Папки-передвижки

Использование мнемотехники в развитии памяти детей дошкольного возраста. Анализ работы с примером конспекта занятия

Светлана Нарольская
Использование мнемотехники в развитии памяти детей дошкольного возраста. Анализ работы с примером конспекта занятия

Память - это основа психической жизни, основа нашего сознания. Это волшебная шкатулка, которая сохраняет наше прошлое для нашего будущего. Человек без памяти не был бы человеком.

Л. В. Черемошкина

А к т у а л ь н о с т ь о п ы т а

Проблема развития памяти детей дошкольного возраста является одним из основных направлений моей работы. На протяжении пяти лет я работаю по направлению «Использование мнемотехники в развитии памяти детей дошкольного возраста».

Публикация «Использование мнемотехники в развитии памяти детей дошкольного возраста, Анализ работы с примером конспекта занятия» размещена в разделах

Наше ДОУ реализует программу воспитания и обучения в детском саду М. А. Васильевой. Приобщение к истокам русской народной культуры И. О. Князевой, М. Д. Маханевой; новейших педагогических технологий; развивающие игры Никитина, формы работы со сказкой – помогают мне добиваться положительных результатов.

Однако мои наблюдения показывают, что возросло количество детей, неспособных справиться с учебной нагрузкой и легко адаптироваться к школьной жизни.

Анализ интеллектуальной готовности детей к школе за последние годы показал, что одной из важнейших составляющих данной проблемы является неспособность детей к запоминанию.

О с н о в н а я и д е я о п ы т а р а б о т ы

Основной идеей работы является развитие памяти детей дошкольного возраста с использованием мнемотехники. У дошкольников память носит непроизвольный характер, поэтому для улучшения памяти необходимо учить детей приемам запоминания и припоминания. Этому и способствует мнемотехника. Главное в моей работе - это не просто использование искусственных приемов мнемотехники, которые имеют лишь второстепенное и вспомогательное значение, а установление логически оправданных, осмысленных связей, которые устанавливаются как внутри того, что запоминается (между его отдельными частями, так и между запоминаемым материалом и чем – либо уже хорошо известным.

1- й этап. Аналитико - диагностический

На первом этапе я подбирала необходимый дидактический материал, методическую литературу, проводила диагностику памяти дошкольников. Результаты данной диагностики показали, что основная масса детей имеет средний и низкий уровень развития природной памяти. Проанализировав полученные результаты, я разработала проект «Умные сказки» по совершенствованию процесса запоминания у детей дошкольного возраста средствами мнемотехники. Такие сказки как «Заюшкина избушка», «Гуси лебеди», «Теремок».

2 – этап. Практический

Проводилось постепенное включение элементов мнемотехники в педагогический процесс группы (занятия, повседневная деятельность).

3 – этап. Аналитично - обобщающий

На этом этапе подводится итог работы с детьми по данной проблеме, обобщается опыт.

Диапазоном опыта является единая среда воспитательно – образовательного процесса (занятие, совместная деятельность взрослых с детьми, свободная деятельность детей, работа с родителями)

Т е о р е т и ч е с к а я б а з а о п ы т а

Проблема развития памяти в последнее время стали очень популярной среди исследователей, педагогов и психологов. В отечественной психологии проблемой развития памяти занимались П. И. Зинченко, Т. В. Барташникова Е. Синицина, Л. В. Черемошкина. Проанализировав труды данных психологов, я поняла, как важно научить детей управлять процессом запоминания. Как ни была сильна природная память, ведущая роль принадлежит культурной. Одним из первых экспериментальных исследований непроизвольного запоминания было исследование П. И. Зинченко. Результаты опыта показали, что продуктивность запоминания с возрастом повышается. Эти данные свидетельствуют о том, что уже в дошкольном возрасте запоминание является результатом деятельности и зависит от того, на что она направлена. Этих случаях, когда запоминание подчинено специальной задаче запомнить, оно становится запоминанием и превращается в своеобразное внутреннее (мнемическое действие, т. е. в процессе, направленный на определенную цель, определенным образом мотивированный и осуществляемый с помощью определенных способов, одним из которых является мнемотехника.

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы. Большой вклад в развитие памяти дошкольников средствами мнемотехники внесла Т. В. Большева. Основываясь на ее методике, я определила цели и задачи своей работы.

Ц е л и и з а д а ч и р а б о т ы с м н е м о т е х н и к а м и

Цель: развивать разные виды памяти у детей дошкольного возраста.

Задачи: научить детей управлять своей памятью, увеличить ее объем, используя приемы мнемотехники.

Существует много приемов мнемотехники, но приемлемыми для дошкольников является следующие :

- группировка;

- классификация;

- ассоциации;

- поиск опорного пункта;

- схематизация;

- достраивания материала;

- структурирование материала.

Эти приемы хороши тем, что уменьшают нагрузку на память ровно во столько раз, на сколько частей или классов разделен необходимый для запоминания материала.

Психика человека так устроена, что любая новая информация помимо нашей воли цепляет, как-то затрагивает старую, уже известную. Эти процессы, присущие абсолютно всем людям, называют ассоциациями, способ – ассоциативным. Для того чтобы использовать эту способность для запоминания, достаточно задать ребенку вопрос: что напоминает тебе это слово, этот рисунок? А напоминать новая информация может о чем угодно. Это зависит от опыта, уровня развития, пола ребенка, актуального состояния и т. д. Поэтому я никогда не отвергаю то, что предлагает ребенок, даже если эта ассоциация кажется мне неудачной, неприемлемой.

Любая информация всегда содержит нечто, что может стать опорой для запоминания. Такой прием называется поиском опорного пункта. Например, для запоминания рассказа, сказки необходимо использовать несколько опорных пунктов. Это своего рода план для припоминания, или мнемический план. В ряде случаев дети легче запоминают материал, если его основное содержание изображается в виде схем. Этот прием называют схематизацией.

Разрозненную информацию легче запомнить, придумывая какие – либо связки, посредники, добавляя к запоминаемому что-то от себя. Данный прием называется достраиванием материала.

Нельзя не сказать о структурировании материала, при котором устанавливаются связи внутри материала, благодаря чему его воспринимают как целое. Этот прием позволяет ребенку хорошо запоминать, сохранять и воспроизводить любую информацию, ибо направлен на упорядочение материала.

Т е х н о л о г и я о п ы т а

Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц – схем, в которые заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; перекодирования информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы; развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении. Например, работа с мнемотаблицей по сказке «Теремок».

Э т а п ы р а б о т ы с м н е м о т а б л и ц а м и

1. Рассматриваем таблицу и разбираем то, что на ней изображено.

2. Преобразование из абстрактных символов в образы, например : домик, крыша, волк-зубами щелк, хвост пушистый у лисы, медведь.

3. После перекодирования пересказываем сказку с опорой на символы.

При этом пересказывают сказку сами дети, прибегая к незначительной моей помощи (на более поздних этапах, или пересказывают вместе со мной (на более ранних этапах).

4. Каждую таблицу ребенок воспроизводит самостоятельно, используя прием наложения.

Примечание. Детям младшего и среднего дошкольного возраста даю таблицы цветные, так как у них быстрее в памяти остаются отдельные образы: лиса – рыжая, цыплята – желтые, мышка – серая, елочка – зеленая, солнышко – желтое и т. д.

Что можно изображать в таблице? Схематически изображаю все то, что считаю нужным отразить в данной таблице. Например, рассказывая сказку «Курочка ряба», можно изобразить курицу, стрелками показать действие «бил, бил – не разбил», слезы показать маленькими точками.

Детям младшего дошкольного возраста трудно сразу уловить обучающую информацию через мнемотаблицу, поэтому с ними я работаю через мнемодорожки. Мнемодорожка также несет обучающую информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребенка. Работая с мнемодорожкой, использую приемы наложения и приложения.

Поставив перед собой цель - ознакомить детей с характерными особенностями времен года, учу детей рассказывать о временах года с использованием мнемодорожки и мнемотаблицы через составление сюжетной сказки.

В работе с мнемодорожками устанавливаю следующие условные обозначения, характерные для каждого времени года: дождь, ветер, снег, тучи, тепло, трава, тает снег, прилетают, улетают птицы, солнце светит, деревья без листьев и т. д.

Использование таких условных обозначений признаков времени года позволяет составить мнемодорожку об осени и рассказ по ней.

Размер мнемотаблиц делаю различным – в зависимости от возраста детей, от уровня их развития.

Для младшего возраста – таблицы на 4 (2*2, на 9 клеток (3*3). Для среднего возраста – таблицы на 9 (3*3, на 16 клеток (4*4). Для детей старшего возраста - таблицы на 16 (4*4,на 25 клеток (5*5).

Конспект занятия

Тема: Сказка в гости к нам пришла.

Цель: Учить детей самостоятельно пересказывать и понимать сказку на основе построения наглядной модели; сохранять некоторые обороты речи, совершенствовать интонационную выразительность речи, обогащать словарь, развивать звуковую культуру речи.

Учить строить полные, выразительные ответы на вопросы по содержанию прочитанной сказки.

Развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память при отборе условных заменителей.

Учить создавать воображаемые образы и отбирать заменителей для обозначения персонажей сказки. Узнавать сказочные ситуации по заменителям, подбирать заменители по цвету, характеристику персонажей сказки.

Материал: фланелиграф с набором крупных условных заменителей к сказке «Заюшкина избушка» (домик лисы, зайца; пять одинаковых по величине, но разные по цвету кружков – заменителей: лиса, заяц, собака, медведь, петушок, кустик). На каждого ребенка контейнер с менее крупными условными заменителями.

Приемы и методы: Беседа с детьми, показ, игровой прием, самостоятельная работа детей с фигурками – заменителями, физминутка, сюрприз в конце занятия от зайца.

Предварительная работа : Чтение сказки «Заюшкина избушка», рассматривание картинок к этой книге, драматизация сказки.

Ход занятия

Дети играют в группе. Заходят гости, дети здороваются с ними, предлагают им садиться.

Вос – Ребята, подойдите, пожалуйста, ко мне, кто хочет заниматься. Сегодня у нас занятие развитие речи. Я знаю, что вы очень любите сказки. Назовите свои любимые сказки.

(ответы детей)

К нам сегодня пришел гость из сказки. Что же за сказочный герой к нам пришел? Из каких он сказок? (Колобок, Заяц – Хваста, Заяц, лиса и петух).

Заяц: Я заблудился, и прошу вас помочь мне вернуться в свою сказку.

Вос: - Поможем нашему герою? (да) Для того, чтобы вернуть нашего героя в сказку, нужно выполнить одно условие: мы с вами должны рассказать и показать эту сказку, т. е. составить модели по этой сказке. Я вам предлагаю сказку «Заюшкина избушка». Назовите героев этой сказки? (лиса, заяц, собака, медведь, петушок, но еще есть домик лисы и зайца) Сколько их? (7)

Мы наших героев сказки заменим геометрическими фигурами. Вот у меня есть геометрические фигуры. Чем они похожи? (размером). Чем они отличаются? (цветом). Почему? (голубой круг – похож на избушку лисы, потому что она у нее ледяная, коричневый круг – похож на избушку зайца, потому что домик у зайца деревянный, белый круг – похож на зайчика, потому что зайчик зимой белый, оранжевый круг – похож на лису, потому что лиса рыжего цвета, черный круг – похож на собаку, потому что собаки черного цвета, коричневый круг – похож на медведя, потому что медведь коричневого цвета, красный круг - похож на петушка, потому что у петушка красный гребешок.

Ну, а сейчас мы с вами вот по этой лесной тропинке отправимся в сказку (физминутка).

«Лиса по лесу ходила

Звонки песенки водила

Лиса лычки драла

Лиса лапаточки плела - это еще присказка, а сказка дальше пойдет.

А теперь ребята пройдемте за столы выложим сказку, используя заменителей героев, (работа детей).

Давайте расскажем сказку: будем сказку рассказывать по частям, один начинает, другой продолжает, третий заканчивает, (рассказ сказки).

Ребята как вы думаете, хорошо ли поступила лиса с зайцем? (нет)

Какая лиса в этой сказке? (хитрая, бессердечная, плутовка, лгунья)

А какой зайчик? (слабый, беззащитный, добрый, доверчивый)

Почему не помогли зайчику собака и медведь? (они струсили)

А кто оказался настоящим героем, помощником, не испугался лисы? (петушок) Какой он? (смелый, храбрый, хороший, красивый)

Зайчик: Спасибо, ребята, вы молодцы справились с заданием и рассказали, и показали сказку теперь мне пора домой в сказку, а за то, что вы хорошо рассказывали и вернули меня в сказку я угощаю вас морковкой. (зайчик уходит, дети прощаются с ним)

Ребята, а теперь нам надо вернутся из сказки в группу, по нашей лесной тропинке (возвращаются, и вот мы в группе. Скажите, понравилось ли вам рассказывать сказку используя заменителей сказки (ответы детей).

Литература

Барташникова И. А., Барташников А. А. Учись играя. Игры и тесты для детей 4-7 лет- Х. : Филио, 1997.

Большева Т. В. Учимся по сказке. Учебно- методическое пособие – СП6. : Детство пресс, 2001.

Житникова Л. М. Учите детей запоминать. - М. : Просвещение, 1985.

Земцова О. Н. Тесты для детей 2-3 лет. Учебное пособие. – М. : Махаон, 2008.

Земцова О. Н. Тесты для детей 3-4 лет Учебное пособие. - М. : Махаон, 2008

Матюгин И. Ю. ,Жемаева Е. Л., Чакаберия Е. И. ,Рыбникова И. К. Как развивать хорошую память. – М. : Рипол классик, 2004.

Светлова И. Е. Тренируем память. Учебное пособие. – М. : Эксмо, 2004

Синицина Е. И. Умные занятия. Серия «Через игру – к совершенству». – М. : Лист, 1998

Тихомирова Л. В. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль : Академия развития, 1996

Черемошкина Л. В. Развитие памяти детей. Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль 6 Академия развития. 1996

Шквыря Ж. Ю. Развиваем память. – М. : Мой мир 2007

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Выложи узор»Дидактическая игра «Выложи узор» Дидактическая игра "Выложи узор" - основа разноцветные пуговицы. Цель игры - развитие у детей дошкольного возраста логического,образного.

Играем и занимаемся с блоками Дьенеша.Играем и занимаемся с блоками Дьенеша. В нашем детском саду накоплен положительный опыт работы по развитию интеллектуально-творческих способностей детей средствами математики.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование мнемотехники в развитии памяти детей дошкольного возраста. Анализ работы с примером конспекта занятия
Опубликовано: 8 апреля 2013 в 10:38
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД