Тамара Голушко
Развитие познавательных и творческих способностей детей в группе продленного дня
▼ Скачать + Заказать документы
МОУ «Ртищевская сош Ртищевского района Саратовской области»
Доклад воспитателя ГПД
на педсовете
Как я развиваю познавательные и творческие способности детей в группе
продленного дня.
Воспитатель Голушко Т. В.
2012 -2013 уч. год
Публикация «Развитие познавательных и творческих способностей детей в группе продленного дня» размещена в разделах
- Группа продленного дня, ГПД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает реализацию основной образовательной программы начального общего образования через урочную и внеурочную деятельность. Одной из моделей организации внеурочной деятельности обучающихся является работа групп продленного дня.
Группа продленного дня (далее – ГПД) является моделью организации внеурочной деятельности школьников, создает благоприятные условия для повышения эффективности выполнения обучающимися домашних заданий, способствует личностному росту детей.
В последние годы растет число групп продленного дня в образовательных учреждениях. В этом нет ничего удивительного, ведь большинство родителей и современных бабушек и дедушек значительную часть времени заняты на работе. Выбора у родителей нет, поэтому группы продленного дня все больше становятся одной из ведущих форм организации жизнедеятельности детей, их интеллектуального и нравственного развития.
Следовательно, перед группами продленного дня стоят задачи :
• воспитания личности ребенка,
• обеспечения безопасности его жизни и здоровья.
Режим моей группы продленного дня строится в соответствии с гигиеническими и педагогическими требованиями. Он включает самоподготовку, внеурочную деятельность, занятия по интересам, экскурсии и прогулки, активный отдых детей и способствует снятию утомления, вызванного учебными нагрузками.
Одно из положений Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения – формирование универсальных учебных действий (далее УУД) – означает умение учиться, обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности
Мои воспитанники, самостоятельно пользуясь энциклопедической литературой, находят ответы на те или иные вопросы и в виде сообщений представляют перед одноклассниками во время уроков.
Проводятся клубные часы. «Природа в опасности», «Осторожно, огонь» и другие
В группе появилась новая традиция. На каждом школьном празднике есть пункт
«Страница ГПД». Это мероприятия, подготовленные только воспитанниками в рамках общешкольных мероприятий. Воспитанники готовят мероприятия, выпускают газету, изготавливают поделки. Воспитанники участвуют в олимпиадах, конкурсах «Вперёд, мальчишки», в Днях здоровья и других мероприятиях. Группа продлённого дня живёт делами школьными, но как отдельный класс.
Традицией стало и участие воспитанников в Интернет – конкурсах. Это даёт положительные результаты. Так Акулова Анастасия стала Лауреатом Всероссийского творческого конкурса и получила диплом. Мои воспитанники принимают участие конкурсе и получают сертификаты участника. Я помогаю при подготовке, консультирую, ищу вместе с воспитанниками ответы на вопросы в литературе, в сети Интернет. Эта работа воспитателя и воспитанника ведёт к победе ребёнка.
Герасимова Алина победитель Всероссийской олимпиады по литературному чтению «Страна литературы» на Дистанционном Образовательном Портале «Продлёнка» с 21.01.13 по 15.02.13. 1 место серия ДШ 33- 46769
В основу системы воспитания в ГПД должны быть положены следующие исходные принципы:
1) принцип гуманистического воспитания;
2) принцип личностно - ориентированного подхода. Развитие личности происходит в социуме, прежде всего в учебно-познавательной деятельности, в организации разнообразной и интересной жизни коллектива школы, в работе объединений по интересам, в свободном общении, в личной жизни растущего человека.
Часто мы ходим в гости в сельскую библиотеку при Доме Культуры, где проводим праздники, викторины, читаем и обсуждаем прочитанные книги.
При этом формируются коммуникативные действия: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
3) принцип здоровье - сберегающий. Важно воспитать у школьников ответственное отношение к своему здоровью, как важнейшему элементу будущего благополучия, добиться у учащихся понимания того, что здоровый образ жизни – это норма. Составлена программа по здоровьесбережению воспитанников ГПД
Ежедневно провожу спорт час. Если погода позволяет, то на свежем воздухе, если – нет, то в спортивном зале. Дети с радостью воспринимают спортчас.
4) принцип познавательности : обязательный учет природы ребенка, его половозрастных особенностей, максимальное сближение развития и жизни детей с жизнью живой природы;
5) принцип деятельностного подхода. Воспитание через организацию интересной для ребенка деятельности: игровой, познавательной, трудовой, досуговой, творческой;
НАПРАВЛЕНИЯ МОЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
• Обучать учащихся рациональным приемам восприятия и переработки информации во внеурочной деятельности, при приготовлении домашнего задания;
• Повышение качества выполнения домашних заданий; нацеливание детей на результативную работу.
• Улучшение поведения отдельных учащихся и группы в целом.
• Активизация познавательной деятельности учащихся.
• Развитие творческих способностей.
• Способствовать развитию самостоятельности, инициативы, творчества в коллективе.
• Воспитывать в детях потребность в здоровом образе жизни; соблюдение гигиенических норм, режима дня.
• Воспитывать в детях чувство самоуважения, уважения к членам своей семьи, окружающим его людям.
• Воспитание чувства доброты у детей, т. е. умение радоваться успехам своих товарищей, достойно переживать свои неудачи и быть рядом, когда неудача постигла другого.
• Развивать память, речь, мышление, воображение, внимание у детей.
• Развивать любознательность ребят, увлечь их процессом познания.
• Расширить представления быта ребят о нашем посёлке, научить любить его.
Для достижения поставленных задач я использую комплекс занятий различной направленности:
Самоподготовка один из основных этапов в режиме группы продленного дня.
Самоподготовка - это обязательные ежедневные занятия, на которых школьники самостоятельно выполняют учебные задания и строго в определенное время.
Цель самоподготовки - привитие учащимся навыков самообразовательной работы, которым в обыденной жизни придается огромное значение.
Перед самоподготовкой группе ставится ряд задач :
Закрепление и повторение изученного материала,
• развитие интереса к учению,
• приобретение школьниками навыков
самостоятельной работы,
• формирование исполнительских навыков.
Как учебное занятие самоподготовка выполняет образовательные и воспитательные функции
Образовательные функции:
• информационная (закрепление и
повторение знаний полученных на уроках);
• развивающая функция (развитие
внимания, памяти, мышления, речи детей.);
• конструктивная функция (планирование
учебной работы, распределение сил).
Воспитательные функции:
• мотивационная;
• формирование положительных черт характера, жизненно важных качеств личности (трудолюбие, воля, активность);
• организационная функция.
В своей работе для успешности выполнения домашних заданий, развития способностей детей я провожу беседу - как выполнять домашнее задание.
Я как воспитатель во время самоподготовки поддерживаю необходимый для самостоятельной работы порядок и обеспечиваю успешное выполнение заданий всеми учениками, стремясь закрепить те знания, которые дети приобрели на уроках. Я должна побуждать ребенка к самостоятельному размышлению, всячески стимулировать его волевые усилия, развивать мыслительные и познавательные способности.
Планирую игровую деятельность, я четко осознаю, на формирование каких навыков и умений должна быть направлена игра и какие способности детей она должна развивать.
Нестандартные игровые задания и упражнения на развитие творческих способностей я использую для того, чтобы сделать пребывание детей в ГПД более интересным и содержательным. Причем, проведение таких занятий регулярно, а не от случая к случаю, когда нечем занять заскучавших ребят.
Игра является основным видом активности школьника, в процессе которой он упражняет силы, расширяет ориентировку, усваивает социальный опыт.
Условия, необходимые для организации в начальной школе систематической работы по развитию познавательных интересов и способностей, очень трудно обеспечить на уроках, насыщенных учебным материалом. У воспитателей ГПД возможности гораздо шире: прогулки, экскурсии, спортивные часы, кружковая работа, клубные часы, время самоподготовки.
, Таким образом, группа продленного дня обеспечивает единство урочной и внеурочной деятельности учащихся, способствует укреплению их здоровья, раскрывает и развивает индивидуальные способности, творческий потенциал младших школьников.
Ссылка на страницу:
1.<a h ref = "https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/%C2%ABrazvitie-poznavatelnykh-i-tvorcheskikh-sposobnostei-detei-v" > «Развитие познавательных и творческих способностей детей в группе продленного дня»</a>
2. Источник: Журнал "Управление начальной школой" №9, 2011 год