Получи документы

Изобразительная деятельность как средство развития коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста.

Татьяна Челышева
Изобразительная деятельность как средство развития коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте ребенок делает первые самостоятельные шаги в сложном мире взаимоотношений.

Коммуникативная деятельность всегда начинается с мотива. Мотив, в свою очередь, порождается потребностью. Механизм действия потребности психологи объясняют эмоциональным напряжением и предвосхищением удовлетворения (П. В. Симонов). По мнению М. И. Лисиной, «мотивы, побуждающие ребенка вступать в общение с взрослыми, связаны с тремя его главными потребностями:

потребность во впечатлениях,

потребность в активной деятельности

потребность в признании и поддержке».

Публикация «Изобразительная деятельность как средство развития коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста,» размещена в разделах

Изобразительная деятельность способна удовлетворить все три вида потребностей, при условии участия в ней взрослого.

Способность к общению не является у детей врожденной, она формируется в процессе приобретения жизненного опыта, контактов с другими людьми.

Общение – это один из значимых компонентов коммуникативной компетенции, состоящее в стремлении человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью – к самопознанию и самооценке. Общение по поводу изобразительной деятельности — это эмоционально насыщенное общение, сближающее детей и взрослых.

Коммуникативное взаимодействия педагога с детьми требуется на всех этапах изобразительной деятельности:

1. Обсуждение темы. Определение цели и задач совместно с детьми.

2. Исследование и экспериментирование с новым материалом, цветовой палитрой. Дети самостоятельно исследуют новый материал, и техники рисования, используя свои знания и навыки предшествующей работы с изобразительными материалами. Происходит активизация названий средств изображения, способа выполнения.

3. Выбор темы для рисования. Общения детей и воспитателя по выбранной теме. В старшем возрасте может практиковаться рассказ ребенка о своем, еще не созданном рисунке. Словарный запас обогащается лексикой, характеризующей объекты изображения. Дети самостоятельно рассказывают, как будут рисовать, что будут рисовать, и чем они будут рисовать.

4. Общение педагога с детьми в ходе работы. Напоминание основных признаков объекта, ответы на вопросы детей!

5. Рассказы детей по результатам работы: монологи-описания по своему рисунку, монологи-повествования о том, как создавалась работа.

Прослеживается переход от репродуктивного метода (когда дети накапливают определенные знания и умения) к частично-поисковому или исследовательскому методу (когда могут применить накопленные знания и умения в самостоятельном решении изобразительных задач).

Вашему вниманию будет представлен опыт работы по развитию коммуникативной компетенции посредством изобразительной деятельности на конкретном примере РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «Эта удивительная пастель» в старшей группе.

Исходя из актуальности данного направления, определила цель работы: создание условий для коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста через технику рисования пастелью.

Задачи, решаемые в процессе развития речевых компетенций через изобразительную деятельность:

1. Расширить представления детей о пастели и технике рисования новым материалом.

2. Расширить и активизировать словарный запас детей новыми словами названий средств и способов выполнения изображения.

3. Развитие коммуникативных навыков: умение слушать и слышать, воспринимать и понимать информацию, умений правильно применять название материалов, техник, оборудования и действий по изготовлению продуктов детской изобразительной деятельности в общении со взрослыми и сверстниками.

4. Социально – личностное развитие каждого ребенка: развитие самостоятельности, познавательных, коммуникативных, интеллектуальных, и творческих способностей.

В нашем детском саду дети увидели картины, нарисованные пастелью, и им захотелось узнать, чем они нарисованы, как они нарисованы, хотелось узнать что – то новое и попробовать рисовать новым материалом. Решила организовать нашу деятельность так, чтобы всем было интересно – получился проект по рисованию «Эта удивительная пастель».

Определили с детьми цели и задачи: а как мы будем это делать? что мы будем делать? Что у нас получится?

Сначала мы были исследователями. Ребята исследовали различные техники рисования пастелью на листе бумаги. Пришли к выводу, что пастель – это мелок, самый простой способ использовать пастель состоит в том, чтобы рисовать концом, держа мелок как карандаш или ручку; чтобы закрашивать большое пространство бумаги используют сторону мелка; чтобы смешать цвета или добиться перехода цветов на бумаге используется растушевка пальцем, ваткой или сухой салфеткой. Ребята обогатили свой словарный запас новыми словами: пастель, переход цвета, фон, растушевка, набросок, и в беседе со взрослыми стали активно их использовать.

Детей очень заинтересовала техника рисования пастелью, и один мальчик предложил нарисовать хомяка, который живет у него дома. Но хомяк дома, а рисовать пастелью мы будем в детском саду. Так возникла детская идея превращения в фотографов. Вместе с родителями дети выбирали и фотографировали предметы или объекты окружающего мира, которые вдохновили бы детей на дальнейшую творческую работу.

За организованным круглым столом дети рассказывали о выбранных предметах и объектах окружающего мира, о своем замысле творческой работы сверстникам и педагогам. Дети рассказывали не только, что они выбрали, какими признаками обладает выбранный объект или предмет, но и как они будут рисовать. Словарный запас обогащается лексикой, характеризующей объекты изображения, и происходит активизация названий средств изображения, способа выполнения. Так как фотографии дети приносили постепенно, по две – три фотографии в день, все дети принимали участие в обсуждении, думали, советовали, но первым выступающим был всегда автор фотографии. Приведу пример обсуждения темы «Одинокое дерево». Мы ездили к моей тете летом в деревню. По пути мы увидели одинокое дерево. Почему ты решил, что ему одиноко? Одно, большое, оно стояло в центре веселого луга. А почему луг веселый? Луг веселый, потому что на нем цветут цветы, летают бабочки. А вы подходили к дереву, если оно вас так заинтересовало? Мы подошли к дереву и услышали птиц. Они пели песенки. Я обрадовался, ведь у дерева есть такие хорошие друзья. Я хочу нарисовать это дерево. Как ты будешь его рисовать? На что оно похоже? Оно большое, толстое, ветки растут и тянутся к солнышку, а на ветках зеленые листики. Ещё хочу нарисовать птиц, веселых друзей дерева…Дети высказывают свои предположения, как они нарисовали бы дерево и предложили нарисовать солнышко»

В дальнейшем ребята превратились в художников и нарисовали пастелью свои шедевры. Получились очень разнообразные, яркие картины, и мы устроили творческую галерею.

Но у настоящих художников всегда берут интервью, и чтобы больше людей узнало о работах детей и о нашей творческой галереи, мы решили сделать стенгазету с фотографиями работ и комментариями детей о проделанной работе – «Эта удивительная пастель». У каждого художника группа журналистов (воспитатель и один ребенок, но дети каждый день менялись) брали интервью о создании уникальной картины: что впечатлило? Чем рисовал? Как рисовал? Все ли получилось, как было задумано? Какие картины еще понравились? Приведу несколько примеров из детских рассказов. «Мне очень понравилась рябина. Очень понравились ягоды и зеленые листья. Я нарисовала пастелью веточку рябины, сначала я нарисовала фон голубым и зеленым цветом, растушевала. Потом начала рисовать рябину. Листья у рябины похожи на перышки зеленые, а ягоды на бусинки. Смотрите, как красиво у меня получилось…» «Я нарисовала бабочку, зовут её Фея. У неё очень красивый получился наряд. Чуть-чуть не так как на фотографии, я сама придумала такие красивые крылышки. Вам нравится? Я сначала нарисовала голубым цветом, а потом синим, и растушевала цвета пальчиком. Получилась нарядная кофточка для бабочки. А юбочку я раскрасила желтым и оранжевым мелками, и растушевала пальчиком. Я ещё украсила юбочку большими круглыми точками. Моя бабочка летает на лугу, и поэтому фон я нарисовала зеленым и желтым…»

Завершилась наша работа презентацией проекта и чаепитием, на котором мы представили родителям нашу творческую галерею и стенгазету.

В процессе работы по проекту были созданы условия для достижения следующих целевых ориентиров:

• Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской, изобразительной деятельности, конструировании и др.

• Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми.

• Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.

• Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.

• Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.

• Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.

• Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.

• Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

• Проявляет ответственность за начатое дело.

• Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

• Открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания; положительно относится к обучению в школе.

• Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.).

Продукты детской деятельности:

Выставка творческих работ,

Стенгазета,

Презентация.

В своем выступлении мною рассмотрена только возможность рисования как средства развития педагогической компетенции детей дошкольного возраста, но не меньшие возможности дает любая другая продуктивная деятельность: конструирование, лепка, аппликация, художественный труд. Они усиливают мотивацию, обогащают содержание, способствуют развитию связности речи.

Литература:

1. Ледовских Н. К. Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста как коммуникативный повод для педагога //Детский сад: теория и практика. – 2013. – № 3. – С. 106 – 110

Публикации по теме:

Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста (2слайд) «Люди, научившиеся…наблюдениям.

Изобразительная деятельность как средство психологической коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста Изобразительная деятельность как средство психологической коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста По мнению А. И. Захарова,.

Изобразительная деятельность, как средство развития представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста Наиболее эффективное средство для развития представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста – изобразительная деятельность,.

Мнемотехнологии как средство формирования познавательной и коммуникативной компетенции обучающихся Мнемотехнологии, как средство формирования познавательной и коммуникативной компетенции обучающихся. Мнемотехника- в переводе с греческого.

Мульттерапия как средство формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста Сегодня как для педагогов, так и для родителей становится очевидным, что дошкольники все чаще сталкиваются с трудностями в отношениях с.

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей….

Изобразительная деятельность как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста Костанайская область, Узункольский район, «Ясли-сад «Сауле» Воспитатель: Бондарь Ольга Игоревна Статья Изобразительная деятельность, как.

Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста. Дети дошкольного возраста обладают.

Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста Внимание к развитию речи ребенка в дошкольном возрасте особенно важно, потому что в это время интенсивно растет мозг ребенка, и формируются.

Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста Внимание к развитию речи ребенка в дошкольном возрасте.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Изобразительная деятельность как средство развития коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста.
Опубликовано: 9 апреля 2018 в 20:00
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД