Алла Кожевникова
Изобразительная деятельность: интеграция и взаимосвязь видов
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Изобразительная деятельность : интеграция и взаимосвязь видов
1. Введение
Интеграция в системе воспитания и обучения как и в школе, так и в дошкольных учреждениях в настоящее время одна из наиболее важных и актуальных задач. В этом процессе многое зависит от умения педагога формировать интересы детей, их потребности, приобщать к основам культуры, искусства, к различным видам художественной деятельности.
Публикация «Изобразительная деятельность: интеграция и взаимосвязь видов» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2013
Комплексный подход требует системных связей между отдельными компонентами этих процессов – между искусством и творчеством следует устанавливать определённые связи, хотя каждый вид художественной деятельности детей имеет свою специфику, свои средства образной выразительности.
На сегодняшний день актуален принцип интеграции, объединяющий все образовательные области.
Учё ные сумели доказать: сочетание видов деятельности значительно обогащает художественную палитру. Если занятия построены по принципу интеграции, каждый блок из которых имеет определённую доминанту, то во-первых, дети имеют возможность знакомиться с окружающим миром, погружаясь в красоту природы; во-вторых используя разнообразный материал, учатся самостоятельно передавать художественный образ. Интеграция важна не сама по себе. Суть в том, что педагог должен привить детям в ходе занятий первоначальные основы художественной культуры; развить эстетическое отношение к окружающему через личностную позицию каждого, но учитывать при этом как интересы, так и склонности. На интегрированных занятиях большое внимание отводится знакомству с изобразительным искусством, т. к. художественный образ воздействует на чувства детей, вызывает эмоциональный отклик, сопереживание. Благодаря такому подходу, дети приобретают уверенность, становятся более раскрепощёнными в творчестве.
2. Образовательная область «Художественное творчество»
Презентация
3. Мониторинг образовательной области «Художественное творчество»
Рисование
Сюжетная картинка из пособия. После ответов на вопрос, педагог просит ребёнка придумать продолжение истории. Ребёнку предлагается нарисовать картинку к продолжению этой истории.
• (отмечаем пункты1-3 в разделе рисования)- 4 года
• (отмечаем пункты1-3 в разделе рисования, коммуникация пункты5-9, оригинальность рассказа)-5 лет.
• (отмечаем пункты1-3 в разделе рисования, коммуникация пункты5-9, оригинальность рассказа)-6 лет.
• (отмечаем пункты1-3 в разделе рисования, коммуникация пункты5-9, оригинальность рассказа)-7 лет.
Лепка
• Предложить детям слепить изображение знакомых овощей, фруктов, посуды – 4 года
• Предложить детям слепить изображение знакомых овощей, фруктов, посуды – 5 лет
• Предложить детям слепить любого животного – 6 лет и 7 лет
Аппликация
• 4года: педагог просит соединить кроватки, стульчики. Далее просит подарить каждому мишке грибок приклеив его. (отмечаем пункт 3 познание -математические представления, пункт 1,4 художественное творчество)
• 5лет: детям раздаются 6 прямоугольников разной длинны, но одинаковой ширины, лист с изображением части горки, попросить выложить полоски в виде лестницы- достроить горку. (отмечаем пункт2 познание, аппликация в худ. творчестве)
• 6лет: детям раздаётся 7 прямоугольников и квадрат для пирамидки (отмечаем пункт 2 в познании, аппликация в худ. творчестве)
• 7 лет: детям раздаётся пять квадратов разных размеров зелёного цвета; лист белой бумаги с вертикальной линией посередине. Ребёнку предлагается сделать аппликацию ёлки, используя треугольники вырезанные из квадрата (отмечаем пункт 2 познание, художественное творчество-аппликация
Конструирование
• 4 года: готовый образец постройки горки (отмечаем продуктивную деятельность в познании и пункты 1-4 конструирование в худ. творчестве)
• 5 лет: схема постройки домика (отмечаем продуктивную деятельность в познании и пункты 1-4 конструирование в худ. творчестве)
• 6 лет: схема постройки моста для автомобиля (отмечаем продуктивную деятельность и математические представленияв познании и пункты 1-4 конструирование в худ. творчестве)
• 7 лет: схема постройки домика (отмечаем продуктивную деятельность в познании и пункты 1-4 конструирование в худ. творчестве)
Оригинальность рассказа
Работа по сюжетной картинке по возрасту
4 Игра
Цель: совершенствовать работу в ДОУ по художественно-эстетическому воспитанию, стимулировать потребность в познании методологических основ, способствовать сплочению педагогического коллектива
Деловая игра «Педагогический пробег»
Ведущий предлагает считать педсовет своеобразным «пробегом» по тропе знаний в области развития творческих способностей к изобразительной деятельности, формирования культуры.
Участники педсовета делятся на две команды с помощью лотереи. Ведущий игры дает целевую установку: «Командам двигаться каждой по своему маршруту. При правильном ответе на вопросы получать разрешение на переход к последующим этапам пробега. Победителем будет считаться та команда, которая, несмотря на лишения и трудности дистанции, проходит к финишу». Членам команды дается 1 мин. для придумывания названия команды, которое должно быть созвучно теме педсовета.
Первая остановка «Раздумье» (решение педагогических ситуаций).
Первая команда
1. Дети должны были нарисовать с натуры чучело белки. Им было предложено обследовать натуру разными способами: дети средней группы, изучая белку, гладили ее по шерстке, показывали части тела и т. д. ; дети старшей группы, изучали белку с опорой лишь на зрительное восприятие. Будут ли отличаться рисунки детей разных возрастных групп? Дайте психологическое обоснование своим суждениям.
2. Между мамами состоялся следующий разговор. «Как хорошо рисует ваш сын. У моего же одни каракули. Сколько ни говорю, Чтобы рисовал аккуратно, он каждый раз рисует плохо». – «А вы пробовали его учить?» - «Я часто усаживаю сына рисовать. Но рисунки его плохи. Наверно, у него нет способностей». Права ли в своих догадках мама плохо рисующего ребенка? Какой совет можно дать родителям, желающим развивать умения, способности своих детей?
Вторая команда
1. Папа купил сыну (2 года 3 месяца) цветные карандаши. Мальчик начал рисовать, но у него ничего похожего на окружающие предметы не получилось. Он сжимал карандаш в руке, линии выходили слабые, на рисунке никак не получалась елка, которую ему так хотелось нарисовать. Мама сказала, что ребенку еще рано рисовать. Но отец настойчиво вкладывал карандаш в руку сына и водил им по бумаге: «Давай вначале вместе нарисуем, потом у тебя одного получится». Он вслух обозначал то, что получалось в процессе совместного рисования, побуждал мальчика самостоятельно узнавать изображенное на бумаге. Проанализируйте поведение родителей, укажите, кто прав и почему. Проанализируйте действие отца с точки зрения теории Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития».
2. Детям 5 лет, живущим в крупном городе, предложили нарисовать дом. Большинство нарисовали традиционный одноэтажный домик, в основе которого был изображен прямоугольник и сверху треугольник. Чем объяснить однообразие, примитивность в изображении дома на рисунках пятилетних городских жителей? С какими ошибками в обучении ребенка рисованию связаны эти явления?
Вторая остановка «Угадай-ка»
Кроссворд
«Народно-прикладное искусство в работе с детьми»
Заполнив горизонтальные строки кроссворда, в выделенных клетках вы сможете прочитать название русского праздника – торга (ярмарки, на котором все его посетители от мала до велика, считали своим долгом посвистеть в глиняную свистульку или берестяную дудку.
1. Гжель нравится всем своим цветом. Какой он? (синий)
2. Основной материал, из которого изготавливают изделия в селе Полховский Майдан. (дерево)
3. Материал, из которого изготавливают дымковскую игрушку. (глина)
4. Название промысла, для которого характерно изготовление подносов. (жостово)
5. Благодаря этому цвету хохлому часто называют так. (золотой)
6. Обобщающее слово, которым можно назвать изделия мастеров Дымково, Филимоново, Каргополья. (игрушка)
7. Назвать профессию мастеров, чьими руками изготовлялись глиняные расписные игрушки в одном из главных культурных центров русского Севера – в Каргополье. (гончар)
8. Поскольку изделия малой декоративной пластики (изделия дымковских, каргопольских, филимоновских мастеров) являются объемными, то к какому виду пространственных искусств их можно отнести? (скульптура)
9. Предмет домашней утвари, которым особенно прославились городецкие мастера. (прялка)
Третья остановка «Калейдоскоп изобразительного искусства»
Первая команда
1. Как называют художника, отдающего предпочтение изображению моря? Человека? Военных действий? (маринисты, баталисты)
2. Выберите из представленных портретов портрет В. М. Васнецова и из репродукций («Аленушка», «Богатыри», «Иван Грозный») репродукции его картин.
3. Выберете из представленных репродукций картины, написанные в холодных тонах
Вторая команда
1. Как называют художника, отдающего предпочтение изображению природы? Животных? Цветов, фруктов, неодушевленных предметов?
2. Выберите из представленных портретов портрет И. Е. Репина и из представленных репродукций («Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Крестный ход в Курской губернии») репродукции его картин.
3. Выберете из представленных репродукций картины, написанные в тёплых тонах
Четвертая остановка «Умелец»
Задание на изготовление из имеющегося изобразительного материала образца приглашения на праздник «Выпуск в школу» (по содержанию и технике выполнения изготовление пригласительного билета должно быть доступно для детей старшего дошкольного возраста).
Пятая остановка «Мозговой штурм»
Вопросы задаются одновременно двум командам, та, что первой даст ответ получает фишку.
• Назовите материалы, используемые на занятиях по изобразительной деятельности. (простые и цветные карандаши, ластк, восковые мелки, тушь, кисти разных размеров, гуашь, акварельные краски)
• Назовите три главных цвета, и докажите, почему они главные. (красный, жёлтый, синий. При их смешивании образуются все цвета светового спектра)
• Назовите цвета, составляющие цветовой круг (цвета радуги)
• Назовите виды традиционного и нетрадиционного рисования (к первому виду относятся рисование, предметное и сюжетное, красками, цветными карандашами; нетрадиционные виды отличаются необычными приёмами работы)
• Что такое живопись? (изображение окружающей жизни красками, передача своих чувств с помощью цвета)
• Назовите основные средства выразительности живописи (цвет, колорит, техника исполнения)
• Что такое графика? (искусство рисования тоном, пятном и линией, рисунки сделанные карандашом, тушью, гравюры)
• Назовите способы лепки. (пластический, конструктивный)
• Назовите основные приёмы используемые на занятиях лепки (выкатывание, сплющивание, вытягивание, прощипывание, примазывание)
• Назовите основные способы украшения вылепленных изделий. (налеп, углублённый рельеф при помощи стеки)
5. Справка
по результатам взаимопосещений «Путешествие в страну ИЗО»
I. Оценка уровня знаний, умений и навыков детей.
Проанализировав детские работы и знания, умения, навыки детей можно сделать следующие выводы.
Практически все дети проявляют интерес к изобразительной деятельности. Высокая активность и увлеченность на занятиях по рисованию. Основная масса детей (выполняют работу в соответствии с заданием, но не у всех детей еще наблюдается устойчивость при выполнении замысла. Многие дети проявляют самостоятельность в выборе изобразительных материалов и технических приемов изображения, но организация занятий не дает возможность предоставить детям более широкий выбор материала и затрудняет творческое применение различных техник изображения. В основном дети неплохо усваивают программные умения, у них довольно устойчивые навыки, хотя в каждой группе есть дети, которые не справляются с программными задачами по своему возрасту (как в техническом, так и в творческом плане).
II. Оценка профессиональных знаний и умений воспитателей.
Знания и умения воспитателей проверялись в ходе наблюдения педпроцесса (просмотр занятий, а также в ходе собеседования с воспитателем.
Все педагоги знают программные задачи по данному разделу. Но не все педагоги могут правильно руководить детским творчеством. Многие педагоги, особенно молодые, прежде всего понимают личную готовность к занятию только как подготовку материалов, ознакомление с методическими рекомендациями или уже разработанными кем-то конспектами. Профессиональные педагоги строят каждое занятие с учетом личных наблюдений, опыта, прочитанных книг, изученных художественных альбомов, иллюстраций, с опорой на все, что может помочь в поисках творческого разнообразия решений
III. Планирование работы с детьми.
В календарных планах воспитателей планируются занятия по изодеятельности, аппликации, конструированию. Планируется индивидуальная работа с детьми, беседы по различным темам, наблюдения, дидактические, театрализованные, сюжетно-ролевые игры, самостоятельная деятельность детей.
V. Работа с родителями.
Анализ документации и наглядного материала на группах показал, что работе с родителями по развитию художественно-творческих способностей детей воспитатели организуют выставки рисунков, поделок из природного материала и овощей, в которых принимают участие родители с детьми.
Привлекают родителей к изготовлению игрушек и оформлению групп к праздникам. Проводят индивидуальные консультации.
Рекомендации:
1. Творчески подходить к организации занятий по художественно-эстетическому развитию детей, использовать разнообразные методы и приемы на данных занятиях. (Постоянно)
Ответственные: воспитатели.
2. Дооборудовать уголки по художественно-продуктивной деятельности в
соответствии с возрастом детей.
Срок: сентябрь 2013г.
Ответственные: воспитатели.
3. Использовать разнообразные формы работы с родителями, подготовить
наглядный материал для родителей по развитию художественно-творческих способностей детей.
Срок: апрель 2013г.
Ответственные: воспитатели, методист
Решение педсовета:
1. Продолжать работу по области художественное творчество (постоянно, более тщательно продумывать оформление и обстановку в группах, в соответствии с возрастом детей.
Ответственные:методист, воспитатели.
2. Использовать разнообразные формы работы с родителями (постоянно).
Подготовить наглядный материал для родителей по развитию
художественно-творческих способностей детей.
Ответственные: воспитатели, методист
3. Пополнить недостающими материалами и пособиями уголки по художественно-продуктивной деятельности в группах.
Ответственные: воспитатели.