Папки-передвижки

Консультация для родителей «Застенчивые дети»

Татьяна Муратова
Консультация для родителей «Застенчивые дети»

Стеснительный, застенчивый, робкий, замкнутый, молчаливый – такие характеристики дают ребёнку, который не решается, а подчас затрудняется вступить в общение с окружающими его людьми – знакомыми, сверстниками, воспитателями в детском саду. Из – за своей стеснительности он не отвечает на обращения взрослых, избегает совместных игр со сверстниками, оказывается в стороне от тех интересных дел, в которые легко включаются его товарищи.

Публикация «Консультация для родителей „Застенчивые дети“» размещена в разделах

Застенчивость проявляется по – разному. В новой обстановке, в кругу незнакомых людей она как бы заставляет ребёнка на некоторое время отгородиться от тех, общение с которыми для него пока представляется трудным. Но постепенно малыш осваивается с обстановкой, разглядывает новых людей, и нервное состояние, проходит. Такое состояние всегда носит временный характер. Но учёные считают, что в определённых условиях оно может укрепиться и определить в дальнейшем некоторые особенности характера (возбудимый, застенчивый, молчаливый, и пр.).

В кругу сверстников застенчивый ребёнок обычно находится в одиночестве. Его редко можно увидеть среди детей, играющих в коллективные игры. На занятиях застенчивые дети отвечают с трудом. Типичным для них является взгляд, как бы отведённый или опущенный вниз.

Каждый ребёнок при обращении к нему принимает определённую для него позу. Один подтягивает плечо и опускает голову, одновременно теребя одежду. Застенчивые дети имеют внешние проявления: краснеют, отворачиваются, опускают глаза, голову, делают неловкие движения руками и ногами. Если дети отказываются перед выступлением (на занятии, на утреннике, они пытаются быстро сказать или сделать что – то и торопливо уйти (сесть). Речь детей тихая, часто невнятная. В разговор малыши сами не вступают. При общении с взрослыми и сверстниками они скованны, контакт устанавливается медленно и с трудом.

Особенно ярко все признаки застенчивости у детей проявляются в незнакомой обстановке. Педагогу очень трудно найти подход, который бы помог установить контакт с ребёнком для игры или разговора. Застенчивые дети упорно стремятся уйти от общения, они не проявляют инициативу. Застенчивость проявляется также в неуверенности к себе, в своих силах, возможностях, в нерешительности, в постоянной боязни произвести на окружающих неблагоприятное впечатление.

Чем же объясняется появление и развитие застенчивости в детском возрасте?

Самые общие причины застенчивости можно обнаружить во взаимоотношениях ребёнка с окружающими людьми. В первую очередь следует отметить то невнимание, с которым взрослые относятся к нежелательному проявлению. Застенчивый ребё нок не доставляет хлопот: он тихий, молчаливый. Его поведение устраивает взрослых, так как он, на первый взгляд, требует меньше внимания, чем инициативный, подвижный ребёнок. Когда взрослые сталкиваются с невыполнением, каких – либо требований, обнаруживают то, что малыш не здоровается, не благодарит, они обычно делают ребёнку, незначительные замечания и оставляют его в покое. Постепенно такие дети замыкаются и не вступают в контакт взаимоотношений с окружающими. Они боятся привлечь к себе внимание, а поэтому стараются быть в стороне. И если такое происходит постоянно, то у ребёнка вырабатывается своеобразная привычка – быть вместе со всеми, но не проявлять активности в общении.

Есть и другая причина закрепления привычки, о которой идёт речь. Родители в присутствии детей акцентируют внимание на проявлении их застенчивости. Например, «Ну что ты всех боишься?», «Да уж, такая она у нас несмелая, боится слово сказать», «Ну чего ты застеснялась, ты уже большая». Частое напоминание, а иногда и непреднамеренное внушение ребёнку, что он стеснительный, связано обычно с выполнением им правил культурного поведения в общественных местах, при встрече со знакомыми и в других жизненных ситуациях. Жёсткие требования и напоминания, а часто и укоры взрослых вводят ребёнка лишь в большее смущение. В дальнейшем это приводит к тому, что малыш стремится избегать тех ситуаций, которые требуют выполнения правил культурного поведения.

Многие родители применяют неправильное воздействие на своего ребё нка: неосторожные угрозы, наказания, порицания, связанные с проявлениями стеснительности, робости: «Если ты не будешь здороваться, я с тобой никуда не пойду» - угрожает мама Никите. «Если ты не будешь говорить «спасибо», ты больше ничего не получишь», «Нам стыдно, что ты никогда не отвечаешь на занятиях, как же ты будешь учиться в школе» - ругают Даниара.

Одной из причин развития стеснительности при определённых условиях может стать излишняя опёка ребёнка взрослыми. Если взрослые готовы освободить ребёнка от самообслуживания, от помощи взрослым в домашнем хозяйстве воспитывают изнеженность, слабоволие, неприспособленность к жизни. После таких действий взрослых ребёнок лишается самостоятельности, он становится пассивен. Если ребёнок не проявляет самостоятельности, не проявляет инициативу, то он всё больше становится неумелым и неуверенным в себе. А так как он взрослеет, он начинает осознавать, что он многого не умеет.

В семейном воспитании встречается ещё и такая ошибка. Родители изолируют своих детей от сверстников. Считают, что чем меньше их сын или дочь общается с другими детьми, тем лучше создаются условия для накопления морального положительного опыта. Но в этом случае ребёнок вообще лишается возможности накопления навыков общения.

Сложившиеся в группе со сверстниками отношения к застенчивым детям также может сыграть заметную роль в развитии этого качества. Как безразличный или резкий и грубый тон обращения сверстников к застенчивым детям вселяет ещё большую неуверенность и робость в последних. Неосторожно брошенные слова «молчун», «тихоня», «растяпа», «трус» подхватываются всеми, превращаются в прозвища. Оскорбления, насмешки, неумение или боязнь дать сдачу обидчику сильно уязвляют детское самолюбие, и в этом случае робость и стеснительность могут проявляться и у детей, которые раньше не отличались застенчивостью.

Сверстники имеют довольно определённое мнение о застенчивых детях : «Вы не спрашивайте Милану, она у нас стесняется», «Алёна у нас боится, всех стесняется, такая трусиха…», «Даниар встанет и только молчит, он очень стесняется», «Руслан никогда ничего не рассказывает; когда его спросят, он полчаса будет стоять и ничего не скажет». В этих высказываниях сверстники дают понять застенчивым детям своё равнодушие, безразличие, иногда и пренебрежение.

Застенчивость в ряде случаев объясняется физическими недостатками ребё нка: заикание, невыговаривание звука, неуклюжесть движений и т. д. Дети старшего дошкольного возраста осознают свои недостатки и болезненно реагируют, если эти недостатки окажутся предметом внимания окружающих.

Некоторые индивидуальные особенности детей также могут стать предпосылкой возникновения застенчивости : легко возникающие отрицательные эмоции, проявление боязни, страха, робости, неуверенности.

Застенчивость развивается постепенно и чаще всего в силу ряда причин или сопутствующих предпосылок. Только зная их, можно найти подход к молчаливым и застенчивым детям.

Как помочь ребятам преодолеть застенчивость или смягчить её проявление? Можно ли чрезвычайно застенчивых ребят привлечь к коллективной деятельности сверстников, к увлекательным играм? Как это сделать?

Эти вопросы возникают чаще всего, когда ребёнка готовят к школе. Преодолеть застенчивость или смягчить её можно, и чем раньше, тем лучше. Уже старший дошкольник способен к оценке своих поступков. Эта самооценка связана с уверенностью или неуверенностью к себе. Застенчивые дети склонны к недооценке своих сил и возможностей, кроме того, они начинают замечать у себя способность смущаться больше, чем все остальные, и это сковывает их ещё сильнее. Поступление в школу ребёнка потребует больших коммуникативных качеств и умений. А их – то и не будет хватать ребёнку. Вот почему нужно преодолевать застенчивость уже в дошкольном возрасте.

Воспитатели и родители совместными и обязательно согласованными действиями должны помогать малышам становиться более общительными, более уверенными, смелыми в отношениях с окружающими. Эта работа требует осторожности, тактичности, деликатности, понимания детской психики, и времени.

Самые распространённые случаи застенчивости вызваны ошибками, которые допускают взрослые в установлении отношений с дошкольниками. Поэтому в основу работы надо положить изменение привычных отношений окружающих к ребёнку, ребёнка к окружающим людям и отношение ребёнка к самому себе. Не следует создавать каких – то специальных условия для малыша. Он должен оставаться в том же коллективе сверстников, с теми же привычными для него взрослыми людьми. Но отношение к застенчивому ребёнку должно быть продуманно изменено.

Очень важно проявить доверие и уважение к малышу, вселить в него уверенность в собственные силы. Такого ребёнка необходимо чаще привлекать к выполнению различных поручений, пусть и простых, с тем, чтобы он смог проявить самостоятельность, то или иное умение, испытал бы чувство удовлетворения от выполненной работы. Часто малыш отказывается от поручений не потому, что не желает их выполнять, а потому что стесняется, например, сходить, спросить, отнести, попросить и т. д. в этом случае застенчивого ребёнка необходимо приобщить к какому – либо из доброжелательных сверстников для взрослых. Таким образом, поручение дети выполняют вдвоём, но при этом застенчивый ребёнок испытает радость от выполненного поручения. Застенчивый ребёнок в паре с партнёром в игровой, в бытовой, трудовой деятельности как бы заимствует способы общения у напарника, меньше робеет и стесняется, нежели в большой группе общения.

В домашних условиях тоже есть возможность привлекать ребёнка к выполнению поручений, который бы требовали обращение к кому – либо. И здесь контакт с кем – либо из взрослых поможет малышу включиться в ситуацию общения с другими людьми: «Пойдём к соседке, уточним время», «Пойдём, познакомимся с малышом», «Пойдём отнесём книгу». При этом ребёнку надо дать хотя бы маленькую «роль» со словами «спросить», «поблагодарить», «узнать что – либо».

В более широкий круг общения застенчивого ребёнка нужно привлекать постепенно. Для этого можно использовать ситуацию интересной деятельности, любимого дела, в которых дошкольник проявляет свои сильные качества и раскрывается с новой стороны для сверстников. Ребёнок в желаемой для него деятельности может оказаться интересным партнёром и товарищем, сверстники увидят его достоинства. Так, например, застенчивый мальчик Даниар любит мастерить поделки, игрушки из природного и бросового материала. В группе организовали уголок. Даниар принёс из дома свои готовые поделки, которые сразу же привлекли внимание ребят, заинтересовали, вызвали желание делать подобные игрушки. Детям дали поручение: принести шишки от различных деревьев, пёрышки птиц, проволоку, обрезки полиэтиленовых цветных плёнок, тряпочки и пр. Даниар, благодаря вниманию родителей, принес целую корзинку с лесными находками. Уголок постепенно наполнялся тем или иным материалом. Многие дети увлеклись этим занятием. Вскоре можно было заметить, что Даниар чувствует себя таким же участником общего дела, как и другие дети. Он весело общался с детьми, высказывал своё мнение по поводу изготовления игрушек, радовался, когда на полке появлялись новые забавные поделки. Не только своим, но и другим родителям он оживлённо рассказывал и показывал, что нового появилось в уголке, кто что принёс, что наметили делать. Даниар чувствовал, что он вкладывает часть своего труда в общее дело. В группе о нём стали говорить «мастер», «умелец», «умница». А раньше сверстники Даниара просто не замечали в группе.

В другом случае Лиза была активной участницей изготовления «Весёлого альбома», настольных игр для всей группы, которыми пользовались все дети. Она с удовольствием откликалась на предложения воспитателя подклеить книги, обновить альбом, оказать помощь малышам и пр. Небольшая группа была благоприятной для общения Лизы: она рассказывала смешные истории пр веселых человечков, которые поселились в «Весёлом альбоме». В других же ситуациях Лиза стеснялась отвечать на вопросы.

Ситуация типа «Научи товарища тому, что умеешь делать сам», «Сделай полезное дело» для других» способствует перестройке привычного отношения сверстников к застенчивым детям, ибо сверстники в подобных ситуациях могут увидеть своих товарищей с другой стороны. Застенчивые дети заслуженно получают одобрительную оценку за добрые дела, поступки, от чего переживают радость, гордость, удовлетворение, которое приносят признание сверстников. А это позволяет приобщать малыша к жизни группы и включать в более широкую атмосферу общения. Интересная деятельность предполагает проявление ребёнком самостоятельности, активности, инициативы, то есть таких качеств, на основе которых развивается общительность.

Большое значение в работе с застенчивыми детьми имеет мягкое, ласковое обращение с ними. Оно создаёт устойчивое, жизнерадостное настроение у ребят.

Поведение детей часто оценивается взрослыми. Оценку застенчивому ребёнку нужно делать при всех, это может его сильно смутить. Пусть сначала ребёнок услышит оценку без свидетелей, так ему легче справиться со смущением. Постепенно можно использовать одобрение в небольшой группе детей, которые заняты одной деятельностью (лепка, труд, игра).

Действенным приёмом приобщения застенчивых детей к коллективным занятиям является включение их в совместную деятельность с младшими детьми. Маленькие дети рады этому вниманию, которое проявляют к ним старшие дети. Застенчивый ребёнок, старший по возрасту, выступает в роли покровителя, и это оказывает благоприятное влияние на осознание им своего «я».

Застенчивым детям нужно создавать ситуации общения с младшими детьми. Застенчивую девочку Олю (6 лет) сверстники часто видели в окружении малышей. Педагоги поощряли это. Кто – то доброжелательно назвал её помощницей воспитателя. Безразличное и равнодушное ранее отношение сверстников к Оле заметно стало меняться. Они стали замечать многие хорошие качества девочки: аккуратность, справедливость, скромность, умение предупредить конфликт.

Таким образом, главный принцип, которого следует придерживаться в работе с застенчивыми детьми, - это изменение позиции ребёнка в отношениях с окружающими, включение его в систему положительных отношений в группе сверстников и обеспечение ему условий для общения с ними.

Публикации по теме:

«Дети и компьютер». Консультация для родителей«Дети и компьютер». Консультация для родителей В наше время компьютер играет огромною роль,мы не обходимся без его помощи в работе,узнаем новости, общаемся друг с другом. Наши дети тоже.

Консультация для родителей «Компьютер и дети» Современные дети все активнее используют в качестве главных источников информации телевидение, видео, компьютеры, порой в ущерб чтению книг,.

Консультация для родителей «Маленькие дети должны родителей слушаться. Так ли это?» Все родители мечтают вырастить «хорошего ребенка». В действительности, очень часто под словом «хороший» имеется в виду «удобный» – такой.

Консультация для родителей «Мы и наши дети» Нередко можно услышать крылатую фразу: «Все начинается с детства». Эту правильную мысль можно было бы конкретизировать: а детство проходит.

Консультация для родителей «Новый год и дети» Консультация для родителей "Новый год и дети" Приближается Новый год – всеми любимый праздник, праздник сказки, веселых игр, сюрпризов,.

Консультация для родителей «Новый год и дети» Приближается Новый год-любимый праздник детворы, ведь ёлка — праздник сказки, веселых игр, сюрпризов, смешных приключений. Что бы именно.

Консультация для родителей «Особенные дети» Дети с ограничеными физическими и умственными возможностями здоровья Однажды каждый родитель сталкивается с необходимостью пояснить своему.

Консультация для родителей «Родители и дети»Консультация для родителей «Родители и дети» Семье принадлежит основная общественная функция - воспитание детей. Для маленьких детей семья - главная и почти единственная школа воспитания.

Консультация для родителей «Телевизор и дети» Какое влияние оказывает телевизор на ребёнка? У большинства взрослых эта тема вызывает привычные негативные эмоции (ну что хорошего может.

Консультация для родителей «Экология и дети» Общение с природой положительно влияет на человека, будит в нем лучшие чувства, делает добрее и мягче. Особенно велика ее роль в воспитании.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Застенчивые дети»
Опубликовано: 3 мая 2019 в 20:23
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД