Лучший педагог года

Из опыта работы воспитателя детского сада «Игра для детей младшего дошкольного возраста»

Альбина Фанузовна Рамеева
Из опыта работы воспитателя детского сада «Игра для детей младшего дошкольного возраста»

Игра – метод организации совместной деятельности детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы).

Описание работы : материал отражает опыт работы педагога в развитии игровой деятельности с детьми младшего дошкольного возраста. Представляет интерес для воспитателей ДОУ, родителей дошкольников.

Публикация «Из опыта работы воспитателя детского сада „Игра для детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Что меняется в дошкольном образовании с введением ФГОС? Акцент на совместную деятельность воспитателя и детей, на игровые формы образования дошкольников, на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности, учет полоролевых особенностей детей при организации педагогического процесса в детском саду и вносит в содержание программ необходимые изменения. Выделены признаки совместной деятельности взрослых и детей – наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей).

Игровой деятельности, как форме организации детской деятельности, отводится особая роль. Игра – это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает очень важный пласт человеческой культуры – взаимоотношение между взрослыми людьми – в семье, их профессиональной деятельности и так далее.

Игра выступает как самая важная деятельность, через которую мы педагоги решаем все образовательные задачи, в том числе и обучение.

Пятый год жизни - это период интенсивного роста и развития организма ребёнка. В поведении и деятельности этих детей замечаем ряд новых черт, проявляющихся в физическом, интеллектуальном, социально – эмоциональном развитии.

Игра продолжает оставаться основной формой организации их жизни.

Условно все детские игры, которые я использую в работе с детьми среднего дошкольного возраста, можно разделить на несколько групп группы:

1. сюжетно-ролевые, творческие игры.

2. игры с правилами и готовым содержанием.

3. игры – эксперименты

Сюжетно - ролевые творческие игры включают в себя:

а) игры на бытовые темы;

б) с производственной тематикой;

в) с общественно-политической тематикой;

г) театрализованные и режиссёрские игры;

д) игры-забавы и развлечения.

К играм с правилами относятся:

а) дидактические игры (с предметами и игрушками,словесные,настольно - печатные, музыкально-дидактические.

Игры – эксперименты включают в себя:

а) игры с различными предметами и материалами (водой, снегом, льдом, мыльной водой, пеной, зеркалом, стеклом, звуками, светом).

В сюжетных играх дети находят отражение разнообразных бытовых (семейных) сюжетов и новые впечатления о жизни и труде близких людей (магазин, семья, детский сад, парикмахерская и другие, а также сюжеты, навеянные произведениями литературы (на героическую, трудовую, историческую тематику). В одной сюжетно – ролевой игре переплетаются разнообразные события (мама с дочкой собрались идти в гости, сначала они зашли в Салон красоты, затем в магазин за подарками).

Дети начинают различать реальную и воображаемую игровые ситуации. Игровые объединения по (2 - 5 человек) носят порой самостоятельный и постоянный характер. До начала игры дети могут определить тему, сюжет, распределить роли (в начале года с помощью воспитателя, затем самостоятельно); по ходу игры учатся согласовывать игровые действия в соответствии с принятой ролью.

В соответствии с замыслом сюжета я формирую умение детей устанавливать разные ролевые связи в рамках одной сюжетной темы: мама - папа - сын, продавец - покупатель - кассир, врач - больной - аптекарь и так далее. Активно развиваю ролевой диалог: «Во что будем играть? Что произойдёт?». Учу детей использовать различные предметы - заместители (разнообразные кубики, бруски, коробочки, верёвки и т. д., осуществлять игровые воображаемые действия и принимать воображаемые действия других играющих, заменять некоторые из действий словом («Как будто мы уже пришли из магазина и будем готовить обед», «Чик - чик, это чек», «Один, два - ваша сдача»). Стараюсь стимулировать развитие игрового замысла через проблемную ситуацию (отправились в морское путешествие, а забыли взять еду). Появление игровой проблемы способствует пробуждению детской фантазии, делает сюжет игры событийным.

Совершенствование игровых умений (создание замысла, придумывание сюжета, определение содержания игры, распределение ролей и так далее) происходит, конечно же, в совместной игре, когда дети и воспитатель являются партнерами. В совместной игре с воспитателем дети включаются в разные ролевые диалоги, изменяют содержание диалога в зависимости от смены ролей, обмениваются ролями с воспитателем. Взаимодействие в ролевом диалоге учит детей планировать свои ролевые действия, а на более позднем этапе овладения игровыми навыками действовать более свободно, импровизированно.

Я как педагог постоянно забочусь об обогащении социального опыта детей в процессе наблюдений, экспериментирования, бесед, слушания художественных произведений и организации других совместных форм совместной деятельности.

Сюжетно-ролевую игру в группе проводим в вечерние часы, обустраиваем вместе с детьми игровые зоны на прогулочных площадках, специально отведено для сюжетно-ролевой игры время после дневного сна в пятницу, тем самым детям предоставляется возможность в полной мере насладиться свободной игровой деятельностью.

В обстановке совместных игр своим примером я, воспитатель, показываю детям, как лучше распределить роли, договориться друг с другом, как с помощью развития сюжета удовлетворить запросы всех желающих принять участие в игре. Используя ролевые возможности участника игры, я побуждаю детей к творчеству, к самостоятельному созданию игровой обстановки (кукольные дом или комната, магазин, парикмахерская, кабинет врача, гараж и т. п.) и поиску тех предметов, которые могут выполнять необходимые игровые функции.

К средней группе параллельно с сюжетно-ролевой игрой в жизнь ребенка входит режиссерская игра. Это индивидуальная игра, в которой дошкольник учится планировать, создавая замысел (оттачивая игровые действия за всех героев, и удовлетворяет свою потребность быть организатором, распорядителем игры Воспитанные в режиссерской игре положительные качества ребенок переносит в коллективную игру. Содержанием режиссёрских игр моих детей служат впечатления от просмотренных или прослушанных сказок («Колобок», «Теремок», «Кто сказал «Мяу?» и других, мультфильмов («Маша и медведь», «Чебурашка», «Три поросёнка»). В таких играх ребёнок, действуя игрушками, озвучивает героев и комментирует сюжет. В режиссерской игре речь – главный компонент. В ролевых режиссерских играх ребенок использует речевые выразительные средства для создания образа каждого персонажа: меняются интонация, громкость, темп, ритм высказывания, логические ударения, эмоциональная окрашенность, звукоподражания. Поэтому моя задача – показать детям образец речи, помочь построить диалог. Совсем недавно девочки обыгрывали сказку «Колобок» (я привлекла внимание детей к персонажам, когда взяла коробочку с этой сказкой, чтобы вытереть с них пыль и при этом озвучила «Заскучали игрушки. Никто с ними не играет. Пойдут они искать себе друзей»). Вызвались две девочки – Катя и Маша. Причём Катя взяла на себя все действия (постройку избушки, кукловождение, озвучивание, отобрав у Маши игрушки. Катя увлеклась действиями и забыла про озвучивание. Тогда я попросила обеих девочек договориться о распределении обязанностей и включении меня в игру, напомнила им песенку колобка и затем мы вместе показали сказку сначала и даже придумали другую концовку сказки (колобок запел страшным голосом, лиса испугалась и убежала). Такой совместной игрой заинтересовались другие дети: они стали зрителями, затем тоже обыграли её спустя некоторое время.

Интерес к театрально - игровой деятельности проявляется у моих детей в совместном с воспитателем участии в играх - драматизациях на темы любимых сказок («Репка», «Теремок» и других, импровизациях, обыгрывании этюдов («Маме улыбаемся», «Заводные игрушки» и других). С помощью мимики, жестов, движений я учу детей передавать разное эмоциональное состояние персонажей (удивляется дед - какая большая выросла репка); использовать выразительные движения для передачи их образа (бежит мышка, крадётся хитрая лиса и другое).

В группе есть много разновидностей театрализованных игр: настольный театр с объемными или плоскостными фигурками, фланелеграф, театр - бибабо, театр масок, игрушки - самоделки.

Театрализованную игру использую в любых видах деятельности детей, на любых занятиях. В группе провожу занятия в театральном кружке (один раз в неделю, разработан перспективный план, выходом кружковой работы был вечер досуга для детей и взрослых «Когда твоя мама с тобой!», приуроченный ко Дню матери).

Для оформления детских спектаклей организую специальную работу, в результате которой дети объединяются в творческие группы («костюмеров», «художников» и др.). Родителей вовлекаю в подготовку (техническое устройство, изготовление костюмов, атрибутов).

В течение дня дети включаются в игры-экспериментирования, обучающие - дидактические.

Дидактические игры помогают дошкольникам в познании свойств и признаков объектов, стимулируют дальнейшее интеллектуальное развитие. Дети моей группы участвуют в играх на сравнение предметов по различным признакам (размеру, форме, цвету, назначению и так далее - «Что из чего сделано», «Найди нужную фигуру», группировку предметов на основе общих признаков (это - посуда, это - обувь, устанавливают отношения «часть - целое» (у чайника есть крышка, носик, ручка; у машины есть кузов, кабина и так далее, составляют целое изображение из 6 – 8 частей («Составь картинку», «Пазлы», учатся элементарному планированию, реализации воображаемых образов (игры «Сложи узор», «Блоки Дьенеша», «Пазлы», сравнивают предметы («Разложи по порядку», «Палочки Кюизинера»).

Я учу детей принимать поставленную воспитателем игровую задачу или выдвигать её самостоятельно в соответствии с правилами игры; достигать нужного результата; контролировать достижение игрового результата в соответствии с игровой задачей; объяснять сверстникам, как получить результат; отвечать на вопросы воспитателя о ходе игры и предполагаемом результате. Ребенка привлекает в дидактической игре не обучающая задача, которая заложена в ней, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть.

Особое место в моей работе занимают игры - эксперименты с различными предметами и материалами (водой, снегом, льдом, мыльной водой, пеной, зеркалом, стеклом, звуками, светом). Инициатива проведения игры принадлежат в этом случае воспитателю (взрослому) то есть продумать процесс подготовки и проведения, подбор дидактического материала или его изготовление вместе с детьми, организация обстановки для игры, четко определить свою роль. Заинтересовываю детей игрой, применяя игровые приемы (например, делюсь "тайной" - «Я могу увидеть, что находится у меня за спиной не поворачивая головы. - Для этого я воспользуюсь зеркалом!»; или рассказываю историю «Две подружки поспорили каких камушков больше, а каких меньше». - «Спорить не надо, можно проверить, разложив их в стаканчики с мерками»).

Основное правило таких игр: взрослый не выполняет задания за ребёнка. Интерес к действию - основной фактор, который захватывает детей. Дети любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, соответствует этим возрастным особенностям.

Для большей пользы, стараюсь не сообщать знания в готовом виде, а помочь детям получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. В этом случае детский вопрос превращается в формулирование цели, даю советы и рекомендации, вместе с ним осуществляю необходимые действия.

В средней группе впервые начинаем проводить эксперименты по выяснению причин отдельных явлений, например: «Почему этот камешек нагрелся сильнее?»«Потому что он имеет черный цвет»; «Этот платочек высох быстрее. Почему?»«Потому что мы его повесили на батарею».

Стараюсь усложнять последний этап экспериментирования: при выполнении словесного отчета об увиденном, побуждаю детей не ограничиваться отдельными фразами, а произносить несколько предложений, которые хоть и не являются развернутым рассказом, но уже приближаются к нему по объему. Наводящими вопросами учу выделять главное, сравнивать два объекта или два состояния одного и того же объекта и находить между ними разницу.

Я обращаю внимание на организацию предметно-развивающего пространства. В группе присутствуют все виды игр и игрушек (сюжетные, дидактические, моторные, театрализованные и так далее); игрушки для мальчиков и девочек; игрушки для совместных и самостоятельных игр; личные игрушки детей (из дома).

Учу детей преобразовывать игровую обстановку, используя для этого реальные предметы и их заместители, полифункциональный игровой материал. В группе имеем разнообразный строительный материал (дети не только создают постройки, но и используют строительный материал для игровой планировки, а также запас коробок, бечёвок, катушек, палочек, лоскутков и другое; всё это находит применение в игровой ситуации и способствует развитию игровых замыслов и творчества.

Важное место в развитии сюжетов игр отводится игрушке. Игрушка наталкивает ребёнка на новые игровые замыслы, на отражение в играх новых сторон жизни. Поэтому в игровых наборах для детей 4 - 5 лет есть куклы разных размеров, разных профессий (врач, наборы мебели, посуды, одежды, аксессуаров (бусы, очки, заколочки,разнообразные виды транспорта, домашние и дикие животные. Для развития выразительности игрового поведения, воображения и творческих проявлений предоставляем в пользование детям соответствующие предметы: элементы костюмов сказочных героев, маски животных. Это позволяет воспроизводить в играх-драматизациях полюбившиеся эпизоды сказок, мультипликационных фильмов.

Для игр – экспериментов оборудован Центр экспериментально – исследовательской деятельности.

Игра для ребенка вдвойне интересней, когда ребенок чувствует заинтересованность самых родных и любимых людей - родителей. Однако, к сожалению, они редко играют с детьми. По анкетам на вопрос «В какие игры ваш ребёнок предпочитает играть дома, родители отвечают, что их дети чаще всего дома играют в куклы, машинки, кубики. Поэтому, одной из задач, стоящих перед педагогами детского сада, выступает задача: создать у родителей представления об игре детей, как о ведущем виде деятельности в дошкольном возрасте.

В планировании работы с родителями нашли отражение такие формы, как анкетирование «Во что играют дети дома, фотовыставки «Мы играем», распространение памяток и рекомендаций, библиотечка. Мы организуем беседы и консультации для родителей, приглашают в вечерние часы пап и мам в группу поиграть с детьми, понаблюдать за играми дошколят. Присутствие родителей в группе позволяет создать особую психологическую атмосферу, пробудить у воспитанников желание общаться друг с другом и взрослыми.

Зачастую родители не знают, что многие домашние дела можно легко превратить для детей в занимательные игры и при этом чему-то научить малышей. Их вниманию предлагаю картотеку игр, которые можно провести в домашних условиях. Не зря существует такое мнение: «Игра – вещь полезная, игра с взрослыми – вещь очень полезная, игра с родителями – вещь особо полезная!»

Приобретённый детьми 4 - 5лет игровой опыт способствует тому, что они начинают проявлять более активный интерес к игровому взаимодействию со сверстниками, стремятся к объединению в играх. Так как игра - средство обучения, поэтому, своими действиями, эмоциональным общением с детьми я вовлекаю малышей в совместную деятельность, делаю ее важнейшей, значимой для них.

Публикации по теме:

Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Современно начатое и правильно.

Опыт работы воспитателя «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста» Опыт работы воспитателя МДОУ д\с «Сказка» Халиковой Л. Э. на тему: «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей» младшего дошкольного.

Доклад из опыта работы «Социально нравственное воспитание детей раннего и младшего дошкольного возраста» Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «МБДОУ № 36 комбинированного вида» Доклад из опыта работы по теме.

Игры для детей раннего и младшего дошкольного возраста в период адаптации к условиям детского сада С поступлением ребенка младшего дошкольного возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня,.

Из опыта работы «Особенности трудового воспитания детей младшего дошкольного возраста»Из опыта работы «Особенности трудового воспитания детей младшего дошкольного возраста» Трудовое воспитание составляет одну из важнейших сторон воспитания детей младшего дошкольного возраста. При условии целенаправленного.

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Обобщение опыта работы «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» "Самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и ощущающего человека" Б. Г. Ананьев. В дошкольной педагогике.

Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством сказок из опыта работы Многие современные ученые указывают на то, что большую роль в нравственном воспитании ребенка играет художественная литература, а именно.

Сообщение из опыта работы по нравственному воспитанию детей младшего дошкольного возраста посредством сказок Многие современные ученые указывают на то, что большую роль в нравственном воспитании ребенка играет художественная литература, а именно.

Социализация ребёнка дошкольного возраста в условиях взаимодействия детского сада и семьи (из опыта работы) В настоящее время, когда научно-технический прогресс достиг высокого уровня развития, особую ценность приобретает активный человек с высоким.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Из опыта работы воспитателя детского сада «Игра для детей младшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 26 сентября 2018 в 18:27
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД