Папки-передвижки

К вопросу о развитии логического мышления

Ирина Французова
К вопросу о развитии логического мышления

К вопросу о развитии логического мышления

Математические способности относятся к группе так называемых специальных способностей (как и музыкальные, изобразительные и др.). Для их проявления и дальнейшего развития требуются усвоение определенного запаса знаний и наличие определенных умений, в том числе и умения применять имеющиеся знания в мыслительной деятельности.

Публикация «К вопросу о развитии логического мышления» размещена в разделах

Для развития логического мышления важно избирательное восприятие специфических характеристик внешнего мира: формы, размера, пространственного расположения и количественных характеристик объектов. Очевидно, что из этих характеристик быстрее и легче всего воспринимаются сенсорикой форма, размер и пространственное расположение. А для адекватного выделения и восприятия ребенком количественных характеристик требуется специальное обучение.

Рассмотрим возможности активного включения в процесс математического развития ребенка дошкольного возраста различных приемов умственных действий на математическом материале.

Сериация— построение упорядоченных, возрастающих или убывающих рядов. Классический промер сериации: матрешки, пирамидки, вкладные мисочки и т. д.

Анализ — выделение свойств объекта, выделение объекта из группы или выделение группы объектов по определенному признаку.

Например, задан признак: кислый. Сначала у каждого объекта множества проверяется наличие или отсутствие этого признака, в затем они выделяются и объединяются в группу по признаку «кислые».

Синтез — соединение различных элементов (признаков, свойств) в единое целое. В психологии анализ я синтез рассматриваются как взаимодополняющие друг друга процессы (анализ осуществляется через синтез, а синтез — через анализ).

Деятельность, активно формирующая синтез в дошкольном возрасте, — это конструирование. Сначала это деятельность чисто синтетическая с образцом процесса выполнения по типу «делай, как я». На первых порах ребенок учится воспроизводить объект, повторяя за педагогом весь процесс

конструирования, затем — повторяя процесс построения по памяти, и, наконец, переходит к третьему этапу: самостоятельное восстановление способа построения уже готового объекта. (Задания вида «Сделай такой же»)-Четвертый этап заданий такого рода— это уже творческое задание: построй высокий дом, построй гараж для этой машины, сложи петуха (задания даются без образца, ребёнок работает по представлению, но должен придерживаться заданных параметров — гараж именно для этой машины).

Сравнение — логический прием, требующий выявления сходства и различия между признаками объекта (предмета, явления, группы предметов).

Сравнение требует умения выделять одни признаки объекта и абстрагироваться от других.

Классификация — разделение множества на группы по какому-либо признаку, который называют основанием классификации. Основание для классификации может быть задано, но может в не указываться (этот вариант чаще используется со старшими детьми, так как требует умения анализировать, сравнивать и обобщать). Следует учитывать, что при классификации каждый объект должен входить в одно и только в одно подмножество.

Таким образом, формирование у детей способности самостоятельно делать обобщения является крайне важным с общеразвивающей точки зрения. В связи с изменениями в содержании и методике обучения математике в начальной школе, которые ставят своей целью развивать у учащихся способности к эмпирическому, а в перспективе и теоретическому обобщению, важно уже в детском саду обучать детей различным приемам моделирующей деятельности с помощью вещественной, схематической и символической наглядности, учить ребенка сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать результаты своей деятельности.

Литература

1. Белошистая А. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. - М. ,2003.- С. 279.

2. Истомина Н. Б. методика обучения математике в начальных классах. - М., 2000.- С. 166.

3. Путляева Л. О развитии мышления// Дошкольное воспитание. - 2006.- № 5.- С. 35-38.

4. Соловьёва Е. Игры-занятия по формированию элементарных математических представлений//Ребёнок в детском саду. – 2002. - №2. – С. 32.

5. Шапарь В. Б. Новейший психологический словарь/Под общей ред. В. Б. Шапаря. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – С. 295.

Публикации по теме:

Развитие логического мышления с помощью загадок Одной из основных задач ДОУ является развитие интеллектуально – ценностных способностей детей, как предпосылка к начальному образованию.

Развитие логического мышления в игровой деятельности дошкольника Даже от самого жаркого огня в камине знаний останется всего только горстка холодной золы, если рядом не будет заботливых рук истопника-педагога.

К вопросу о художественно-творческом развитии детей дошкольного возраста как объекте педагогического проектирования Стрижакова Наталия Андреевна г. Армавир МБДОУ №20 воспитатель Именно творческая деятельность человека делает его существом обращенным к.

Консультация для родителей «Развитие у старшего дошкольника логического мышления». Очень важно на протяжения дошкольного возраста сформировать у ребёнка умение правильно думать, анализировать, рассуждать. Известно, что.

Консультация для родителей «Развитие внимания, памяти, логического мышления» Консультация для родителей. Развитие внимания,памяти,логического мышления. Роль памяти в развитии ребёнка огромна. Усвоение знаний об окружающем.

Подготовка к школе. Развитие словесно-логического мышления В помощь родителям: игровые упражнения и вопросы для развития речи у детей при подготовке к школе. При поступлении в первый класс многие.

Развитие логического мышления с помощью счётных палочек В последнее время педагоги и воспитатели все чаще отмечают у детей проблемы с построением логичных рассуждений, трудностями в анализе предметов.

Статья «К вопросу развития мышления младших школьников на уроках математики» Одна из основных задач современной школы - помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность,.

Тема: Развитие логического мышления у детей старшей группы Ведущая образовательная область: познавательная Цель: создать условия для закрепления порядкового счета до 10. Задачи: Образовательная:.

Занятие на развитие логического мышления. Подготовительная группа Цель: Продолжать обучать детей классифицировать понятия по разным основаниям, отображать признаки понятий с помощью условных обозначений,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
К вопросу о развитии логического мышления
Опубликовано: 1 января 2017 в 12:57
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД