Лучший педагог года

НОД «Как родился город Вязники» в рамках проекта «Это я, это Родина моя»

Ольга Егорова
НОД «Как родился город Вязники» в рамках проекта «Это я, это Родина моя»

МБДОУ «Детский сад «Улыбка» микрорайон Нововязники»

Познание:

Формирование целостной картины мира.

Непосредственная образовате

льная деятельность[/h4]

«Как родился город Вязники»

Разработала: воспитатель 1 кв. категории Егорова О. В.

Ноябрь 2017

НОД для детей старшего дошкольного возраста

«Как родился город Вязники»

Программное содержание: Воспитывать чувство сопричастности к истории родного края. Вызвать у детей интерес к изучению родного края, познакомить их с историей возникновения города Вязники, дать сведения о гербе. Приобщать к фольклорному творчеству, учить детей любить и гордиться своей малой Родиной.

Публикация «НОД „Как родился город Вязники“ в рамках проекта „Это я, это Родина моя“» размещена в разделах

Оборудование: Проектор, ноутбук, магнитофон, аудио народных песен, глина, палочки, ванночка с водой, бумажные полотенца, народные костюмы, рубель, балалайка, деревянные ложки, бубен, глиняные свистульки, леденцы на палочке.

Ход.

- Скажите мне дети, кто из вас знает, как появился наш с вами родной город Вязники? Не знаете? А хотите узнать? Ну, тогда нам просто необходимо отправиться в старо-древние времена, а именно в то время когда появился наш город. На каком транспорте мы можем туда попасть? (ответы детей)

Имитируется машина времени. Дети встают в круг, берутся за руки, закрывают глаза. Звучит космическая музыка.

Воспитатель говорит слова:

Машина времени быстра,

Несет нас в прошлое она.

Куда ж так быстро мы летим,

Откроем глазки, поглядим!

- Ребята видите ребята поля с перелесками, а вот какие-то люди. Что необычное вы увидели?

- Да, ребята, оно одеты в одежды из шкур животных, а в руках у них необычное оружие. Кто может назвать его?

- Местность, где находятся современные Вязники, была обжита еще в эпоху нового каменного века - неолита - около 5000 лет назад. Первобытные люди занимались собирательством и охотой.

- Ребята, но мне не дает покоя вопрос о том, как они переносили воду. Неужели, всякий раз, когда они хотели пить, им приходилось бежать к реке? Что вы об этом думаете? В чем бы они могли переносить и хранить воду? Из чего могли первобытные люди изготовить сосуды для воды?

-Давайте подойдем поближе и посмотрим? Сосуды украшены ямочным орнаментом. Такая отделка не только красива, но и удобна в использовании: не выскальзывает из рук.

-А вы хотели бы сами изготовить сосуды из глины? (Дети лепят сосуды, украшая ямочным орнаментом)

-Молодцы! Вы настоящие мастера.

- Давайте снова воспользуемся машиной времени.

- Мы с вами ребята оказались в чистом поле. Вы что-нибудь видите? Крепость? Давайте подойдем поближе. А кто знает, для чего строили крепости? Совершенно верно, чтобы защищаться от врагов.

- Вот и крепость Ярополч тоже была построена в чистом поле, чтобы защищать Московское государство от вражеских набегов. Располагайтесь поудобнее, я расскажу вам, как все происходило.

- Давным-давно было в наших местах маленькое поселение и называлось оно Ярополье. На беззащитных людей часто нападали кочевники: жгли дома, уводили людей в плен. Вот и решили наши с вами предки построить крепость для защиты.

- Очень тяжело приходилось людям на строительстве крепости. Ведь всю работу они делали вручную. День и ночь звенели топоры, пилы, работали лопаты. И вот, благодаря, выносливости, трудолюбию, умениям русского народа, наших с вами предков, крепость была построена. (Показ картины оборонительной крепости)

- Рассмотрите внимательно. Какая получилась крепость? (высокая, крепкая, со сторожевыми башнями) - Место для него было выбрано на правом крутом берегу реки Клязьмы. Город окружали крепостные валы высотой в 5 метров. На валах стояли бревенчатые стены длиной до 2 км. В него вели въездные ворота с башнями. Управлял городом-крепостью княжеский наместник, живший в его детинце (название внутренней городской крепости). Рядом с детинцем располагался торгово-ремесленный посад. Жившие в нем мастера - металлурги, кузнецы, ювелиры, косторезы, камнерезы, гончары, деревообработчики обменивались своими изделиями с другими городами и селами Владимиро-Суздальской Руси, торговали с Киевом,

- А вот интересно, почему же наши предки выбрали для строительства крепости именно это место? Что у нас здесь такое необыкновенное? Как вы думаете?

- Во-первых, крепость располагалась на возвышенностях, а с высоты врага заметить проще.

- Во- вторых, крепости строили, там, где, можно добыть воду и еду. Как вы думаете, где наши предки брали воду и добывали пищу? Воду брали в реках, там же ловили рыбу. Еду можно было найти в лесах, которые окружали крепость. Что же люди могли найти в лесу для еды? (грибы, ягоды, дичь, звери).

- А еще, ребята, хоть и нет такой хорошей и плодородной земли, как на других землях, но и на ней выращивали пшеницу и самые вкусные овощи и фрукты. А еще выращивали лен, из которого пряли прочное полотно. Именно из такого полотна шилась почти вся одежда.

В пойме реки Клязьма встречалась и черная земля, поэтому её и называют чернозем. Ваши прапрабабушки и прапрадедушки называли её ласково – земелюшка - чернозем, слагали о ней песни, водили хороводы. А давайте-ка, и мы встанем в хоровод.

Сюрпризный момент: появляются гости – девочка и мальчик в русских костюмах. Дети рассматривают костюмы, а воспитатель объясняет, что так когда-то одевались их прапрабабушки и прапрадедушки. Гостей приглашают в хоровод.

Исполняется хоровод

«Земелюшка-чернозем»

.

- Так бы и жил Ярополч, если бы не нашествие татаро-монголов на Муром, Мордовскую землю, Гороховец в 1239 году. Не помогло оказанное ярополчанами сопротивление. Город был сожжен и разграблен. Жители были частично перебиты, частично уведены в рабство. Только чудом уцелевшая небольшая часть ярополчан вернулась на родное пепелище. Но возродить древний Ярополч на прежнем месте они не смогли. И только через 150 лет встречается в документах упоминание о Ярополче. Новая крепость была построена на другом месте. Сейчас там находится народная больница.

-Давайте вернемся в машину времени и продолжим путешествие по страницам нашей истории.

-Смотрите, это царь Перт I в одном из своих указов повелевал: "во всех губерниях размножить льняные и пеньковые промыслы, как обыкновенно промышляют льном во Пскове и в Вязниках". Оказывается, одновременно с возвышением нового Ярополча у стен его формировалась торгово-ремесленная Вязниковская слобода. Расположенная на торговом тракте вдоль реки Клязьма Ее жители промышляли ремеслом и торговлей. Уже тогда она по числу жителей обогнала дворцовый город Ярополч. Вязниковская слобода была славна трудом мастеровых людей. Даже царь Петр хорошо знал он о вязниковском полотне, проверил его на прочность. Ведь из него делали не только паруса для русских судов. Оно пошло и на внутреннюю отделку дворца Петра I - основанного в 1703 году в Петербурге. Борьба за выход России в Европу, овладение Балтийским морем требовал сильного, крепкого флота, а для него были нужны льняные ткани на паруса и пеньковые канаты.

-Раз, два, три, четыре, пять

Спешите косточки размять,

Подходите, не зевайте,

Игру скорее затевайте!

Подвижная игра «Перетяни канат» (По сигналу дети собираются у машины времени.)

-А это Императрица Екатерина Великая дала графу Р. И. Воронцову высочайше предписание "объехать всю территорию вверенной ему губернии и по примерному расписанию разделить ее на 13 уездов". Прибыв в конце мая 1778 года в Ярополч, Р. И. Воронцов отметил его отставание от набиравшей силу Вязниковской слободы. 1 сентября 1778 года из государственных селений и слобод Владимирской губернии был образован ряд уездных городов. Среди них уездный город Вязники.

А вы знаете, ребята, что у каждого города есть свой знак.

(Дети подходят к выставке гербов Русских городов Владимира и Владимирской области)

- Посмотрите на эти картинки, что на них изображено? (Дети перечисляют предметы, изображенные на картинках – дерево, заяц, лев)

- Обратите внимание, все изображения имеют одинаковую форму – форму щита. Может быть, кто-то знает, что это такое, как назвать одним словом, то, что вы рассматриваете?

- Это гербы русских городов. У каждого города есть свой герб. А кто знает, что такое герб? (ответы)

- Герб – это знак, на котором старались изобразить, что-то очень важное для города, например, основное занятие жителей.

- Если на гербе изображена рыба, что это может значить? (что люди в этом городе занимаются рыболовством). Иногда на гербе изображали льва, чтобы показать, что народ отважный и сильный, как этот царь зверей.

- А если вы отгадаете мою загадку, то узнаете, что изображено на гербе города Вязники.

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

- Кто это? (дерево)

- Теперь вы сможете без труда отыскать герб нашего города. Да, вот он. В гербе закреплялось официальное название города от произраставших в нем вязов. Над вязом, в верхней части геральдического щита, красовался в красном поле лев в железной короне с длинным серебряным крестом - герб Владимира, губернского города Владимирской губернии, в которую входили Вязники с их уездом.

- А сейчас я расскажу вам одну легенду, как народ сказывал, почему же наш город назвали Вязники.

-В стародавние времена правил в наших землях жестокий правитель по имени Кий. Во время охоты он провалился в топкое болото, но никто не захотел его спасти. Люди с берега кричали ему: «Вязни Кий», не знаю, правда это или выдумка. Но эта легенда дожила до наших дней. (звучит русская народная песня, дети в народных костюмах выходят на середину зала)

-Ярмарка, ярмарка, расписная Ярмарка. Подходи, не зевай, все товары раскупай.

-Мы попали на ярмарку, которая проходит на Соборной площади нашего города.

Ребенок1.

-Ложки очень хороши, поиграем от души.

Ребенок 2.

-Ну а я всего за рубль, куплю себе шуршащий рупель.

Ребенок 3.

-Не могу я устоять, я буду бубен покупать.

Ребенок4.

-Балалаечка-душа до чего же хороша.

Оркестр народных инструментов исполняют русскую народную песню «Ах, вы сени, мои сени…»

Затем можно предложить поиграть в русские народные хороводные игры уже знакомые детям, чтобы подчеркнуть связь времен.

Сюрпризный момент: скоморох предлагает детям купить леденец на палочке.

Скоморох.

-Мне злата не надо, лишь слово доброе в награду.

- Ну что же, ребята, пора возвращаться в наше время. (Машина времени)

Публикации по теме:

Конспект занятия «Аллея героев» в рамках проекта «Моя малая Родина» Цель- углубление знаний о мужестве солдат в годы Великой Отечественной Войны. Задачи: - закрепить знания детей о том, как защищали свою.

«Спор пуговиц» Театрализованное представление в рамках проекта «Пуговицы — это интересно!»«Спор пуговиц» Театрализованное представление в рамках проекта «Пуговицы — это интересно!» СПОР ПУГОВИЦ. ТЕАТРАЛИЗОВАННО - МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ в старшей группе № 9. Автор: Смелая М. И. Действующие лица: 1. От автора – воспитатель;.

«Это русская сторонка — это Родина моя!». НОД для детей старшего дошкольного возраста Программные задачи: Приобщать детей к корням народной культуры, воспитывать любовь и уважение к Родине, России. Продолжить знакомство с.

Сценарий праздника «Это русское раздолье — это Родина моя» Цель: Вызвать интерес к традициям русского народа. Задачи: 1. Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к.

Интегрированное занятие «Это русская сторонка, это Родина моя!» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №6 «Сказка» п. Приволжский Волжского муниципального.

Конспект НОД «Это я, это я, это вся моя семья»Конспект НОД «Это я, это я, это вся моя семья» Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное», «Художественно – эстетическое развитие» Цели • Воспитывать.

ОД «Это Родина моя» (средняя группа) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад присмотра и оздоровления № 46 «Светлячок» г. Рубцовска Алтайского.

Презентация проекта «Каскара — это малая Родина моя!» Уважаемые коллеги! Приглашаю вас на виртуальную мини-экскурсию по родному селу Каскара, что находится в Тюменском районе. Этот проект разрабатывали.

Стихи. «Это наша Родина, это наше лето!». Экспромт Стихи. «Это наша Родина, это наше лето!». Экспромт. Недавно прочла стихотворение «Лето, лето красное, солнце золотое!» Ирины Щепетинниковой,.

Конспект занятия в рамках проекта «Моя Родина — Казахстан» (к Дню Независимости Казахстана) Защита проекта «Моя Родина - Казахстан» Посвященная Дню Независимости Казахстана. Возрастная группа: Старшая группа Образовательная область:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД «Как родился город Вязники» в рамках проекта «Это я, это Родина моя»
Опубликовано: 6 ноября 2017 в 22:19
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД