Приложение МААМ

Консультация «Как организовать самостоятельную деятельность в первой младшей группе детского сада»

Татьяна Гибадулина
Консультация «Как организовать самостоятельную деятельность в первой младшей группе детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы

Реализация образовательных целей, стоящих перед педагогическими коллективами детских садов, возможна при методически продуманной комбинации двух типов деятельности детей : совместной (с воспитателем, сверстниками) и самостоятельной. Самостоятельная деятельность воспитанников требует от педагога особо пристального внимания, ведь он оказывается в роли наблюдателя, а не товарища по играм, что предполагает ещё большую концентрацию на вопросе методической целесообразности каждого шага. Тем более, если речь идёт о совсем маленьких детях первой младшей группы — с 1,5 до 3 лет.

Публикация «Консультация „Как организовать самостоятельную деятельность в первой младшей группе детского сада“» размещена в разделах

Что значит самостоятельная деятельность в детском саду

Самостоятельная деятельность – это занятия, которые приучают детей к выполнению задач обучающего, развивающего или воспитательного характера без помощи взрослых. При этом педагог непосредственно в ней не участвует, а лишь направляет ребёнка.

Самостоятельная деятельность может быть четырёх видов.

Игровая — наиболее востребованная, учитывая психолого-педагогические особенности младшего возраста. Сюда входят такие навыки, как способность находить подходящие детали для простейших пазлов, чередовать цвета при работе с мозаикой, находить правильное применение игрушкам (машинки ездят, юла крутится) и т. д.

Двигательная — занятия, связанные с физическими нагрузками. Малыши учатся бегать, огибая препятствия, ловить и отбивать мяч, направляя его в руки партнёру (если игра парная) и пр.

Продуктивная подразумевает помощь в решении посильных бытовых задач, в том числе развитии культуры гигиенических навыков. Например, самостоятельно помыть руки, ноги или закончить полив цветов на территории участка группы, когда в лейке остаётся уже совсем немного воды. Культурно гигиенические навыки также включают умение правильно держать ложку, самоконтроль во время одевания, когда другие малыши могут мешать и пр. К продуктивному виду самостоятельной деятельности также относится и развитие художественных навыков (умения правильно держать карандаш, кисточку, заполнять цветом определённую область картинки для раскрашивания и т. Д.).

Познавательно-исследовательская деятельность направлена на знакомство с новой информацией и её поиск, например, перелистывание книг в библиотеке группы с целью найти нужную картинку, прослушивание аудиозаписей сказок и пр.

В основе самостоятельной работы малыша лежит внутренняя мотивация. Она может выражаться:

- в желании помочь кому-то;

- в личной заинтересованности;

- в стремлении получить похвалу и т. д.

Чем полнее малыш реализует себя в самостоятельной деятельности, тем проще ему будет в дальнейшем существовать в обществе и сотрудничать с другими людьми.

Это интересно: в возрасте около 3 лет у детей наступает период под условным названием «я сам», когда на первый план как раз и выходит самостоятельный тип деятельности.

Учебно-воспитательная работа по освоению детьми самостоятельной деятельности преследует такие цели:

- научить малышей обслуживать себя;

- приучать детей к самостоятельной работе в предметно-развивающей среде, созданной методическим коллективом учреждения;

- учить малышей находить себе занятие по интересам;

- способствовать развитию образного и логического мышления, а также речи;

воспитывать в детях стремление доводить начатое до конца.

Задачи:

- развивать навыки самообслуживания :

- мыть ручки, лицо, вытирать их;

- есть без помощи взрослых;

- одеваться, раздеваться и складывать вещи с минимальной помощью воспитателей;

- учить делиться игрушками, материалами для творчества и пр. ;

- воспитывать в ребятах стремление помогать друг другу;

прививать малышам навыки индивидуальных и совместных игр.

Как мотивировать детей к самостоятельности

Чтобы привлечь ребят к любой деятельности, педагогу необходимо придумать яркий и привлекательный приём. Для дошколят самыми продуктивными оказываются, конечно, игровые методы, причём в сочетании с наглядностью. Особенно эти приёмы важны при самостоятельной деятельности, связанной с культурой гигиенических навыков.

Рассматривание картинок

Например, обучая детей самостоятельно умываться, педагог показывает им картинки вроде «Мама моет дочку», а дети учатся намыливать лицо, смывать мыло, находить своё полотенце. Такую же подборку иллюстраций рекомендуется сделать и в раздевалке, чтобы карапузы не путали, что за чем надевается. Особенно важно разместить подсказки на полочках в шкафчиках, чтобы дети знали, где что должно лежать.

Игры

Для тренировки навыка держать ложку в правой руке и доносить до рта, не расплёскивая жидкую пищу, можно использовать игру «Накорми Мишку кашкой». Роль «мишек» выполняют пустые пластиковые бутылки с прорезями вместо рта. Воспитатель предлагает детям набрать ложку крупы и «накормить» не умеющего самостоятельно есть Мишку, не рассыпая содержимое. Так ребята тренируют мелкую моторику и учатся контролировать свои действия.

Ещё одна игровая ситуация для самостоятельной деятельности, направленной на развитие гигиенических навыков — упражнение «Туфельки поссорились-подружились». Дети получают по рисунку с контурами двух туфелек — левой и правой, затем берут готовые шаблоны и выкладывают их так, чтобы носки смотрели в одну сторону и цвет совпадал.

Беседа

Этот приём мотивации используется параллельно с другими, так как малыши в 1,5–3 года нуждаются в постоянном комментировании действий взрослых. Так они не только быстрее схватывают новую информацию, но ещё и учатся правильно и чётко говорить.

Чтение потешек

Поскольку сказки обычно довольно объёмные, в качестве мотивирующего приёма для занятий СД больше подходят потешки.

Для отработки навыка умывания:

Ах, водичка хороша!

Хороша водичка!

(складываем ладошки, как будто воду набираем)

Искупаем малыша,

Чтоб сияло личико!

(имитируем движения как при умывании).

Для тренировки навыка правильно держать ложку:

Съездил котик на торжок

И купил там пирожок,

(имитируем движение зачерпывания из тарелки ложкой)

Самому ли есть,

Либо Ане снесть?

Я и сам укушу (ложку подносим ко рту,

Да и Ане принесу.

Просмотр мультфильмов

Для воспитания гигиенической культуры дидактической классикой анимации является, кончено, «Мойдодыр». Кроме того, в качестве мотивационного начала можно использовать некоторые серии мультфильма «Маша и Медведь» (например, «Большая стирка», а также истории про домового Бубу. Сюжет подбирается под тему занятия по самообслуживанию. При этом полностью совпадать им необязательно: достаточно того, что малыши смогут после просмотра вынести основную идею о важности поддержания чистоты.

Занятия по самообслуживанию в первой младшей группе

Основная цель этих занятий в первой младшей группе — научить детей самостоятельно кушать, мыть руки, лицо, вытирать их своим полотенцем, одеваться на прогулку и т. д. Методическая работа по освоению этих навыков распределяется в течение всего года.

Анализ и диагностика самостоятельной деятельности детей

Проводить мониторинг самостоятельной деятельности детей младшей группы рекомендуется три раза в год: в период поступления, в декабре-январе и в конце учебного года. Так можно сделать объективные выводы о том, насколько эффективна работа по развитию навыков самостоятельности у малышей, а также наметить пути исправления тех или иных недочётов.

Публикации по теме:

Презентация «Театрализованная деятельность в первой младшей группе детского сада» Театр - один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные:.

Картотека дидактических игр по ПДД в первой младшей группе детского сада Дидактическая игра " Светофор" Цель: закрепить представления детей о назначении светофора, о его сигналах, развивать внимание, зрительное.

Конспект игрового занятия в первой младшей группе детского сада по теме «Дикие животные» Конспект игрового занятия в первой младшей группе детского сада. Тема: «Дикие животные». Автор занятия: Багатурия Альбина Игоревна. Цели:.

Конспект интегрированного занятия в первой младшей группе детского сада «Бабушкино варенье» Конспект интегрированного занятия в первой младшей группе детского сада «Бабушкино варенье»Цель занятия: развитие детской художественно-творческой.

Конспект занятия в первой младшей группе детского сада «Мебель» Предварительный просмотр: На занятии дети знакомятся с предметами мебели, их назначением, учатся обобщать. Развивается речь, эмоциональная.

Консультация для родителей для первой младшей группы «Как снять напряжение после детского сада» Как снять напряжение после детского сада. Дети устают в детском саду по разным причинам, поэтому и приемы расслабления могут быть тоже.

Образовательно-игровое пособие по теме «Домашние животные» в первой младшей группе детского садаОбразовательно-игровое пособие по теме «Домашние животные» в первой младшей группе детского сада Пришла идея, сделать игровое пособие на тему «Домашние животные» по социально-коммуникативному воспитанию в первой младшей группе. Целью.

Проект «Театрализованная деятельность в младшей группе детского сада» Театр – это волшебный край, в котором, ребёнок радуется, играя, а в игре он познаёт мир! С. И. Мерзлякова В современном обществе повысился.

Сценарий новогоднего утренника в первой младшей группе детского садаСценарий новогоднего утренника в первой младшей группе детского сада Дети вместе с ведущим под музыку входят в зал. Ведущий: С новым годом поздравляем И больших и малышей Счастья всем, добра желаем И морозных.

Театрально — игровая деятельность в первой младшей группе детского садаТеатрально — игровая деятельность в первой младшей группе детского сада Театрально-игровая деятельность в детском саду – это одна из интересных форм занятий с детьми, развивает интеллект ребёнка, речь, дает возможность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Как организовать самостоятельную деятельность в первой младшей группе детского сада»
Опубликовано: 26 марта 2019 в 16:11
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Как организовать самостоятельную деятельность в первой младшей группе детского сада»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Гибадулина (УИ 375583) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД