее нет, просто предложите ребенку песок разных цветов.

Красный цвет составляет основу цветотерапии, это цвет силы и физической активности, так же цвет воспитывает лидерские качества у ребенка. Но будьте осторожны, при длительном воздействии этот цвет сильно возбуждает нервную систему ребенка и может вызвать агрессию.

Оранжевый - цвет оптимизма и радости, лучшее лекарство от нервных срывов, депрессий, страхов и неврозов. Помогает всем восстановительным процессам в организме ребенка и даже повышает аппетит!

Желтый цвет поможет ребенку сконцентрироваться, создаст хорошее настроение и придаст большую ясность мыслям. Если в жизни ребенка наступает новый этап (например, поступление в школу) обязательно поработайте с желтым цветом, он поможет преодолеть неуверенность в себе.

Зеленый успокаивает и настраивает на сон, и очень эффективен в работе с невралгией, а так же контролирует состояние раздражительности при нервных расстройствах.

Голубой и синий цвета положительно влияют на отношения в семье или коллективе. Фиолетовый стабилизирует психику, служит сильным стимулятором творческого воздействия.

Метод цветотерапии практически не имеет противопоказаний, благотворно влияет на душевное состояние, которое во много определяет и здоровье, и благополучие ребенка.

Цель системы работы – снижение уровня тревожности у детей старших групп дошкольного возраста.

Задачи:

• Ознакомить детей с особенностями игры в песочнице в кабинете;

• Создать благоприятный климат для работы;

• Научить ребенка справляться с трудностями, чтобы чувствовать себя более успешным;

• Научить ребенка способам саморегулирования;

• Отреагировать состояния тревожности;

• Научить ребенка снижать ощущение тревоги.

Количество занятий 9, проводятся 1 раз в неделю индивидуально или по 2 человека.

Система работы предназначена для занятий с детьми старших групп, имеющими признаки повышенной тревожности.

Правила совместного с ребенком рисования песком:

1) Ребенку нужно лишь предлагать варианты игр и заданий, а не заставлять его следовать строгой программе.

2) Структура занятия должна быть адаптирована под интересы самого ребенка.

3) Создавайте пространство для его самовыражения, а не устанавливайте жесткие рамки и правила.

4) Цените его инициативу и мнение, но не молчаливое согласие с Вами.

5) Стимулируйте развитие творческих ситуаций вопросами, но не готовыми ответами.

6) Поддерживайте ребенка в поиске своих собственных нестандартных решений на поставленные Вами задачи.

7) Цените природную мудрость ребенка и его уникальность, но не учите его «быть таким как все».

Диагностика

Для диагностики тревожности применяется две методики:

Ориентировочная:

• Тест «Кактус» М. А. Панфилова. (Приложение 1)

Основная:

• Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика "Выбери нужное лицо". (Приложение 2)

Данные методики позволят нам получить наиболее полную картину состояния ребенка; о характерной для ребенка тревожности в типичных для него жизненных ситуациях; представления касающиеся сферы его взаимоотношений с окружающим миром в целом.

В системе работы, то и дето меняются сами песочницы и инструменты работы с ними. Ребенок получает возможность самостоятельного выбора.

Далее на слайдах представлены фотографии с занятий, во время выполнения некоторых упражнений.

Погрузить руки в песок.

Перетирать песок между пальцами, ладонями.

Упражнение «Сила». Я вижу, что неделя у тебя выдалась напряженная, подставь ручки, я постараюсь тебе помочь. (сыпать песочек струйкой)

Упражнение «А как находки оказались в глубине песка». Пересыпайте песок внутри песочницы с помощью ложки, просеивайте через сито.

Упражнение «Знакомство». Предложите ребенку потрогать песок на ощупь и рассказать о том какой он. Попробовать взять его в руки.

Упражнение «Сказочный сон» Ребенку предлагается нарисовать свой сказочный сон используя только песок и свои руки.

Упражнение «Нити» Ребенок набирает песок в кулачки, поднимает руки над столом и, раскачивая вправо и влево, слегка расслабляя кулачек, постепенно засыпает стол песком.

Заключение

Рисование песком – это погружение в сказку, мир фантазий, причудливых образов, извилистых линий. Создание картины песком – увлекательный процесс, он затрагивает все сферы чувств, пробуждает творчество, расслабляет и вдохновляет одновременно.

Не бойтесь экспериментировать с песком. Почти все дети любят играть в него, дайте ребенку возможность познавать мир с помощью него. Ваша задача лишь направлять.

Преимущества метода рисования песком перед другими формами арт-терапии :

• Процесс прост и приятен.

• Рисование песком дает возможность трансформации.

Работая с песком на плоскости, движения становятся размеренными, синхронизируются с ритмом дыхания.

• Техника помогает развить тонкую моторику.

• Рисовать можно двумя руками симметрично.

Публикации по теме:

Формирование доброжелательных взаимоотношений у старших дошкольников посредством игровой деятельности (из опыта работы) Целью педагогической деятельности является обеспечение положительной динамики по формированию доброжелательных взаимоотношений детей старшего.

Из опыта работы «Воспитание патриотических чувств посредством ознакомления старших дошкольников с родным краем» Из опыта работы. «Воспитание патриотических чувств посредством ознакомления старших дошкольников с родным краем. Тема моего опыта «Воспитание.

Комплекс занятий по использованию песочной терапии для развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста Сведения об авторе: Попова Кристина Владимировна, педагог-психолог ГБУ СО «ОРЦ"». Направленность: программа направлена на развитие творческих.

Конспект для детей РАС по песочной терапии «Следы» Цель: Развитие тактильной чувствительности, воображения Задачи: 1. Учить кулачками, ладонями надавливать на песок; 2. Развивать мелкую моторику.

Конспект занятия с использованием песочной терапии для детей с ЗПР подготовительной группы «Утенок-путешественник» Конспект занятия с использованием песочной терапии для детей с ЗПР подготовительной группы «Утенок-путешественник» Разработала: педагог-психолог.

Мастер-класс «Роль песочной терапии в развитии у детей с ОНР элементарных математических представлений» Воспитатель: Попова Нина Владимировна Дата проведения: 27 марта 2014года Место проведения: МБДОУ№10 «Золотая рыбка» ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП МАСТЕР.

Опыт работы «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством использования Су-Джок терапии»Опыт работы «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством использования Су-Джок терапии» .

Развитие математических представлений старших дошкольников посредством дидактических игр — из опыта работы воспитателя Работа детского сада над формированием элементарных математических представлений является одним из средств умственного воспитания ребёнка.

Развитие ЭВС детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ средствами песочной терапии с использованием камешков МарблсРазвитие ЭВС детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ средствами песочной терапии с использованием камешков Марблс 20 апреля 2017 года состоялась XVIII научно-практическая конференция «Педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями.

Занятие с детьми направленное на снижение уровня агрессии «Гнев» .

Библиотека изображений:
  • Птицы
  • Прописи
  • Цветы
Автор публикации:
Из опыта работы «Снижение уровня тревожности у детей старших групп посредством песочной терапии»
Опубликовано: 2 октября 2017 в 13:38
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Лэпбук «Весна»
Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе — это повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей...
Конспект занятия по познавательному развитию детей средствами сенсорной культуры...
Конспект занятия по познавательному развитию детей средствами сенсорной культуры «Поможем солнышку» Цель: Развитие сенсорных способностей у детей...
Поделка к 23 февраля (декоративно — прикладное творчество)
Декоративно - прикладное искусство МБДОУ «ЦРР-Детский сад №26» Подготовительная группа «Капельки» Воспитатель: Терёхина Екатерина Михайловна. Цель:...
Фотоотчет о подготовке и проведении праздничного мероприятия к Дню защитника...
К одним из важных и сложных педагогических процессов в работе с детьми дошкольного возраста относится военно-патриотическое воспитание . В основе его...
Фотоотчёт о подготовке и встрече праздника «День защитника Отечества» в средней группе
Вот и настал тот день, к которому мы усиленно готовились. Праздник «День защитника Отечества» самый подходящий повод для рассказа мальчишкам о том, что нужно...