Лучший педагог года 2022

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи

Харитонова Юлия Владимировна
Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи

Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда

«Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи».

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи

Слайд 1

ПРЕЗЕНТАЦИЯ прилагается в следующей публикации.

Дисграфия у младших школьников в настоящее время является одной из сложных проблем общеобразовательной школы. Они создают существенные препятствия в овладении грамотой и, как правило, приводят к стойким трудностям обучения. Нарушения письма рассматриваются с позиций различных подходов: клинического, психолого-педагогического, нейропсихологического, психолингвистического.

Одной из самых распространенных является дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Недоразвитие языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения.

В исследованиях общего недоразвития речи (ОНР) отмечается, что у детей с данной речевой патологией выявляется достаточно большое количество ошибок на письме, значительные затруднения в усвоении программы по русскому языку в целом (Г. В. Бабина, Р. Е. Левина, И. В. Прищепова).

Трудности освоения письменной речи у школьников с ОНР носят стойкий характер, отмечаются как в начальных классах, так и средних и старших классах. В этой связи актуальность исследования на социальном уровне заключается в необходимости коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с ОНР. Это связано с тем, что нарушения формирования письма препятствуют успешности обучения, вызывают вторичные психические отклонения в формировании личности данного контингента школьников.

В отечественной логопедии представления о механизмах, симптоматике, классификации дисграфии, методах выявления и коррекции складывались постепенно и раскрыты в трудах таких ученых, как О. А. Величенкова, А. Н. Корнев, Р. И. Лалаева и других.

В соответствии с этими теоретическими разработками, на практике преодоление нарушений письма традиционно включает в себя коррекцию звукопроизношения, развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, словаря и грамматического строя речи.

Общее недоразвитие речи, методика работы с обучающимися с ОНР раскрыты в исследованиях Р. Е. Левиной, Т. В. Тумановой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной. Современные исследования указывают на тесную связь трудностей формирования письма у младших школьников с общим недоразвитием речи.

(Т. В. Астахова, Н. Н. Волоскова, И. Д. Емельянова, О. Б. Иншакова)

Исследователи (И. В. Прищепова, М. Н. Русецкая) отмечают, что у всех младших школьников с ОНР отмечается дисграфия в различных сочетаниях, но при этом дисграфия на почве нарушения звукового анализа и синтеза является одной из часто выявляемых форм. Во многом это связано с тем, что в основе данной формы дисграфии лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: делении предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза.

Методика логопедической работы и приемы коррекции этой формы дисграфии у обучающихся с ОНР представлены в работах Т. В. Коробченко, Е. В. Мазановой, Ю. Е. Розовой и других.

Следует отметить, что данный вид дисграфии оказывается на практике труднопреодолимым нарушением, сложным с точки зрения коррекции у обучающихся. Соответственно актуальным на научно-методическом уровне является поиск эффективных методов и приемов коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с ОНР.

О научном аппарате исследования на слайдах (Слайд 2-3).

В соответствии с первой задачей (Слайд 4)

На основе анализа психолого-педагогической и логопедической литературы изучить проблему коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи на логопедических занятия.

На слайде 5 и 6 представлены основные понятия нашего исследования.

Теоретический обзор психолого-педагогической литературы по выбранной проблеме позволяет нам прийти к следующим обобщениям:

* письмо представляет собой сложную, системную и произвольную психическую деятельность, которая обеспечивается участием различных структурно-функциональных компонентов, многих психических функций;

* дисграфия - это нарушение процесса письма, проявляющиеся в повторяющихся, стойких ошибках, которые обусловлены несформированной высшей психической деятельностью, участвующей в процессе письма;

* несформированность операций анализа и синтеза приводит к такому виду дисграфии, как дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Этот вид дисграфии является наиболее распространенным у младших школьников;

* механизм дисграфии на почве нарушения звукового анализа и синтеза связан с нарушением следующих форм звукового анализа и синтеза: анализа предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза.

процесс коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи будет эффективным, если на логопедических занятиях используются дидактические игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию навыков фонематического анализа и синтеза, звукослоговой структуры слова, слогового анализа и синтеза.

В соответствии со второй задачей (Слайд 7) мы экспериментальным путем выявили особенности нарушений письменной речи при дисграфии на почве нарушения звукового анализа и синтеза у младших школьников с ОНР.

Опытно-экспериментальная работа была проведена на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2 п. Первомайский Оренбургского района».

В эксперименте участвовало 8 обучающихся 2 класса, в возрасте 8-9 лет с логопедическим заключением общее недоразвитие речи III уровня по заключению ПМПК, имеющих по логопедическому заключению «дисграфию на почве нарушения языкового анализа и синтеза» по клинико-педагогической классификации.

Для исследования особенности нарушений письменной речи при дисграфии на почве нарушения звукового анализа и синтеза у младших школьников с ОНР были использованы следующие методики названия и цели которых представлены на слайдах 8, 9 и 10.

На констатирующем этапе был сделан вывод, что младшие школьники с ОНР с дисграфией на почве нарушения языкового анализа и синтеза нуждаются в коррекционном обучении, так как преобладающими уровнями выполнения диагностических заданий был уровень ниже среднего.

В соответствии с третьей задачей (слайд 11) мы разработали, апробировали и оценили эффективность комплекса дидактических игр и упражнений, направленного на преодоление дисграфии на почве нарушения звукового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи.

В процессе проектирования и организации логопедических занятий с использованием комплекса дидактических игр и упражнений, направленного на преодоление дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза мы учитывали возрастные и индивидуальные особенности испытуемых, а также следующие принципы:

- патогенетический (учет основных механизмов данного вида дисграфии);

- учет симптоматики и степени выраженности нарушения;

- системности (при коррекции используется система разнообразных методов и приемов);

- комплексности (логопедическое воздействие охватывает анализаторы: зрительный, слуховой, кинестетический, осуществляется на весь комплекс нарушений устной и письменной речи);

- поэтапности формирования умственных действий по П. Я. Гальперину;

- постепенного усложнения речевого материала с учетом «зоны ближайшего развития».

ПРЕЗЕНТАЦИЯ прилагается в следующей публикации.

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Коррекция темпоритмической организации речи у младших школьников Механизмы голосоречеобразования тесно связаны со способностью человека к восприятию и воспроизведению звуков, различных ритмических и интонационных.

Мастер-класс для родителей детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи «Домашняя игротека» (часть I) часть 2 Авторы-составители: руководитель детского сада Михеева Наталья Борисовна, методист Едокова Оксана Владимировна, учитель-логопед.

Формирование у детей представлений о структурных единицах языковой системы и навыков языкового анализа и синтезаФормирование у детей представлений о структурных единицах языковой системы и навыков языкового анализа и синтеза Метод моделирования - как инновационный подход в работе по формированию у детей представлений о структурных единицах языковой системы и.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

Презентация «Развитие в игровой форме мышления и речи у старших дошкольников и младших школьников «Все мы разные» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю следующую презентацию, из серии пособий для развития мышления, речи и пополнения словарного.

Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речиНейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи. Подготовили: Шнайдер Раиса Егоровна воспитатель.

Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла»Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла» Развлечение "Вот и осень пришла" Цель: Создание положительного эмоционального отношения детей к развлечениям и праздникам. Преодоления.

Занятие «Путешествие на остров Чунга-Чанга» в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи 6– 7 лет Задачи: 1. Развитие психических процессов, активизация мыслительной деятельности, развитие творческого воображения, чувственного восприятия;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 11 января 2022 в 19:49
+231Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 64.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
29 января. День рождения автомобиля

 Сегодня весь мир отмечает день рождения самого распространенного транспортного средства, являющегося другом и помощником человека. Дата празднования выбрана неслучайно — в этот день 138 лет назад...

29 января. День Первооткрывателя в России

День Первооткрывателя был учреждён в России в 2017 году, в ознаменование важного события – открытия 29 января 1820 года нового континента Антарктида русскими мореплавателями под командованием...


Горячие темочки