Ирина Гридина
Из опыта работы со старшими дошкольниками логопедической группы по лексической теме «Домашние животные»
Из опыта работы со старшими дошкольниками логопедической группы по лексической теме «Домашние животные».
Публикация «Из опыта работы со старшими дошкольниками логопедической группы по лексической теме „Домашние животные“» размещена в разделах
- Домашние животные. Все материалы
- Животные. В мире животных
- Опыт работы, практика
- Работа логопеда. Логопедия
- Старшая группа
- Темочки
В ходе предварительной работы по лексической теме «Домашние животные», из бесед с детьми, выяснилось, что у всех воспитанников группы есть какое-то домашнее животное и у большинства это-собака. Познания детей об этом четвероногом друге оказались более чем скромные. Поэтому, совместно с детьми и их родителями, мы при прохождении лексической темы «Домашние животные» больше внимания решили уделить собакам. Подобрали для чтения научную (энциклопедии, художественную (стихи, рассказы, сказки) литературу: Л. Толстой «Пожарные собаки», «Лев и собачка», К. Д. Ушинский "Спор животных", «Бишка», Н. Носов «Дружок», Л. Корнилов «Друг лохматый», М. Стрёмин «Подарок», Б. Заходер «Собачкины огорчения», С. Маршак «Пудель», Евгений Чарушин «Верный Трой» и др. Из дома дети принесли много книг о собаках и игрушек, из которых мы организовали две выставки. Вместе с детьми рассматривали иллюстрации, фотографии; составляли рассказы по картине «Собака со щенятами», по серии картинок, из личного опыта «Мой питомец». Использовали в работе и малые фольклорные формы-загадки, пословицы, поговорки, считалки, потешки и др., где дети участвовали в толковании, разборе, разгадывании и придумывании своих, авторских форм.
Например, поговорки и пословицы:
И собака помнит, кто ее кормит.
Не та собака кусает, что лает, а та, что молчит да хвостом виляет.
Не бойся собаки брехливой, а бойся молчаливой.
Проводили беседы: «Породы собак», «Осторожно злая собака», «Как ухаживать за питомцем».
Применяли в работе с детьми :
-мимические упражнения:
Выразить мимикой эмоции: страх, испуг, сострадание, боль.
Выразить мимикой и жестами отношение разных людей к животным : мальчик гладит щенка, девочка испугалась сердитого бульдога.
Представить и показать мимикой состояние собаки, которую выгнали из дома; голодного щенка, просящего еды у своей хозяйки.
Выразить состояние хозяйки, у которой пропала собака. Изобразить провинившуюся собаку, укравшую сосиску, а затем выразить ей сочувствие.
-психогимнастику, пластические этюды:
Изобразить ласковую собачку, игривого щенка; довольную, полакомившуюся косточкой собаку; грозного бульдога; щенка, валяющегося в грязи.
- обыгрывание ситуаций
Передать движением, мимикой или иным способом щенка (по содержанию стихотворения).
-лексико-грамматические упражнения :
«Угадай по действию» : Какое домашнее животное : - мяукает –., лает –., ржет –.
«Назови «маму» и «папу» : Щенка –., «Продолжи предложение» : Собака сторожит.
«Что не так?» : Кошка мычала на диване. Собака лает на своих., «Назови детенышей» :
У собаки –., «Сосчитай до пяти» : Одна умная собака –. , «Кто где живет?» : Кошка - …
Собака –. Телята –. Кролики –., «Когда так говорят?» : Злой как собака.
«Угадай по признаку», «Кто чем питается?» : Зерно – лошадь,. Сено –. Овощи –. Мясо –., «Кто может быть?» : Пушистым –. Рогатым –. Упрямым –. Гладким –. Неуклюжим –. Свирепым –., «Кого можно. ?» : Приласкать –. Дрессировать –. Выгуливать –.
«Что общего и чем отличаются друг от друга?» : Собака и волк., «Подбери признак, действие» : Собака (какая) – рыжая,. Собака (что делает) – спит,. и др.
Помогли детям инсценировать народную сказку «Полкан и медведь».
Изготовили стенгазету «Породы собак», дидактические папки по лексической теме «Домашние животные-собаки», «Неизвестная война. Собачья».
В продуктивных видах деятельности воспитанники отражали полученные знания: рисование по памяти «Мой четвероногий друг», обрывная аппликация «Фокстерьер», коллективная аппликация «Пудель», лепка «Щенок», конструирование «Будка для собаки», оригами «Собака».
К новому 2018 году организовали выставку совместных поделок родителей с детьми: «Символ года – собака».
В результате проведённой работы, у детей расширились представления детей о породах собак, особенностях их поведения, о роли собаки в жизни человека, о способах ухода за животными. А самое главное, у ребят возникло более внимательное, доброе отношение к собакам, сформировалось стремление оберегать их, заботиться о «братьях меньших», ведь «МЫ В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ, КОГО ПРИРУЧИЛИ!»