К проблеме преодоления нарушения синтаксического строя речи у младших школьников с общим недоразвитием речи

Осадчева Карина
К проблеме преодоления нарушения синтаксического строя речи у младших школьников с общим недоразвитием речи

Организация обучения русскому языку в школе, содержание данного обучения предполагает огромную важность данного предмета в подготовке младших школьников, эффективному развитию их творческих, интеллектуальных и речевых способностей. Коммуникативная на-правленность образовательного процесса именно в начальной школе приобретает особую значимость, повышает уровень речевого общения учеников, развивает их межличностные отношения. У младших школьников с ОНР должно развиваться овладение разными видами синтаксических конструкций, которые в свою очередь предполагают развитие синтаксиче-ского строя речи.

Придя в школу, старший дошкольник должен иметь умения общаться при помощи связной речи, уметь в простейшем монологе описать окружающие предметы, рассказать о пережитых им событиях. С точки зрения грамматической и лексической оформленности монолог приступившего к учению первоклассника должен соответствовать литературной норме и быть правильно оформлен со стороны дикции, орфоэпии, интонации.

Дети в начальной школе с ОНР не могут реализовать данные задачи, которые связаны с оп-ределенными трудностями. Своеобразие речевой, познавательной, эмоционально-волевой деятельности у них требует особых подходов к их обучению, особых направлений в работе

Проблемой формирования синтаксического строя речи у младших школьников с общим не-доразвитием речи занимались Р. Е. Левина, Б. М. Гриншпун, Л. Ф. Спирова, Н. А. Никашина, Г. В. Чиркина, Н. С. Жукова, Т. Б. Филичева и др.

У учащихся младшего школьного возраста с ОНР отмечаются системные нарушения речи, отсутствие лексических и грамматических обобщений, лежащих в основе нормальной рече-вой деятельности. Опыт речевого общения у них оказывается недостаточным, что отрица-тельно сказывается на овладении речевыми навыками и изучении учебных дисциплин, школьной адаптации [1].

С целью выявления уровня сформированности синтаксического строя речи у младших школьников с общим недоразвитием речи было проведено экспериментальное исследование, в котором участвовало 10 учащихся 2 класса с ОНР.

Анализ результатов исследования показал, что у них более низкие возможности построения предложений. Это проявляется в неумении выбрать слова, необходимые для построения вы-сказываний, в неумении включить предложенное слово в текст высказывания, в употребле-нии элементов ситуативной речи. В построенных предложениях проявляется игнорирование морфемных частей заданного слова, отсутствие тонкой дифференциации смыслового значения слов, несформированность звуковой и слоговой структуры отдельных слов.

Младшие школьники с ОНР в продуктивной речи выражают простые суждения, включаю-щие объектные или обстоятельственные отношения. У большинства из них еще не достаточ-но сформирована структурная схема предложения, его синтаксическая модель, их затрудняет лексическое заполнение схемы предложений и в большей мере, чем подбор лексических средств, грамматическое оформление предложений. Они плохо владеют навыком словоизменения и не умеют использовать связующие слова.

Им доступны лишь те смысловые отношения, которые обозначают предметные связи, про-странственные, временные, причинные отношения, то есть те отношения, которые характе-ризуются наиболее конкретными и наглядными связями.

Учащиеся младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи затрудняются не только в употреблении целого ряда сложных предложений, но и в умении грамматически правильно оформлять те предложения, которыми они пользуются. Выражение союзной связи в сложноподчиненных предложениях не всегда соответствует общепринятым нормам и правилам построения этих предложений. Усвоение способов грамматического изменения слов сказывается и на общем грамматическом оформлении речи.

Следовательно, нарушения синтаксического строя речи у младших школьников с ОНР про-являются не только в существенном ограничении типов используемых высказываний, но и в отклонении процесса формирования синтаксических конструкций, в расстройстве синтаксических связей. Подобные нарушения существенно затрудняют процесс речевой коммуникации, отрицательно сказываются на формировании познавательной деятельности.

Чтение характеризуется замедленным темпом, частой заменой одного слова другим, носит угадывающий характер, невыразительно, отмечается недостаточно полное понимание про-читанного, пересказ неполный, неточный из-за неправильного осмысления отдельных слов и связи между ними. Уровень развития навыков чтения не отвечает программным требованиям.

В письменных работах у младших школьниковс ОНР отмечаются ошибки:

- смешение и замена букв;

- пропуски или замена предлогов;

- слияние предлогов с существительными и местоимениями;

- употребление падежных окончаний.

Знание детьми правил носит поверхностный, неустойчивый характер. Уровень умений их применять и переноса в новые ситуации крайне низок.Допускают орфографические ошибки на:

- искажение букв и слов;

- пропуски, письмо лишних букв и слов;

- слитное написание предлогов и раздельное написание приставок;

- ошибки на безударные гласные, проверяемые ударением;

- неверное оформление предложений;

- большая буква в именах собственных;

- написание раздельного мягкого знака;

- ошибки на «жи – ши», «ча – ща», «чу – щу».

В устной речи отмечаются следующие недостатки:

- словарь используется неадекватно, не улавливают изменение значений, не знают смысл отдельных слов;

- предложения мало распространены;

- грамматический строй сформирован недостаточно.

У них наблюдается низкий уровень самоконтроля, пониженная наблюдательность, недоста-точная сфомированность умения самостоятельно организовать свою деятельность для вы-полнения учебной задачи.

Таким образом, анализ результатов экспериментального исследования показал, что у 50% младших школьников с ОНР – низкий уровень развития синтаксического строя речи, 33% – средний уровень, 17% – низкий уровень.

Следовательно, результаты проведенной диагностики свидетельствуют о необходимости проведения специальной коррекционно -логопедической работы по формированию синтак-сического строя речи у младших школьников с ОНР.

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Активизация лексического строя речи у детей (из опыта работы)Активизация лексического строя речи у детей (из опыта работы) В логопедической практике для привлечения внимания детей, повышения их заинтересованности и улучшения качества коррекционного процесса используются.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Консультация «Тяжелые нарушения речи детей дошкольного возраста» Какие общие и специфические задачи воспитания и обучения детей с нарушениями речи? Исследование закономерностей специального обучения и.

Коррекция темпоритмической организации речи у младших школьников Механизмы голосоречеобразования тесно связаны со способностью человека к восприятию и воспроизведению звуков, различных ритмических и интонационных.

Мастер-класс для родителей детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи «Домашняя игротека» (часть I) часть 2 Авторы-составители: руководитель детского сада Михеева Наталья Борисовна, методист Едокова Оксана Владимировна, учитель-логопед.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

Презентация «Развитие речи у старших дошкольников и младших школьников в игровой форме «Доброта в мире животных» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю презентацию, которая входит в серию пособий для развития речи и пополнения словарного.

Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла»Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла» Развлечение "Вот и осень пришла" Цель: Создание положительного эмоционального отношения детей к развлечениям и праздникам. Преодоления.

Занятие «Путешествие на остров Чунга-Чанга» в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи 6– 7 лет Задачи: 1. Развитие психических процессов, активизация мыслительной деятельности, развитие творческого воображения, чувственного восприятия;.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
К проблеме преодоления нарушения синтаксического строя речи у младших школьников с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 15 марта 2020 в 14:30
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 мая. День защиты природы от мусора на МААМ

Важной экологической теме посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы объяснить детям, что такое мусор, как он вредит нашей планете и...

12 мая. День будущих врачей на МААМ

12 мая вот уже почти шестьдесят лет отмечается Международный день медицинской сестры. Предлагаем воспользоваться этим поводом для того, чтобы посвятить тематический день основным медицинским профессиям....


Горячие темочки