Изобразительная деятельность (лепка) для детей с ограниченными возможностями здоровья

Наталия Бахтигареева
Изобразительная деятельность (лепка) для детей с ограниченными возможностями здоровья

Исключительно важное место в социальном развитии ребенка занимает дошкольное образование. Основная функция ДОУ – целенаправленная социализация личности ребенка. Под социализацией принято понимать развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах.

Как только ребёнок пришёл в детский сад, он - не пассивный объект социальной помощи, а развивающийся человек. Именно в детском возрасте человек наиболее открыт для постижения окружающей действительности.

Дети с отклонениями в развитии (ОНР, ЗПР и нарушение аутистического спектра) обучаются в нашем дошкольном учреждении в условиях интегрированного воспитания. Интеграция детей с нарушениями в развитии осуществляется с учетом индивидуальных особенностей и уровня развития ребенка.

Значительными возможностями для успешной адаптации детей с отклонениями в развитии в детском саду являются занятия в студии художественного творчества. Здесь дети учатся отражать свои впечатления в разнообразной изобразительной и игровой деятельности.

Художественное творчество позволяет ребенку «входить» в социальный мир в воображаемом плане. Включаясь в творческий процесс, дети не копируют воспринимаемые явления, а, пользуясь изобразительными средствами, показывают свое отношение к изображаемому, свое понимание жизни.

Особую роль в умственном и эстетическом развитии ребенка играют занятия лепкой. В конечном счете такие занятия способствуют формированию не только специфических качеств, т. е. необходимых только для этой и подобной деятельности, а общезначимых. Эти занятия при правильной их организации развивают умственные способности детей, расширяют художественный кругозор, формируют нравственные представления и содействуют формированию творческого отношения к окружающему миру.

В непосредственной образовательной деятельности по лепке мы используем соленое тесто и пластилин. Лепка очень полезна для развития воображения у детей, ловкости и подвижности маленьких пальчиков. Известно, что руки обладают памятью. То, к чему прикоснулся человек вспомнится быстрее, чем то что увидел.

Лепка занимает особе место в развитии ребенка. При соприкосновении с тестом или пластилином происходит массаж определенных точек на ладонях и пальцах ребенка, активизирующих работу клеток головного мозга, а вместе с этим развиваются речь и интеллект. При регулярных занятиях лепкой укрепляются мышцы рук ребенка, а также вырабатывается усидчивость и аккуратность. В процессе лепки у детей особенно ярко проявляется тактильная активность, которая напрямую связана с формированием фантазии. Психологи установили, что существует прямая связь между интеллектуальными способностями и развитием фантазии у ребенка. Таким образом на занятиях по лепке закладывается основа для умственного развития малыша.

Изобразительное искусство стимулирует в детях творческое начало. Лепка имеет некоторые особенности. Она в большей степени, в отличие от аппликации и рисования, совершенствует и развивает природное чувство осязания. Овладев некоторыми приемами лепки, ребенок может создать собственный образ, что позволяет ему быстрее научиться ориентироваться в пространстве. Вылепив из пластилина свои собственные игрушки, молчаливый малыш вдруг станет разговорчивым, а непоседливый шалун неожиданно затихает.

Исследователи детского изобразительного творчества (Е. И. Игнатьев, Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова и др.) отмечают детерминирующую связь между социальной действительностью, в которой живет ребенок, и его стремлением отображать эту действительность в рисовании, лепке, аппликации. «Детское изобразительное творчество, — писала Е. А. Флерина, — мы понимаем, как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных через слово, картинку и другие виды искусства».

Интегрированное (совместное) обучение детейс проблемами в развитии в нашем дошкольном учреждении позволяет повысить их социокультурную адаптацию: формирует положительное отношение к сверстникам, вырабатывает навыки адекватного социального поведения. По отношению же к нормально развивающимся детям интеграция способствует их гуманистическому воспитанию.

Подводя итог вышеизложенному можно с полным основанием сказать - лепка является одним из закрепляющих этапов в развитие речи и познавательных способностей у детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии (ОНР, ЗПР и нарушение аутистического спектра). По средствам занятий лепкой идет закрепление учебных процессов, отражение окружающего мира и выражение своего отношения к этому миру. Дети получают эстетическое и нравственное воспитание, психологическую подготовку к окружающей его действительности и становлению личности.

Список литературы

1. Мудрик, А. В. Социализация человека. / А. В. Мудрик. – М.: Академия, 2005. – 172 с. ;

2. Екжанова Е. А. Изобразительная деятельность в воспитании и обучении дошкольников с разным уровнем умственной недостаточности. — СПб.: Сотис, 2002.

3. Шабельникова Е. И., Каминская Е. А. «Поделки из пластилина».

4. Халезова Н. Б. и др. Лепка в детском саду: книга для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1986.

5. Кушнир, Г. В. Особенности занятий по изобразительной деятельности с детьми с ЗПР // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2007. - № 2. - С. 23-24.

Публикации по теме:

Коррекционная работа в процессе формирования социальных представлений с использованием регионального компонента «Человек, утративший свои корни, потерян для общества» педагог В. Н. Сорока – Росинский [1] Социализация ребенка – явление многогранное,.

Презентация к исследовательской работе «Динозавры существуют!?» Современное образование нацелено на переориентацию образовательного процесса с методов, способствующих усвоению информации, на методы, нацеленные.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Изобразительная деятельность (лепка) для детей с ограниченными возможностями здоровья
Опубликовано: 10 февраля 2015 в 14:16
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 января. День детских изобретений

Очередной тематический день посвящен маленьким гениям, чьи изобретения мы применяем в повседневной жизни. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы увлечь ребенка изобретательством и вдохновить на...

17 января. День зимней одежды на МААМ

В период наступающих крещенских морозов особенно важно тепло одеваться и приучать к этому детей. На занятиях очередного тематического дня говорим с ребятами о том, во что одеваться, чтобы не простыть на...

Конспект занятия по аппликации в младшей группе «Шестигранная снежинка»
Программные задачи: Учить детей аккуратно наклеивать полоски бумаги на шестиугольную форму, составлять изображение снежинки из отдельных полосок длинные -...
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) на тему: «Автобус...
Цель: Закреплять знания детей о транспорте, его видах; передавать форму основных частей деталей их величину и расположения. Задачи: 1. Формировать у...
Тематический день «Международный день «Спасибо» прошел в младшей группе
Цель: познакомить детей с днём 11 января – Всемирным днем «Спасибо», закрепить правила вежливого общения детей со сверстниками и взрослыми. Задачи: -...