Папки-передвижки

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии «Как человек использует свойства дерева»

Людмила Иванова
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии «Как человек использует свойства дерева»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по экологии «Как человек использует свойства дерева»

для детей подготовительной группы

Цели:

• закрепление знаний детей о свойствах дерева;

Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии „Как человек использует свойства дерева“» размещена в разделах

• формирование представления о том, как человек использует свойства дерева в своих целях.

Предварительная работа:

• организация выставки народных промыслов России (хохлома, городецкая роспись, игрушки, резьба по дереву и др.);

• проведение экскурсии с детьми по городу с целью рассматривания деревянных домов, элементов их украшений;

• повторение уже изученных свойств дерева (не тонет, горит, прочное, может быть гладким или шершавым, издает звонкий звук, имеет запах и цвет).

Оборудование: дидактические игры «Данетка на загаданное слово»; «Хорошо — плохо»; «Письмо Лесника»; аудиозаписи и аудиоаппаратура.

ЗАГАДКИ

Склеите корабль, солдата,

Паровоз, машину, шпагу.

А поможет вам, ребята,

Разноцветная…

( Ответ: бумага.)

Я белая, как снег, Дружу с карандашом,

Где он пройдет, Там заметку кладет.

( Ответ: бумага.)

Ход деятельности:

Педагог:

Ребята, в выходные дни во время прогулки по лесу мне встретился Лесник. Он передал для вас письмо. Давайте прочитаем его. (Читает «Письмо Лесника».)

«Здравствуйте, дорогие ребята! Давно вы не навещали меня, давно в лес не приходили. Соскучились по вам лесные жители и просили меня загадать вам загадку:

Нам в дождь и зной поможет друг,

Зеленый и хороший.

Протянет нам десятки рук

И тысячи ладошек.

О чем эта загадка?»

Дети:

О дереве.

Педагог:

Совершенно верно. (На экране появляется изображение дерева.) Как вы думаете, дерево живое или нет?

Дети:

Живое.

Педагог:

Почему вы так думаете?

Дети:

Оно дышит, питается, растет, размножается.

Педагог:

Правильно. Вы помните, что мы с вами делали на прошлом занятии?

Дети:

Проводили опыты с деревом.

Педагог:

Давайте вспомним и перечислим свойства дерева.

(Дети перечисляют свойства дерева.)

Педагог:

А сейчас мы поиграем в игру. Я загадаю слово, а вы отгадайте его.

(Педагог загадывает слово «шкаф». Дети по алгоритму игры «Да — нет» отгадывают его (ОТСМ-ТРИЗ).)

Педагог:

Из чего сделан шкаф?

Дети:

Из дерева.

Педагог: Почему для изготовления шкафа человек выбрал именно дерево?

Дети: Оно твердое, прочное.

Педагог: Что еще делают из дерева, учитывая его прочность?

Дети: Стол, стулья, диван, дома.

Педагог: А чем деревянные дома лучше каменных?

Дети: Они теплые.

Педагог: Верно. Однако деревянные дома имеют одно не очень хорошее свойство. Вы знаете, какое?

Дети: Деревянные дома легко загораются и быстро горят.

Педагог: Да, увы, это так. Мы с вами видели на прошлом занятии, как горит дерево. Давайте продолжим игру.

(Педагог загадывает слово «лодка». Дети по алгоритму отгадывают его.)

Педагог: Лодка тоже деревянная. Как вы думаете, почему лодку делают из дерева?

Дети: Потому что дерево не тонет, оно легче камня или железа. А лодка нужна, чтобы плавать по воде.

Педагог: Правильно. Отгадайте следующее слово.

(Педагог загадывает слово «матрешка». Дети по алгоритму отгадывают его.)

Педагог: Какое свойство дерева использовано при изготовлении матрешки? Опишите матрешку. Какая она?

Дети: Твердая, прочная, гладкая.

Педагог: Почему матрешка должна быть гладкой?

Дети: Потому что это игрушка, в нее играют дети. Матрешки делают гладкими, чтобы дети не всадили занозы. А еще для того, чтобы их было легче расписывать.

Педагог: Какие еще деревянные предметы должны быть гладкими?

Дети: Игрушки, мебель, деревянная посуда.

Педагог: Посмотрите на эти предметы и потрогайте их.

(Дети трогают предметы из дерева.)

Педагог: Действительно, игрушки и посуда из дерева гладкие, а сверху покрыты лаком. Посуда из дерева очень удобная в применении, она не бьется. Давайте продолжим игру.

(Педагог загадывает следующее слово — «скрипка». Дети по алгоритму отгадывают его.)

Педагог: Почему скрипки делают из дерева?

Дети: Дерево может издавать звук.

Педагог: Какие еще музыкальные инструменты, сделанные из дерева, вы знаете?

Дети: Ложки, гитара, маракасы, трещотки, гусли.

Педагог: Давайте попробуем поиграть на ложках.

(Звучит русская народная песня «Ах вы, сени, мои сени». Дети имитируют игру на ложках.)

Педагог: Так что же хорошего в деревянных предметах?

Дети: Они прочные, гладкие и не тонут.

Педагог: А что плохого?

Дети: Они легко загораются и быстро горят.

Педагог: Правильно, поэтому дерево часто заменяют другими материалами. Скажите, как человек использует свойства дерева?

Дети: Из дерева строят дома, лодки, изготавливают музыкальные инструменты, посуду, мебель.

Педагог: Все верно, поэтому роль дерева так велика в жизни человека.

Приложение 2

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии «Лес — наше богатство» для детей подготовительной группы

Цель: формирование у детей представлений о значении леса в жизни человека (в оздоровительном, эстетическом, хозяйственном аспектах).

Задачи:

• систематизация представлений воспитанников о лесе как об экосистеме;

• объяснение причин исчезновения лесов (обращение внимания детей на экологически неграмотное поведение в лесу);

• воспитание бережного отношения к лесу;

• совершенствование речи, развитие фантазии, изобретательности.

Оборудование: глобус; картинки с изображениями лиственного, хвойного и смешанного лесов, разных пород деревьев; схема к системному оператору «Дерево» (ОТСМ-ТРИЗ); листы бумаги, краски, кисти; аудиозаписи и аудиоаппаратура.

Ход деятельности:

(Звучит аудиозапись «Звуки леса» : шелест листвы, птичье пение.)

Педагог: Дорогие ребята, сегодня мы отправимся с вами в необычное путешествие — в сказочный, волшебный лес.

(Педагог читает стихотворение С. Погореловского «Здравствуй, лес!».)

Беседа «Лес в жизни человека»

Педагог: Лес занимает большую часть территории суши. (Показывает на глобусе лесные массивы.)Лес бывает хвойный и лиственный. Назовите деревья, которые относятся к хвойному лесу. (Показывает картинку с изображением хвойного леса.)

Дети: Ель, сосна, кедр.

Педагог: Правильно, у них есть иголочки, хвоинки. А какие деревья растут в лиственном лесу? (Показывает картинку с изображением лиственного леса.)

Дети: Дуб, береза, ольха. У них есть листочки.

Педагог: Правильно. А что такое лес?

Дети: Место, где много деревьев.

Педагог: Какие деревья растут у нас в лесу?

Дети: Осина, береза, ель, сосна, пихта, рябина.

Педагог: Как называется лес, где растут разные деревья? (Показывает картинку с изображением смешанного леса.)

Дети: Смешанный лес.

Педагог: Как называется лес, где растут березы? (Показывает соответствующую картинку.)

Дети: Березовая роща.

Педагог: А где растут сосны? (Показывает соответствующую картинку.)

Дети: В сосновом бору.

Педагог: Подумайте и скажите, для чего нужен лес?

(Дети высказывают свои предположения.)

Педагог: Лес выполняет важные задачи для жизни на земле. Деревья поглощают из воздуха углекислый газ и выделяют кислород. Лесной покров защищает поверхностный слой почвы от размывания и выветривания, предохраняет реки и озера от обмеления. Листья, цветы, плоды и семена деревьев служат кормом для насекомых, птиц, мелких млекопитающих. Лес многое дает и людям. Он является основным источником энергии (например, при сжигании древесины). Лесные плоды, ягоды, орехи используются в кулинарии и медицине. Как вы думаете, что еще дает нам лес?

Дети: Дрова. Из деревьев строят дома, делают мебель, посуду, бумагу.

Педагог: Совершенно верно. Послушайте стихотворение о важности леса, которое выучил (называет имя ребенка).

(Воспитанник подготовительной группы читает отрывки из стихотворения С. Маршака «Праздник леса».)

Педагог: Лес нужен всем. Он не только источник жизни, он — бесценная красота! В лесу живут разные птицы, звери, насекомые, растут деревья, кустарники, травы, цветы. И все это надо беречь! В наше время лес вырубается, загрязняется. Если это будет так продолжаться, то многие леса исчезнут, а наша планета потеряет десятую часть видов животных. Ученые и экологи всех стран стараются остановить такое хищное разорение природы. Для этого часто в лесах вешают плакаты, например:

Много леса — не губи!

Мало леса — береги!

Нет леса — посади!

Чтобы сохранить лес, надо на месте каждого срубленного дерева обязательно посадить два новых. Для этого даже есть специальный день — Всероссийский день посадки леса, который отмечается в этом году 9 мая. Посмотрите, какой прекрасный мир окружает нас! Деревья, травы, цветы, солнце — все это природа. Человек — часть ее и неотделим от нее. Она кормит нас, поит, одевает и радует. Природа щедра и бескорыстна. Она делится с нами своими дарами, а взамен требует лишь одного — чтобы мы с вами были к ней добры, берегли ее. К сожалению, многие люди забывают об этом. А теперь давайте поиграем!

Игра «Можно — нельзя»

Педагог называет действия, которые совершают люди в лесу. Дети хором отвечают, можно это делать или нельзя:

• ломать деревья и ветки (нельзя);

• сажать деревья (можно);

• топтать на лугах цветы (нельзя);

• ходить по тропинкам (можно);

• рвать много цветов (нельзя);

• любоваться цветами (можно);

• оставлять мусор в лесу (нельзя);

• собирать мусор в яму и закапывать его (можно);

• разжигать костры в лесу (нельзя);

• беречь лес от пожара (можно);

• шуметь в лесу (нельзя).

Дидактическая игра «Кто живет в лесу?»

Цель: развитие умений называть, классифицировать предметы по признакам, выделять общие признаки и различия, части целого, называть предметы.

Рассматриваются отдельно: лесные животные (звери, лесные птицы, насекомые) и лесные сказочные существа (Лесовичок, Кикимора, Леший, Баба Яга и т. д.).

Метод морфологического анализа — дидактическая игра «Кто живет в лесу?»

Можно использовать в работе с детьми по созданию сказочных персонажей (животных, птиц, насекомых). Например, создать образ сказочного зайца : красного цвета, ростом с горошину, очень хитрого, с веерообразным хвостом, живущего в дупле. Такой персонаж может жить в сказках, придуманных воспитанниками.

Физкультминутка

Дети повторяют за педагогом движения, сопровождаемые соответствующим текстом.

Педагог: Почти все лесные растения целебные. Не зря говорится, что лес излечит, обогреет, накормит.

(Педагог читает стихотворение из «Сказки про всех на свете» Б. Заходера.)

Педагог: А теперь давайте еще поиграем.

Игра «Будь внимателен»

Педагог раскладывает перед одним из воспитанников рисунки с изображением деревьев. Ребенок смотрит на них внимательно, пытаясь запомнить, затем отворачивается. Педагог убирает один рисунок, ребенок должен угадать, изображение какого дерева не хватает. Игра повторяется несколько раз с разными воспитанниками.

Продуктивная деятельность : рисование

Педагог: А теперь давайте сделаем подарки нашему знакомому Лесовичку. Возьмите листы бумаги, краски, кисти и нарисуйте свои впечатления о лесе.

(Дети рисуют, педагог оказывает им индивидуальную помощь.)

Рефлексия

Педагог: Почему мы с лесом дружим,

Для чего он людям нужен?

1-й ребенок: Лес — зеленый наряд нашей земли.

2-й ребенок: Лес — дом животных и птиц.

3-й ребенок: Лес — наше богатство.

4-й ребенок: Лес — красота нашей природы.

Педагог: Ребята, что вы узнали интересного из нашей беседы?

Дети: Лес надо беречь. Нельзя загрязнять мусором поляны, озера, ломать и рубить зря деревья. Нужно, напротив, сажать новые деревца.

Педагог: Правильно! Будьте верными друзьями природы. Любите, охраняйте, сажайте, оберегайте леса.

Публикации по теме:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ОБЖ и экологии «Лесные пожары» Ожидаемый результат взаимодействия с детьми: • Дети должны знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способы безопасного.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии «Мир природы»Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии «Мир природы» Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии «Мир природы» Цель. Закрепить знания детей о природе в целом: живая и.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии в младшей группе «Мир насекомых» Конспект занятия в младшей группе «Мир насекомых» Цель: вызвать интерес к миру насекомых; познакомить с их разнообразием. Материалы: карточки.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии в подготовительной группе «Осень в лесу». Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии в подготовительной группе «Осень в лесу». Задачи: Образовательная: -Углубить.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии в средней группе «Воздух окружает нас»Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии в средней группе «Воздух окружает нас» Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе. Интеграция образовательных областей:.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе на тему «Свойства воды» Цель. Формировать представления детей о некоторых свойствах воды: жидкость без вкуса, цвета, запаха и формы; текучая, может разливаться.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по логопедии «Человек и его тело» .

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе по экологии «В гости к дереву» Программное содержание: - учить детей радоваться от общения с природой, понимать ценность каждого дерева; - расширить представления детей.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии «Зимующие птицы» Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии Тема: «Зимующие птицы» Программное содержание: Цель: расширить и обогатить.

Конструкт непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Глина и её волшебные свойства»Конструкт непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Глина и её волшебные свойства» Цель:способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредствам.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии «Как человек использует свойства дерева»
Опубликовано: 22 ноября 2018 в 15:57
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД