Харитонова Юлия Владимировна
Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда
«Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи».
Слайд 1
Публикация «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция
- Начальная школа. 1-4 классы
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2022
ПРЕЗЕНТАЦИЯ прилагается в следующей публикации.
Дисграфия у младших школьников в настоящее время является одной из сложных проблем общеобразовательной школы. Они создают существенные препятствия в овладении грамотой и, как правило, приводят к стойким трудностям обучения. Нарушения письма рассматриваются с позиций различных подходов: клинического, психолого-педагогического, нейропсихологического, психолингвистического.
Одной из самых распространенных является дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Недоразвитие языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения.
В исследованиях общего недоразвития речи (ОНР) отмечается, что у детей с данной речевой патологией выявляется достаточно большое количество ошибок на письме, значительные затруднения в усвоении программы по русскому языку в целом (Г. В. Бабина, Р. Е. Левина, И. В. Прищепова).
Трудности освоения письменной речи у школьников с ОНР носят стойкий характер, отмечаются как в начальных классах, так и средних и старших классах. В этой связи актуальность исследования на социальном уровне заключается в необходимости коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с ОНР. Это связано с тем, что нарушения формирования письма препятствуют успешности обучения, вызывают вторичные психические отклонения в формировании личности данного контингента школьников.
В отечественной логопедии представления о механизмах, симптоматике, классификации дисграфии, методах выявления и коррекции складывались постепенно и раскрыты в трудах таких ученых, как О. А. Величенкова, А. Н. Корнев, Р. И. Лалаева и других.
В соответствии с этими теоретическими разработками, на практике преодоление нарушений письма традиционно включает в себя коррекцию звукопроизношения, развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, словаря и грамматического строя речи.
Общее недоразвитие речи, методика работы с обучающимися с ОНР раскрыты в исследованиях Р. Е. Левиной, Т. В. Тумановой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной. Современные исследования указывают на тесную связь трудностей формирования письма у младших школьников с общим недоразвитием речи.
(Т. В. Астахова, Н. Н. Волоскова, И. Д. Емельянова, О. Б. Иншакова)
Исследователи (И. В. Прищепова, М. Н. Русецкая) отмечают, что у всех младших школьников с ОНР отмечается дисграфия в различных сочетаниях, но при этом дисграфия на почве нарушения звукового анализа и синтеза является одной из часто выявляемых форм. Во многом это связано с тем, что в основе данной формы дисграфии лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: делении предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза.
Методика логопедической работы и приемы коррекции этой формы дисграфии у обучающихся с ОНР представлены в работах Т. В. Коробченко, Е. В. Мазановой, Ю. Е. Розовой и других.
Следует отметить, что данный вид дисграфии оказывается на практике труднопреодолимым нарушением, сложным с точки зрения коррекции у обучающихся. Соответственно актуальным на научно-методическом уровне является поиск эффективных методов и приемов коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с ОНР.
О научном аппарате исследования на слайдах (Слайд 2-3).
В соответствии с первой задачей (Слайд 4)
На основе анализа психолого-педагогической и логопедической литературы изучить проблему коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи на логопедических занятия.
На слайде 5 и 6 представлены основные понятия нашего исследования.
Теоретический обзор психолого-педагогической литературы по выбранной проблеме позволяет нам прийти к следующим обобщениям:
* письмо представляет собой сложную, системную и произвольную психическую деятельность, которая обеспечивается участием различных структурно-функциональных компонентов, многих психических функций;
* дисграфия - это нарушение процесса письма, проявляющиеся в повторяющихся, стойких ошибках, которые обусловлены несформированной высшей психической деятельностью, участвующей в процессе письма;
* несформированность операций анализа и синтеза приводит к такому виду дисграфии, как дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Этот вид дисграфии является наиболее распространенным у младших школьников;
* механизм дисграфии на почве нарушения звукового анализа и синтеза связан с нарушением следующих форм звукового анализа и синтеза: анализа предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза.
процесс коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи будет эффективным, если на логопедических занятиях используются дидактические игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию навыков фонематического анализа и синтеза, звукослоговой структуры слова, слогового анализа и синтеза.
В соответствии со второй задачей (Слайд 7) мы экспериментальным путем выявили особенности нарушений письменной речи при дисграфии на почве нарушения звукового анализа и синтеза у младших школьников с ОНР.
Опытно-экспериментальная работа была проведена на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2 п. Первомайский Оренбургского района».
В эксперименте участвовало 8 обучающихся 2 класса, в возрасте 8-9 лет с логопедическим заключением общее недоразвитие речи III уровня по заключению ПМПК, имеющих по логопедическому заключению «дисграфию на почве нарушения языкового анализа и синтеза» по клинико-педагогической классификации.
Для исследования особенности нарушений письменной речи при дисграфии на почве нарушения звукового анализа и синтеза у младших школьников с ОНР были использованы следующие методики названия и цели которых представлены на слайдах 8, 9 и 10.
На констатирующем этапе был сделан вывод, что младшие школьники с ОНР с дисграфией на почве нарушения языкового анализа и синтеза нуждаются в коррекционном обучении, так как преобладающими уровнями выполнения диагностических заданий был уровень ниже среднего.
В соответствии с третьей задачей (слайд 11) мы разработали, апробировали и оценили эффективность комплекса дидактических игр и упражнений, направленного на преодоление дисграфии на почве нарушения звукового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи.
В процессе проектирования и организации логопедических занятий с использованием комплекса дидактических игр и упражнений, направленного на преодоление дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза мы учитывали возрастные и индивидуальные особенности испытуемых, а также следующие принципы:
- патогенетический (учет основных механизмов данного вида дисграфии);
- учет симптоматики и степени выраженности нарушения;
- системности (при коррекции используется система разнообразных методов и приемов);
- комплексности (логопедическое воздействие охватывает анализаторы: зрительный, слуховой, кинестетический, осуществляется на весь комплекс нарушений устной и письменной речи);
- поэтапности формирования умственных действий по П. Я. Гальперину;
- постепенного усложнения речевого материала с учетом «зоны ближайшего развития».