Наталия Бахтигареева
Изобразительная деятельность (лепка) для детей с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
Исключительно важное место в социальном развитии ребенка занимает дошкольное образование. Основная функция ДОУ – целенаправленная социализация личности ребенка. Под социализацией принято понимать развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах.
Как только ребёнок пришёл в детский сад, он - не пассивный объект социальной помощи, а развивающийся человек. Именно в детском возрасте человек наиболее открыт для постижения окружающей действительности.
Публикация «Изобразительная деятельность (лепка) для детей с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лепка. Все материалы по лепке
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Дети с отклонениями в развитии (ОНР, ЗПР и нарушение аутистического спектра) обучаются в нашем дошкольном учреждении в условиях интегрированного воспитания. Интеграция детей с нарушениями в развитии осуществляется с учетом индивидуальных особенностей и уровня развития ребенка.
Значительными возможностями для успешной адаптации детей с отклонениями в развитии в детском саду являются занятия в студии художественного творчества. Здесь дети учатся отражать свои впечатления в разнообразной изобразительной и игровой деятельности.
Художественное творчество позволяет ребенку «входить» в социальный мир в воображаемом плане. Включаясь в творческий процесс, дети не копируют воспринимаемые явления, а, пользуясь изобразительными средствами, показывают свое отношение к изображаемому, свое понимание жизни.
Особую роль в умственном и эстетическом развитии ребенка играют занятия лепкой. В конечном счете такие занятия способствуют формированию не только специфических качеств, т. е. необходимых только для этой и подобной деятельности, а общезначимых. Эти занятия при правильной их организации развивают умственные способности детей, расширяют художественный кругозор, формируют нравственные представления и содействуют формированию творческого отношения к окружающему миру.
В непосредственной образовательной деятельности по лепке мы используем соленое тесто и пластилин. Лепка очень полезна для развития воображения у детей, ловкости и подвижности маленьких пальчиков. Известно, что руки обладают памятью. То, к чему прикоснулся человек вспомнится быстрее, чем то что увидел.
Лепка занимает особе место в развитии ребенка. При соприкосновении с тестом или пластилином происходит массаж определенных точек на ладонях и пальцах ребенка, активизирующих работу клеток головного мозга, а вместе с этим развиваются речь и интеллект. При регулярных занятиях лепкой укрепляются мышцы рук ребенка, а также вырабатывается усидчивость и аккуратность. В процессе лепки у детей особенно ярко проявляется тактильная активность, которая напрямую связана с формированием фантазии. Психологи установили, что существует прямая связь между интеллектуальными способностями и развитием фантазии у ребенка. Таким образом на занятиях по лепке закладывается основа для умственного развития малыша.
Изобразительное искусство стимулирует в детях творческое начало. Лепка имеет некоторые особенности. Она в большей степени, в отличие от аппликации и рисования, совершенствует и развивает природное чувство осязания. Овладев некоторыми приемами лепки, ребенок может создать собственный образ, что позволяет ему быстрее научиться ориентироваться в пространстве. Вылепив из пластилина свои собственные игрушки, молчаливый малыш вдруг станет разговорчивым, а непоседливый шалун неожиданно затихает.
Исследователи детского изобразительного творчества (Е. И. Игнатьев, Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова и др.) отмечают детерминирующую связь между социальной действительностью, в которой живет ребенок, и его стремлением отображать эту действительность в рисовании, лепке, аппликации. «Детское изобразительное творчество, — писала Е. А. Флерина, — мы понимаем, как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных через слово, картинку и другие виды искусства».
Интегрированное (совместное) обучение детей с проблемами в развитии в нашем дошкольном учреждении позволяет повысить их социокультурную адаптацию: формирует положительное отношение к сверстникам, вырабатывает навыки адекватного социального поведения. По отношению же к нормально развивающимся детям интеграция способствует их гуманистическому воспитанию.
Подводя итог вышеизложенному можно с полным основанием сказать - лепка является одним из закрепляющих этапов в развитие речи и познавательных способностей у детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии (ОНР, ЗПР и нарушение аутистического спектра). По средствам занятий лепкой идет закрепление учебных процессов, отражение окружающего мира и выражение своего отношения к этому миру. Дети получают эстетическое и нравственное воспитание, психологическую подготовку к окружающей его действительности и становлению личности.
Список литературы
1. Мудрик, А. В. Социализация человека. / А. В. Мудрик. – М. : Академия, 2005. – 172 с. ;
2. Екжанова Е. А. Изобразительная деятельность в воспитании и обучении дошкольников с разным уровнем умственной недостаточности. — СПб. : Сотис, 2002.
3. Шабельникова Е. И., Каминская Е. А. «Поделки из пластилина».
4. Халезова Н. Б. и др. Лепка в детском саду : книга для воспитателя детского сада. М. : Просвещение, 1986.
5. Кушнир, Г. В. Особенности занятий по изобразительной деятельности с детьми с ЗПР // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2007. - № 2. - С. 23-24.