Лучший педагог года

К вопросу о развитии физических качеств у детей 5–6 лет

Валентина В
К вопросу о развитии физических качеств у детей 5–6 лет

Среди многих факторов, оказывающих влияние на развитие ребенка дошкольного возраста (социальных, культурных, гигиенических и др., физическая культура занимает одно из важных мест. Она выполняет уникальную роль комплексного развития всех аспектов целостной личности (психического, физического, интеллектуального, эстетического, нравственного, постепенно подготавливая ребенка к включению во все усложняющиеся системы социальных отношений [8].

Публикация «К вопросу о развитии физических качеств у детей 5–6 лет» размещена в разделах

В настоящее время проблема сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей выдвигается в число приоритетных. Об этом свидетельствует и Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в котором отмечается необходимость «формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств…» [6]. Как показал анализ образовательной области «Физическое развитие», сегодня рекомендуется особое внимание уделять «развитию таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений…» [6].

Следовательно, оптимальное развитие физических качеств является одной из основных задач физического воспитания детей в дошкольной образовательной организации.

Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Поэтому крайне важно правильно организовать деятельность детей по развитию двигательных умений и навыков, по развитию физических качеств именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечит в дальнейшем полноценное физическое развитие.

Физические качества, как отмечает Э. Я. Степаненкова – это совокупность свойств организма, обеспечивающих ему возможность осуществлять активную двигательную деятельность [3]. В дошкольном возрасте они формируются и развиваются в разных видах двигательной деятельности. Наилучшие условия для развития устанавливаются в том случае, если величина физических нагрузок соответствует функциональным возможностям растущего организма ребенка каждого возрастного периода.

Ссылаясь на мнение ученых Н. Н. Кожухова отмечает, что развитие физических качеств и формирование двигательных умений и навыков подчинены следующим закономерностям:

- уровень развития физических качеств обуславливает способность ребенка осваивать новые упражнения, умения, навыки,

- двигательный опыт ребенка, уровень усвоения двигательных умений и навыков обеспечивают развитие физических качеств» [5].

По мнению Г. В. Ильиной, основными средствами развития физических качеств должны стать физические упражнения и подвижные игры, сочетание различных форм физкультурной деятельности с познавательной, музыкальной, художественно-эстетической деятельностью [2].

Показателями успешности работы по развитию силы, ловкости, выносливости, гибкости, быстроты являются: жизнерадостное, активное, эмоционально-положительное состояние ребенка, его успешное развитие в дошкольной организации.

Целенаправленное педагогическое воздействие на развитие какого-либо физического качества у детей дошкольного возраста оказывает влияние и на другие качества. Исследователи отмечают, что у детей в силу их возрастных особенностей по преимуществу развиваются быстрота и ловкость. Такие качества, как сила, выносливость, гибкость, имеют относительный характер и развиваются в связи с физическим развитием ребенка и усложнением его двигательной деятельности [4].

Рассматривая быстроту, исследователи характеризуют ее как способность выполнять двигательные действия в минимальный промежуток времени. Развитие быстроты влияет на подвижность нервных процессов, формирование пространственных, временных и глазомерных оценок, позволяет ребенку ориентироваться в изменяющихся условиях окружающей обстановки [3]. Наибольшие темпы прироста быстроты отмечают у детей обоего пола в возрасте от 4 до 5 лет. Этот возраст следует считать сенситивным для развития данного физического качества [7].

Для развития быстроты Н. Н. Кожухова предлагает использовать упражнения выполняемые с ускорением, на скорость, с изменением темпа; скоростно-силовые упражнения; упражнения в размахивании, кружении, бросании и толкании легких предметов. Также автор рекомендует использовать бег из усложненных стартовых положений (сидя, стоя на одном колене, сидя на корточках, положения стоя спиной к основному направлению, положения лежа на животе или спине, подвижные игры, в которых подача определенного сигнала или игровая ситуация побуждают ребенка изменить скорость движения [5].

Характеризуя ловкость, Э. Я. Степаненкова отмечает, что ученые В. С. Фарфель, Л. П. Матвеев, Л. Б. Кофман и др. определяют ее как способность быстро овладевать новыми движениями, иначе – способностью быстро обучаться, быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки [3].

Как считает С. О. Филиппова, развитие ловкости протекает на протяжении первых 7 лет жизни детей чрезвычайно активно. В структуре основных двигательных способностей у детей 3-6 летнего возраста ловкость составляет 52-57% [7]. «Развиваема и упражняема ловкость у всех, но не всякий вид ловкости — в одинаковой мере у каждого человека. Одному человеку, легче удается развить в себе телесную ловкость, другой лучше приспособлен к развитию ручной ловкости. Ловкость накапливается с двигательным опытом», отмечает Н. А. Бернштейн [1].

Развитию ловкости у детей дошкольного возраста способствуют:

- многообразные физические упражнения в основных движениях;

- выполнение упражнений в изменяющихся условиях;

- систематическое разучивание с детьми новых упражнений;

- общеразвивающие упражнения, особенно с предметами;

- применение необычных исходных положений.

Как считают специалисты, ловкость необходима при выполнении всех основных движений, в подвижных играх, спортивных упражнениях. Она соединяет в себе многие двигательные качества.

Развивая ловкость, быстроту у детей 5-6 лет в условиях дошкольной образовательной организации необходимо учитывать эмоциональное отношение ребенка к предлагаемым двигательным заданиям, поддерживающее любознательность и творчество [2]. Воздействуя на одно из качеств, мы будем развивать и другие качества – физические и личностные.

Литература

1. Бернштейн, Н. А. О ловкости и ее развитии / Н. А. Бернштейн. - М. : Физкультура и спорт, 1991. – 209 с.

2. Ильина, Г. В. Развитие физических качеств дошкольников в непрерывном образовании : учеб. -метод. пособие / Г. В. Ильина, М. В. Овчинникова. – Магнитогорск : МаГУ, 2011. – 80 с.

3. Степаненкова, Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка : учеб. пособие / Э. Я. Степаненкова. – М. : Академия, 2001. – 368 с.

4. Кенеман, А. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: учебник / А. В. Кенеман, Д. В. Хухлаева. – М. : Просвещение, 1985. - 272 с.

5. Кожухова, Н. Н. Методика физического воспитания и развития ребенка : учебное пособие / Н. Н. Кожухова, А. А. Рыжкова, М. М. Борисова / под ред. С. А. Козловой. - М. : Академия, 2008. - 352 с.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 г. N 1155.

7. Филиппова, С. О. Физическое воспитание и развитие дошкольников : учебное пособие / С. О. Филиппова, Т. В. Волосникова, О. А. Каминский и др. / ; под ред. С. О. Филипповой. — М. : Академия, 2007. — 224 с.

8. Шебеко, В. Н. Формирование личности ребенка дошкольного возраста средствами физической культуры : автореф. дис. … докт. педаг. наук : 13.00.02 / В. Н. Шебеко. – М., 2011. - 53 с.

Публикации по теме:

Воспитание физических качеств дошкольников во взаимодействии детского сада и семьи Физическое развитие – процесс формирования и последующего изменения на протяжении индивидуальной жизни естественных морфофункциональных.

Консультация «Формирование физических качеств» Формирование физических качеств является одной из основных сторон физического воспитания. Уровень развития физических качеств определяет.

Отчет по самообразованию за 2016–2017 год «Развитие физических качеств детей раннего возраста по средствам подвижных игр» Моей темой по самообразованию является "Развитие физических качеств детей раннего возраста по средствам подвижных игр". Как известно игра.

Проект по развитию физических качеств детей посредством физического воспитания с использованием русского фольклора Проект развитие физических качеств детей посредством физического воспитания используя русский фольклор «Я не боюсь ещё и ещё раз повторять:.

Проект «Развитие физических качеств у детей» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ инструктора по физическому воспитанию Салдимировой Марины Геральдовны по теме: «Развитие физических качеств у детей.

Программа: Использование элементов синхронного плавания в развитии физических способностей детей 5–7 лет .

Развитие физических качеств у дошкольников Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей является одной из основных задач дошкольного образования. Дошкольное.

Упражнения для формирования физических качеств Упражнение способны формировать физические качества. «Кто скорее» Эта игра-эстафета включает преодоление различных препятствий, знакомых.

Выступление на педсовете с темой: «Развитие физических качеств детей средствами народных игр (старшая группа)» Шабалина Л. К. Развитие физических качеств детей старшего дошкольного возраста средствами народных игр Народные игры имеют широкий спектр воздействия.

Выступление Шабалиной Л. К. на педсовете с темой: «Развитие физических качеств детей старшей группы» МБДОУ №19 г. Городец Развитие физических качеств детей старшего дошкольного возраста как одна из задач по физическому развитию дошкольников Физическое развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
К вопросу о развитии физических качеств у детей 5–6 лет
Опубликовано: 13 октября 2017 в 18:25
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД