Консультация «Как научить ребенка читать?»

оксана тимофеева
Консультация «Как научить ребенка читать?»

Если ребенок не любит читать.

Причины:

1. Родители – книголюбы со стажем, дома – книг полно, а ребенок читать не хочет и ни на какие уговоры не поддается: не интересны ему ни Вини-Пух с Бармалеем, ни хоббиты с муммитролями. Тогда, возможно, причину стоит искать глубже. Чтение – сложнейший процесс, в котором задействованы оба полушария головного мозга, поэтому, если одна из зон «пробуксовывает», весь процесс теряет смысл. Как правило, такие дети плохо пишут, путают буквы, с трудом составляют предложения, не могут выбрать верное окончание в словосочетании. Несформированность образа буквы (когда между «б» и «д», например, особой разницы не видно) приводит к тому, что процесс чтения сильно затрудняется, от ребенка ускользает смысл читаемого, потому что он не в состоянии уяснить смысл каждого конкретного слова. Чтение из наслаждения превращается в жуткое наказание. Ребенок напряженно складывает буквы в слова, но не понимает сути и смысла.

2. Если ребенок мало играл в раннем детстве, если палочка для него никогда не превращалась в лопатку или в лошадку, значит, его фантазия не развита в достаточной степени. А какое удовольствие от чтения можно получить, не представляя себя на месте Руслана, летящего на бороде Черномора, или на месте девочки Элли, идущей по дороге, вымощенной желтым кирпичом? Хорошее воображение – необходимое условие успешного и заинтересованного чтения. Причем это вещи, не просто взаимосвязанные, но и взаимовлияющие. Воображение прекрасно развивается с помощью рисования, а рисование под чтение – один из способов приобщения ребенка к книге. Ну а чем красивее внешне и интереснее по содержанию будет эта книга – тем больше у вас шансов на успех.

3. Нередко дети равнодушны к «большой» литературе, но зато читают журналы, разнообразные энциклопедии, комиксы по мотивам любимых фильмов. «Все это тоже чтение, и его надо уважать, – говорит Наталья Евсикова. – Оно обогащает воображение, помогает познавать окружающий мир и самих себя. Нет чтения хорошего и плохого, оно бывает лишь соответствующим возрасту или нет».

4. Среди причин, отбивающих интерес к чтению, есть и те, что можно назвать школьными. Несмотря на то, что предмет «литература» в школьном расписании занимает одну из ведущих позиций, любовь к книге от этого не увеличивается, а иногда, наоборот, пропадает. Негативное отношение к чтению порождено элементарной обязаловкой. Вот почему «Капитанская дочка», прочитанная в 9 лет по совету бабушки, воспринимается как гениальное откровение, а в 12 лет на уроках литературы вызывает смертельную зевоту. Неудачная школьная программа, которая не учитывает возрастных и психологических особенностей детей, увы, еще одна причина нелюбви к чтению. В возрасте 10-11 лет ребенок не может еще оценить в книге ничего, кроме сюжета.

5. Изменение характеристик информационного потока, общее ускорение темпов жизни, смена общественных ценностей и изменившееся отношение к книге вообще. Все большее количество информации идет через телевизор и компьютер. Ребенок с детства привыкает к определенному удельному количеству информации и событий на единицу экранного времени. Привыкнув к такой плотности информации, наши дети, естественно, с трудом читают английские или русские романы девятнадцатого века, где скорость существования событий и образов принципиально отличается от современной продукции диснеевской киностудии.

6. Ребенок, проводящий большую часть своей жизни за чтением художественной или научно-популярной литературы, часто воспринимается другими детьми как почти комический персонаж.

11 советов, чтобы превратить чтение в удовольствие.

1. Начинайте читать малышу, когда он еще не умеет разговаривать. А когда он станет читать сам, сохраняйте ритуал «чтения после обеда» или «на ночь». Читайте с ребенком вслух, по ролям, по очереди – к взаимному удовольствию.

2. Воспользуйтесь психологическим принципом «неоконченного действия»: читая вслух, остановитесь на самом интересном месте (ах, прости, я должен (должна) уйти, мы остановились вот тут) и оставьте ребенка наедине с книгой… а через некоторое время спросите: ну, расскажи, что там было дальше, мне это очень интересно!

3. Читайте сами «про себя» у него на глазах. Он должен видеть, что вам это нравится. Иногда именно так возникает желание тоже познать это удовольствие.

4. Смиритесь с тем, что он будет читать книги одной серии или комиксы. Это тоже чтение! Предложите ему попробовать самому сочинить истории в картинках.

5. Подпишите его на какой-нибудь журнал: футбол, конный спорт – что ему больше по душе. Журнал выглядит менее внушительно, чем книга.

6. Спросите у его друзей, что они читают. Наступает возраст, когда мнение приятелей значит больше, чем советы родителей.

7. Попробуйте разные жанры: юмор, детективы, фантастику, сентиментальные истории. Может быть, он просто еще не нашел то, что ему по вкусу.

8. Устройте небольшую библиотечку прямо в его комнате или отведите место в общем книжном шкафу.

9. Ходите вместе в книжный магазин - тогда, когда там не очень много людей. Если ребенок выберет книгу, которая вас почему-либо не устроит, идите на компромисс: мы купим ее, и ты сам будешь читать, а вместе почитаем то, что нравится и мне.

10. Никогда не заставляйте дочитывать книгу, над которой он скучает. Не задавайте вопросы для контроля: как ты понял? Чем тебе понравилось? Формулируя свои читательские впечатления, дети обедняют их, превращают в схемы.

11. Обсуждая с ребенком его школьные дела, всегда можно найти какую-то параллель в литературе: «Слушай, это прям как у Чехова», «Помнишь, как у Кассиля Оська вышел из подобной ситуации?». Ребенок привыкнет искать ответы на свои вопросы у писателей и будет чаще общаться с книгами.

Публикации по теме:

Консультация «Как научить ребенка различать цвета» КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА РАЗЛИЧАТЬ ЦВЕТА. Если ваш ребенок не знает основного цвета,то необходимо приступить к целенаправленному их изучению.

Консультация «Как научить ребенка считать?» Математическое развитие ребенка происходит не только в детском дошкольном учреждении, но и в семье. Осуществляется оно под руководством.

Консультация «Как научить ребенка вырезанию из бумаги?» Как научить ребенка вырезанию из бумаги? Составитель: Байбулатова А. Н. Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться.

Консультация «Как научить ребенка хорошим манерам» Каждый родитель сталкивался с такой проблемой как капризы или упрямство своего ребенка в собственном доме, в общественном месте или в гостях.

Консультация «Как научить ребенка пересказывать текст» Пересказ – это рассказ о героях и событиях литературного произведения, переданный своими словами в определенной последовательности. Существуют.

Консультация «Как научить ребенка завязывать шнурки?» Казалось бы - причем здесь логопед? Но не зря существует поговорка, что ум живет на кончиках пальцев. Поэтому - удобные липучки на ботиночках.

Консультация «Как научить ребенка беречь природу» Учим ребёнка беречь природу Формирование у детей основ экологической культуры предполагает единение и взаимосвязь таких ее составляющих,.

Консультация «Как научить ребенка любить книгу» «Чтение – вот лучшее учение» А. С. Пушкин Воспитатель: Дорогие родители! Сегодня у нас не совсем обычный день. Мы собрались сегодня, чтобы.

Библиотека изображений:
  • Детские писатели
  • Детские писатели
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Консультация «Как научить ребенка читать?»
Опубликовано: 16 марта 2019 в 16:19
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 октября. День даров Фрёбеля на МААМ

Немецкий дошкольный педагог XIX века Фридрих Фрёбель придумал сам термин «детский сад». Это название стало частью его мировоззрения: что ребёнок похож на цветок, который надо заботливо выращивать,...

15 октября. Всемирный день мытья рук

В 2008 году прошло первое «мировое мытье рук». В этой акции участвовало 120 миллионов детей из 70 стран мира. Взрослые рассказывали малышам, зачем нужно мыть руки с мылом, а дети под их наблюдением...

Конспект занятия по пластилинографии «Овощная корзина»
Лепка из пластилина - полезное и увлекательное занятие, как для детей, так и для взрослых. В детском саду дети всегда лепят овощи . Сегодня я расскажу, как...
Конспект тематической прогулки «Белокрылые лошадки» в средней группе
Цель: Развивать наблюдательность путем выявления новых признаков весны. Развивать познавательный интерес, потребности и способность к самостоятельной...
Фотоотчёт «Осенняя сказка для малышей»
Фотоотчёт "Осенняя сказка для малышей" 14 октября в нашем детском саду «Золотая рыбка» прошли традиционные осенние утренники в двух вторых младших...