Папки-передвижки

К вопросу эффективности экологического образования детей дошкольного возраста

Марина Апаназова
К вопросу эффективности экологического образования детей дошкольного возраста

К вопросу эффективности экологического образования детей дошкольного возраста

Апаназова М. Н., педагог – психолог МБДОУ № 236

«Детский сад комбинированного вида» г. Кемерово

Скалон Т. А., ПДО МБДОУ № 236

«Детский сад комбинированного вида» г. Кемерово

В статье представлен материал из опыта работы МБДОУ № 236 по расширению знаний и приобретению опыта педагогов ДОУ в вопросах экологического воспитания дошкольников.

Публикация «К вопросу эффективности экологического образования детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Ключевые слова: эффективность, экологическое образование

Необходимость экологического воспитания дошкольников в настоящее время не вызывает сомнения. Однако эффективность данного процесса зависит от многих составляющих: знания возрастных особенностей детей дошкольного возраста, методов и приемов, используемых для формирования экологических представлений.

Огромное значение в развитии личности ребенка, его социализации, как указывают специалисты, имеет познавательно-исследовательская деятельность. В основе этой деятельности лежит детская любознательность. Со временем любознательность превращается в познавательную потребность – главный мотив исследовательского поведения [5]. Это поведение является универсальной характеристикой человеческой деятельности, пронизывающее другие виды деятельности. В результате познавательно-исследовательской деятельности ребенок дошкольного возраста приобретает знания об окружающем мире самостоятельно или под руководством взрослого. Неудовлетворенная потребность в исследовательском поведении, как указывают психологи, может стать причиной пассивного отношения к себе, другим и к окружающему миру. Нереализованная исследовательская активность ребенка может найти выход в деструктивном поведении. Поэтому важнейшей задачей педагогов детских дошкольных учреждений является удовлетворение детской потребности в познании окружающего мира. Замечательным ресурсом в этом отношении является экологическое воспитание дошкольников. На этапе дошкольного детства ребенок должен получать первые представления о природе и ее взаимосвязях. В результате чего у детей начинают формироваться первоосновы экологической культуры [2].

Другой важной составляющей эффективности экологического воспитания дошкольников является наличие программы. В настоящее время разработаны различные программы по экологическому воспитанию дошкольников отдельными авторами и целыми коллективами. Поэтому педагоги детских учреждений могут выбирать исходя из региона, места нахождения детского сада и индивидуальных возможностей.

Зимний сад нашего дошкольного учреждения обуславливает наличие основного компонента экологоразвивающей среды, которая является ведущим методом экологического воспитания. Поэтому на основе программы «Юный эколог» С. Н. Николаевой [3] мы разработали свой вариант программы по экологическому воспитанию дошкольников, где материал был конкретизирован для каждой возрастной группы [6]. Не менее важным являются разработки занятий. Поэтому нами были разработаны полные конспекты занятий для средней, старшей и подготовительной группы [6,7,8]. В связи с психофизическими особенностями детей дошкольного возраста занятия построены на основе комплексного подхода, предполагающего взаимосвязь занятий по экологии и игровой, изобразительной деятельности, музыки, литературы, физкультурными упражнениями.

Обучение детей на занятиях осуществляется разными методами: наблюдение, моделирование, игровая и исследовательская деятельность. Исследовательской деятельности как методу отводится значительное место. Дети экспериментируют с воздухом, песком, камнями, рассматривают в лупы, микроскоп, бинокуляр отдельные объекты природы.

Для активизации творческого потенциала, развития воображения детей используется разнообразная продуктивная деятельность. Все это позволяет поддерживать постоянный интерес детей к занятиям по экологии.

Очень важен обмен опытом у педагогов, занимающимся экологическим образованием дошкольников. Поэтому важны методические объединения, позволяющие обогащать опыт педагогов, занимающихся экологическим воспитанием. На открытых мероприятиях: практические занятия, семинары, конкурсы, викторины, развлечения, мастер-класс, - всегда можно было увидеть новые способы и приемы обучения. На базе нашего детского сада 7 лет действовали две опорно-методические площадки: по экологическому воспитанию и исследовательской деятельности дошкольников. По результатам деятельности были отобраны лучшие методические разработки педагогов ДОУ и опубликовано пособие в редакции Научного методического центра г. Кемерово в 2017 году [4].

Достаточно значимым в эффективности экологического воспитания является сотрудничество педагогов детского учреждения: эколога, психолога, воспитателей групп, музыкального работника, инструктора по физической культуре и др. Наиболее тесное сотрудничество в нашем детском саду происходит между экологом и психологом. В своей деятельности психолог основывается на специфические методы, разработанные С. Д. Дерябо и В. А. Ясвиным [9], которые выделяют три группы методов направленные на формирование:

элементарных экологических представлений у дошкольников;

навыков правильного взаимодействия дошкольников с природными объектами;

эмоционально положительного отношения к миру природы.

Воспитание чувств ребенка является важнейшей задачей педагогов дошкольного учреждения. От того, с какими эмоциями будут усваиваться новые знания, решающим образом будет зависеть отношение ребенка к окружающему миру. Кто, как не взрослый, поможет ребенку увидеть всю гамму чувств в отражении окружающего мира.

Об эффективности экологического воспитания могут свидетельствовать следующие показатели:

- задают ли дети вопросы и делятся своими впечатлениями на занятиях;

- радуются предстоящему занятию и спрашивают, когда будет следующее, будут ли занятия по экологии в школе;

- делятся впечатлениями и знаниями с родителями;

- интерес и участие родителей в различных мероприятиях экологической направленности;

- проявляют сопереживание, заботливое отношение к животным и растениям в природе и дома;

- положительные отзывы при анкетировании родителей.

Таким образом, экологическое воспитание – это многогранный процесс,

зависящий от различных составляющих.

Литература

1. Апаназова М. Н. Познавательно-исследовательская деятельность как сквозной механизм в познавательном развитии дошкольников [Текст] / М. Н. Апаназова // Сборник методических материалов по формированию экологической культуры у дошкольников. – Кемерово : МДОУ ДПО «Научно-методический цент», 2017. – 104 с.

2. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей [Текст] / С. Н. Николаева. – М. : AKADEMA, 2002. – 270 с.

3. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников [Текст] / С. Н. Николаева. – М. : AKADEMA, 2001. – 208 с.

4. Сборник методических материалов по формированию экологической культуры у дошкольников. [Текст] / под общ. ред. Н. М. Игнатьевой. – Кемерово : МДОУ ДПО «Научно-методический цент», 2017. – 104 с.

5. Сиротюк А. Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам [Текст] / А. Л. Сиротюк. – М. :ТЦ Сфера, 2002. – 128 с.

6. Скалон Т. А. Экология для детей дошкольного возраста [Текст] / Т. А. Скалон. – Кемерово : Изд-во КРИПК и ПРО, 2008. – 152 с.

7. Скалон Т. А. Экология для детей старшей группы детского сада [Текст] / Т. А. Скалон, Н. М. Игнатьева. – Кемерово : Изд-во КРИПК и ПРО, 2011. – 156 с. 8. Скалон Т. А. Экология для детей средней группы детского сада [Текст] / Т. А. Скалон, Н. М. Игнатьева. – Кемерово : Изд-во КРИПК и ПРО, 2010. – 104 с.

9. Черезова Л. Б. Проблемы дошкольного экологического образования с точки зрения психологии [Текст] / Л. Б. Черезова // Психолог в детском саду. – 2012. - №4. – С. 117-122.

Публикации по теме:

«Актуальность экологического воспитания детей дошкольного возраста». Опыт работы Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития.

Формирование экологического образования детей через проекты и акции по датам экологического календаря Экологическое воспитание - систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие у дошкольников экологической культуры.

Консультация «К вопросу о развитии чувства ритма у детей дошкольного возраста» Губарева Ольга Евгеньевна, Музыкальный руководитель, МБДОУ детский сад №10, Город Кострома. Тема «К вопросу о развитии чувства ритма у.

Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания Доклад на районном семинаре на тему: «Исследовательские работы и творческие проекты по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста».

Фотоотчет «Применение макетов для экологического воспитания детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Применение макетов для экологического воспитания детей дошкольного возраста» Для экологического воспитания детей дошкольного возраста используются различные методы и средства. Известным педагогом Николаевой Н. С. рекомендуется.

Интеграция экологического воспитания через новую модель дошкольного образования [Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 10 «Ивушка».

К вопросу о формировании речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста Необходимо заметить что, воспитание подрастающего ребенка, как развитой личности является одной из самых важных задач в сегодняшнее время.

Проектирование программы дошкольного образования для детей старшего дошкольного возраста Тема: Проектирование программы дошкольного образования для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Формирование социальной компетентности.

Средства и методы экологического образования и воспитания детей дошкольного возраста Дерево, трава, цветок и птица Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни! В. Берестов Каждый из.

Значение экологической деятельности в развитии экологического сознания у детей дошкольного возраста Человек и природа… Творчество философов, поэтов и художников у всех народов и во все времена было посвящено этой теме. В наши дни данная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
К вопросу эффективности экологического образования детей дошкольного возраста
Опубликовано: 9 января 2019 в 10:08
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД