Приложение МААМ

Изготовление коллажа в коррекционной работе учителя-логопеда

Светлана Черных
Изготовление коллажа в коррекционной работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы

Самостоятельная деятельность дошкольника есть следствие правильно организованной его учебной деятельности в процессе воспитания, что мотивирует самостоятельное её расширение, углубление и продолжение в свободное время. Для педагога это означает чёткое осознание не только своего плана действий, но и осознанное его формирование у дошкольников как некоторой схемы освоения предмета или действия в ходе решения новых задач. Организация коллективной самостоятельной познавательной деятельности детей осуществляется в процессе занятий, в нерегламентированных видах детской деятельности и в свободное время, предусмотренное в детском саду в течение дня. В целом это параллельно существующая занятость дошкольника по выбранной программе усвоения какого-либо материала в процессе обучения.

Публикация «Изготовление коллажа в коррекционной работе учителя-логопеда» размещена в разделах

Функция педагога — создать разнообразную игровую среду, обеспечивающую ребенку познавательную активность, соответствующую его интересам и имеющую развивающий характер. Особую значимость проблема организации предметноразвивающей среды приобретает при работе в логопедических группах. Нерегламентированная рамками занятий деятельность детей (под руководством педагога или самостоятельная) наиболее продолжительна. В нашем детском саду она строится педагогами в соответствии с разделами программы, ФГТ и решаемыми коррекционными задачами.

Развитие речи ребёнка дошкольного возраста в норме идё т по нескольким направлениям: развитие фонетико-фонемагической системы языка, обогащение словаря, овладение грамматическим строем речи, развитие связной речи. Выделяют две формы связной речи: диалогическая речь и монологическая речь. Для старших дошкольников (5- 7 лет) актуальным вопросом является развитие монологической речи. Исследователи отмечают, что в процессе «живого общения» связная речь не формируется. Необходимо специальное обучение основным видам связной контекстной речи. Необходимо отметить, что в специальной педагогике недостаточно разработаны приёмы развития монологической речи у детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Логопеды в своей работе по развитию связной речи часто опираются на методы и приёмы, рассчитанные на нормально развивающихся детей. Данные приёмы оказываются мало эффективными при обучении детей с речевой патологией. Неслучайно, В. К. Воробьёва* подчёркивает необходимость разработки специальных методов и приёмов, обеспечивающих подход к самостоятельному созданию связных рассказов у детей с общим недоразвитием речи (ОНР).

Я в своей работе по развитию монологической речи у детей с ОНР использую приёмы моделирования и мнемотехники (коллажи, мнемотаблицы). Но сегодня мне хотелось бы рассказать об использовании и изготовлении коллажа.

Коллаж представляет собой некий зрительный план того, о чём или о ком будет рассказ. При этом ребёнок, рассказывая, не просто опирается на зрительный образ, а устанавливает ассоциативные связи между предметами или картинками. Данный приём оказался эффективным в работе по развитию монологической речи у детей с речевой патологией. Использование коллажа в процессе развития связной речи позволяет развивать навык составления описательного рассказа, развивать навык установления ассоциативных связей, развивать память, обогащать словарь детей, развивать представления об окружающей действительности.

При работе по изготовлению коллажа создаются условия для подготовки детей к школе: обогащается словарный запас, совершенствуются навыки словообразования, формируется звукопроизношение, развиваются фонематические процессы, связная речь. Коллаж служит развлечением и помогает проявить способность к воображению.

Задачи:

1 .Сформировать у детей интерес к "коллажированию" как мотиву подготовки к составлению сказок, рассказов, историй.

2. Развивать познавательные способности, творческое воображение, мышление.

3. Развивать умение детей планировать процесс изготовления коллажа

4. Упражнять детей в умении отбирать для рассказов картинки и правильно их располагать

5. Развивать мелкую моторику рук при работе с бумагой и ножницами

6. Разивать умения:

• Самостоятельно и последовательно составлять рассказы разного содержания

• Подбирать картинки на определённую тему

• Пользоваться ножницами, клеем, делать разметку, аккуратно вырезать картинки из журналов

Распределение деятельности при создании коллажа на примере коллажа «Я был в

театре»

ЭТАПЫ РАБОТЫ :

1 .Осознание и восприятие проблемы

2. Практическая деятельность по решению проблемы

3. Продуктивная деятельность

ФОРМЫ РАБОТЫ :

1этап

Систематизация информации Планирование деятельности Наблюдение за работой взрослого Беседы с детьми

2 этап

Драматизация сказки для детей другой группы Поиск и сбор материалов по теме Классификация по подтемам

3 этап

Создание коллажа Разметка

Представление своего материала

НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ для изготовления коллажа :

1 Семейная атмосфера взаимодействий, сотворчество в союзе «родители - ребёнок - логопед»

2. Материалы для изготовления коллажа : ватман, клей вырезки из журналов, маркеры

3. Меторические разработки

Таким образом, осваивая приемы "коллажирования", дети получают положительные эмоции, мотивацию к самостоятельной деятельности (у них появляется желание самим изготавливать коллажи, сочиняя различные истории)

Самодельный коллаж продукт фантазии ребёнка, его воображения. Во время изготовления коллажа у него появляется мотивация к созданию самостоятельного произведения.

Педагоги и родители- первые помощники в такой работе, как придумывание совместных всевозможных сюжетов рассказов

Публикации по теме:

Организация образовательного процесса в соответствии с ФГТ Различия процесса обучения в детском саду, организованного в виде учебной деятельности через организацию детских видов деятельности. «Занятия».

Организация самостоятельной и совместной деятельности в ходе режимных моментов в средней группе Организация самостоятельной и совместной деятельности в ходе режимных моментов в средней группе Вид деятельности Время Организационные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Изготовление коллажа в коррекционной работе учителя-логопеда
Опубликовано: 26 января 2014 в 00:05
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Изготовление коллажа в коррекционной работе учителя-логопеда» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Черных (УИ 177599) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД