Татьяна Гибадулина
Консультация «Как организовать самостоятельную деятельность в первой младшей группе детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы
Реализация образовательных целей, стоящих перед педагогическими коллективами детских садов, возможна при методически продуманной комбинации двух типов деятельности детей : совместной (с воспитателем, сверстниками) и самостоятельной. Самостоятельная деятельность воспитанников требует от педагога особо пристального внимания, ведь он оказывается в роли наблюдателя, а не товарища по играм, что предполагает ещё большую концентрацию на вопросе методической целесообразности каждого шага. Тем более, если речь идёт о совсем маленьких детях первой младшей группы — с 1,5 до 3 лет.
Публикация «Консультация „Как организовать самостоятельную деятельность в первой младшей группе детского сада“» размещена в разделах
- Воспитание самостоятельности у детей
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2019
Что значит самостоятельная деятельность в детском саду
Самостоятельная деятельность – это занятия, которые приучают детей к выполнению задач обучающего, развивающего или воспитательного характера без помощи взрослых. При этом педагог непосредственно в ней не участвует, а лишь направляет ребёнка.
Самостоятельная деятельность может быть четырёх видов.
Игровая — наиболее востребованная, учитывая психолого-педагогические особенности младшего возраста. Сюда входят такие навыки, как способность находить подходящие детали для простейших пазлов, чередовать цвета при работе с мозаикой, находить правильное применение игрушкам (машинки ездят, юла крутится) и т. д.
Двигательная — занятия, связанные с физическими нагрузками. Малыши учатся бегать, огибая препятствия, ловить и отбивать мяч, направляя его в руки партнёру (если игра парная) и пр.
Продуктивная подразумевает помощь в решении посильных бытовых задач, в том числе развитии культуры гигиенических навыков. Например, самостоятельно помыть руки, ноги или закончить полив цветов на территории участка группы, когда в лейке остаётся уже совсем немного воды. Культурно гигиенические навыки также включают умение правильно держать ложку, самоконтроль во время одевания, когда другие малыши могут мешать и пр. К продуктивному виду самостоятельной деятельности также относится и развитие художественных навыков (умения правильно держать карандаш, кисточку, заполнять цветом определённую область картинки для раскрашивания и т. Д.).
Познавательно-исследовательская деятельность направлена на знакомство с новой информацией и её поиск, например, перелистывание книг в библиотеке группы с целью найти нужную картинку, прослушивание аудиозаписей сказок и пр.
В основе самостоятельной работы малыша лежит внутренняя мотивация. Она может выражаться:
- в желании помочь кому-то;
- в личной заинтересованности;
- в стремлении получить похвалу и т. д.
Чем полнее малыш реализует себя в самостоятельной деятельности, тем проще ему будет в дальнейшем существовать в обществе и сотрудничать с другими людьми.
Это интересно: в возрасте около 3 лет у детей наступает период под условным названием «я сам», когда на первый план как раз и выходит самостоятельный тип деятельности.
Учебно-воспитательная работа по освоению детьми самостоятельной деятельности преследует такие цели:
- научить малышей обслуживать себя;
- приучать детей к самостоятельной работе в предметно-развивающей среде, созданной методическим коллективом учреждения;
- учить малышей находить себе занятие по интересам;
- способствовать развитию образного и логического мышления, а также речи;
воспитывать в детях стремление доводить начатое до конца.
Задачи:
- развивать навыки самообслуживания :
- мыть ручки, лицо, вытирать их;
- есть без помощи взрослых;
- одеваться, раздеваться и складывать вещи с минимальной помощью воспитателей;
- учить делиться игрушками, материалами для творчества и пр. ;
- воспитывать в ребятах стремление помогать друг другу;
прививать малышам навыки индивидуальных и совместных игр.
Как мотивировать детей к самостоятельности
Чтобы привлечь ребят к любой деятельности, педагогу необходимо придумать яркий и привлекательный приём. Для дошколят самыми продуктивными оказываются, конечно, игровые методы, причём в сочетании с наглядностью. Особенно эти приёмы важны при самостоятельной деятельности, связанной с культурой гигиенических навыков.
Рассматривание картинок
Например, обучая детей самостоятельно умываться, педагог показывает им картинки вроде «Мама моет дочку», а дети учатся намыливать лицо, смывать мыло, находить своё полотенце. Такую же подборку иллюстраций рекомендуется сделать и в раздевалке, чтобы карапузы не путали, что за чем надевается. Особенно важно разместить подсказки на полочках в шкафчиках, чтобы дети знали, где что должно лежать.
Игры
Для тренировки навыка держать ложку в правой руке и доносить до рта, не расплёскивая жидкую пищу, можно использовать игру «Накорми Мишку кашкой». Роль «мишек» выполняют пустые пластиковые бутылки с прорезями вместо рта. Воспитатель предлагает детям набрать ложку крупы и «накормить» не умеющего самостоятельно есть Мишку, не рассыпая содержимое. Так ребята тренируют мелкую моторику и учатся контролировать свои действия.
Ещё одна игровая ситуация для самостоятельной деятельности, направленной на развитие гигиенических навыков — упражнение «Туфельки поссорились-подружились». Дети получают по рисунку с контурами двух туфелек — левой и правой, затем берут готовые шаблоны и выкладывают их так, чтобы носки смотрели в одну сторону и цвет совпадал.
Беседа
Этот приём мотивации используется параллельно с другими, так как малыши в 1,5–3 года нуждаются в постоянном комментировании действий взрослых. Так они не только быстрее схватывают новую информацию, но ещё и учатся правильно и чётко говорить.
Чтение потешек
Поскольку сказки обычно довольно объёмные, в качестве мотивирующего приёма для занятий СД больше подходят потешки.
Для отработки навыка умывания:
Ах, водичка хороша!
Хороша водичка!
(складываем ладошки, как будто воду набираем)
Искупаем малыша,
Чтоб сияло личико!
(имитируем движения как при умывании).
Для тренировки навыка правильно держать ложку:
Съездил котик на торжок
И купил там пирожок,
(имитируем движение зачерпывания из тарелки ложкой)
Самому ли есть,
Либо Ане снесть?
Я и сам укушу (ложку подносим ко рту,
Да и Ане принесу.
Просмотр мультфильмов
Для воспитания гигиенической культуры дидактической классикой анимации является, кончено, «Мойдодыр». Кроме того, в качестве мотивационного начала можно использовать некоторые серии мультфильма «Маша и Медведь» (например, «Большая стирка», а также истории про домового Бубу. Сюжет подбирается под тему занятия по самообслуживанию. При этом полностью совпадать им необязательно: достаточно того, что малыши смогут после просмотра вынести основную идею о важности поддержания чистоты.
Занятия по самообслуживанию в первой младшей группе
Основная цель этих занятий в первой младшей группе — научить детей самостоятельно кушать, мыть руки, лицо, вытирать их своим полотенцем, одеваться на прогулку и т. д. Методическая работа по освоению этих навыков распределяется в течение всего года.
Анализ и диагностика самостоятельной деятельности детей
Проводить мониторинг самостоятельной деятельности детей младшей группы рекомендуется три раза в год: в период поступления, в декабре-январе и в конце учебного года. Так можно сделать объективные выводы о том, насколько эффективна работа по развитию навыков самостоятельности у малышей, а также наметить пути исправления тех или иных недочётов.