галина ростиславская
Изучение грамматики на уроках письма и развития речи в 5-ом классе коррекционной школы. Конспект урока «Состав слова»
Изучение грамматики в спецшколе отличается своей практической направленностью. На уроках письма и развития речи я учу детей строить речевые высказывания и пользоваться речью, как средством общения. Практическая направленность в обучении детей обусловлена тем, что умственно отсталым школьникам не доступны абстрактные понятия и тяжелы для понимания грамматические обобщения. На протяжении всего обучения умственно - отсталого ребенка, вплоть до 9-го класса, учитель на уроке должен использовать наглядный материал: демонстрационные таблицы, опорные таблицы, алгоритмы, игровые упражнения и тд. Определенную роль в практической направленности обучения выполняют задания стилистического характера, способствующие преодолению таких недостатков, как неточность употребления слов, нарушение порядка слов в предложении, стереотипность в выборе конструкций, повторение одних и тех же слов и тд. Наглядный материал, используемый на уроке, должен тщательно продумываться и не применяться в изобилии. Конкретный наглядный материал или игровые упражнения должны применяться на уроке на том этапе, на котором ребенок имеет "пробел" в восприятии изучаемого материала. За счет концентрического принципа размещения изучаемого материала, когда одна и та же тема изучается в течение нескольких лет, с постоянным наращиванием сведений, отработать этот материал возможно с опорой на наглядность, используемую на уроке.
Публикация «Изучение грамматики на уроках письма и развития речи в 5-ом классе коррекционной школы, Конспект урока „Состав слова“» размещена в разделах
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
Тема. Состав слова.
Цели:
обучающие- вырабатывать умения выделять графически все части слова;
коррекционные - развивать активный словарь путем упражнений на составление предложений, корригировать порядок слов в предложении при высказывании, формировать умения делить слова на слоги;
воспитательные - формировать умение общаться.
Оборудование:кукла Незнайка, атрибуты к игре "Помоги Незнайке", сигнальные карточки для словарной работы, шаблоны правописания букв для Минутки чистописания, картинки для составления предложений, цветные карандаши, карточки для индивидуальной работы, таблица "Части слова".
Конспект.
1. Оргмомент. Организация детей на урок. Представление гостя Незнайки, цели его визита (научиться правильно говорить и писать)
2. Словарная работа. При помощи сигнальных карточек показать количество слогов в словарных словах (болото, адрес, запад, веревка, верблюд, грамота, защита.)
3. Проверка изученного на основе домашнего задания. Чтение предложений с использованием словарных слов (ботинки, железо, до свидания). Незнайка обязательно участвует в уроке. Н-р, обращает внимание на лучшие предложения.
Учитель: Красивые предложения вы составили дома. Только Незнайка сомневается, что вы их составили сами, без помощи взрослых. Уж очень они хороши. Давайте докажем ему, что мы можем составлять такие красивые предложения. Вот смотри, Незнайка. У меня несколько картинок. Сейчас ребята покажут тебе как они могут составлять по ним предложения. Обращаясь к ребятам: Будьте внимательны. Хорошо рассмотрите картинку. Я вам буду задавать вопросы, а вы опираясь на картинку будете мне на них отвечать. Ответы должны быть полные - только тогда получатся красивые предложения.
- (Показываю картинку) Кого вы видите на картинке? (Я вижу девочку. Я вижу на картинке девочку.)
-Что делает девочка? (Сидит. Сидит на стуле. Девочка сидит на стуле).
-Почему девочка сидит на стуле, а не бегает? (У нее болит нога. У нее очень болит нога. Она сломала ногу. У нее перевязана нога, значит она поранила ногу.)
- А теперь составьте красивое предложение опираясь на то, что мы узнали о девочке. При этом девочке надо дать имя.
Ребята могут построить различные предложения. Задача учителя в это время не только отметить хорошо или плохо составлены предложения, но и корректировать все ошибки, допущенные ребятами во время проговаривания предложения. (Дина сидит на стуле, потому что она поранила ногу.)
Аналогичную работу проводим с другими картинками. Незнайка выбирает лучшие, удивляется, подбадривает ребят, предлагает записать на доске, в тетрадь и тд., всячески поощряет автора. Учитель также поощряет составителей предложений, в том числе и тех, кто "не дотянул" до финального предложения.
4. Проверка орфографической зоркости путем нахождения знакомых орфограмм в словах : девочка, болит, поранила, нога.
5. Минутка отдыха. Д/игра "Помоги Незнайке". (Так называемая "минутка отдыха", на самом деле предполагает в ненавязчивой игровой форме продолжить работу по формированию предложений, работу по развитию речи, работа по развитию фонематического слуха путем правильного произношения и написания окончаний слов).
Незнайка: Я тоже придумал предложения!
Учитель: Что же ты молчишь? Напиши их на доске, чтобы мы могли их прочитать.
Незнайка "пишет" предложения: Лиса живет в нора. Дима гулял в лес.
Учитель: Ай-яй-яй! Как же ты написал? Ребята, давайте прочитаем те предложения, которые написал Незнайка. - Читаем предложения.
Учитель: Тебе самому нравится?
Незнайка (гордо) : Да!
Учитель: Ребята, а вы как считаете? Все ли предложения красивы? Все ли слова в них на месте? Все ли слова звучат правильно? Все ли они правильно написаны?
Ребята: высказывают свое мнение. (Кто-то увидел, кто-то не заметил ошибок. Очень хороший прием, когда сами ребята исправляют своих товарищей в ходе обсуждения составленных, написанных предложений).
Учитель: Не переживай, Незнайка. Это дело поправимо. Ребята тебе помогут. Кто хочет помочь Незнайке? (Помощь оказывают с большим удовольствием).
6. Минутка чистописания. Я предлагаю научить Незнайку красиво писать. (Обыгрываю "минутку чистописания", предлагая индивидуальные карточки с Небольшим текстом, либо с теми предложениями, которые писал Незнайка, либо с прописями букв из предложений, которые писал Незнайка (вот эта буква у Незнайки не получилась.) Возможно, чтобы эту работу предложил сам Незнайка. - Научите писать красиво. -важно, чтобы работа проводилась по возможностям детей) Даю задание ребятам: Списать каллиграфическим почерком. Постараться.
На этом этапе, работая отдельно с каждым учеником, не забываю использовать куклу для поддержания интереса и стимула к работе.
7. Работа по составу слова. Анализируя предыдущий этап, выбирая красивые работы, поощряя их, предлагаю напомнить Незнайке те слова в которых он допустил ошибки.
- разбор слова на части.
- выделяем корень. - рассказываем, все,что знаем о корне.
- что такое приставка? Местоположение по отношению к корню? Какие приставки помним? (Меняем слово живет-проживет, заживет, выживет. или гулял -погулял,прогулял).Вспоминаем "работу"приставки.
- что такое суффикс? Местоположение по отношению к корню? Какие суффиксы помним? ( уменьшить : нора -норка, лес-лесок.) Вспоминаем "работу" суффикса.
- что такое окончание? Местоположение окончания в слове? Вспоминаем "работу" окончания. (дополнить с опорой на вопросы живет (где) в лес., в норк., в сад., на озер. и тд.)
На этом этапе удобно использовать таблицу "Части слова", как опорную для коррекции памяти.
Предлагаю игровое упражнение"нарисовать" слова. (Слова записаны на доске. Правая сторона закрыта листом белой бумаги) -напр., зубок, находка, дедушка, полет. Для этого: вспоминаем графическое изображение частей слова, уточняем, каким цветом будем обозначать каждую часть, выбираем карандаши, отмечаем, сравниваем, что под белым листом. В ходе сравнения ребята самостоятельно исправляют ошибки в неверном изображении частей слов. Обязательно совместно обговариваем успехи и ошибки. Привлекаем Незнайку к работам ребят.
8. задание. Предлагаю дома попробовать еще раз "нарисовать" слова тем, кто допустил ошибки. Тем же, кто справился с заданием предлагаю самим найти слова и "нарисовать"их. Такую домашнюю работу можно использовать, как работу над ошибками, предлагая ребенку "нарисовать" те слова, в которых он как правило делает ошибки.
9. Итог. По окончании предложить ребятам вспомнить, какую работу мы выполняли, с какой целью мы ее выполняли, напомнить о ней Незнайке. Отметить лучшие работы, ответы, пригласить Незнайку в гости.