Нина Шульгина
«Как помочь малышу стать самостоятельным». Занятие родительского клуба в форме круглого стола с элементами тренинга
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: помочь родителям осознать важность возрастного периода от 2 до 3 лет для развития самостоятельности детей и их дальнейшей успешности в жизни.
Оборудование и материалы: ЖК - телевизор, презентация «Я – сам! Упрямство или стремление к развитию?» с использованием видеофрагментов из жизни малышей, магнитная доска, материалы для составления странички портфолио о ребенке (фломастеры, цветная бумага, вырезки из журналов). Памятки для родителей.
Человек не может быть образован другим человеком.
Каждый должен сделать это сам, либо это не будет сделано вообще
Публикация «„Как помочь малышу стать самостоятельным“, Занятие родительского клуба в форме круглого стола с элементами тренинга» размещена в разделах
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2017
Мария Монтессори
Родители заходят в зал, выбирают место за круглым столом. На экране телевизора – видеофильм о жизни детей 1 младшей группы «Малышок».
Появляется заставка презентации «Человек не может быть образован другим человеком. Каждый должен сделать это сам, либо это не будет сделано вообще».
- Как Вы понимаете эти слова? Согласны ли Вы с Марией Монтессори?
Воспитатель обобщает, приводит примеры из жизни группы.
На слайде презентации основная мысль:
Лучший способ научить самостоятельности - это позволить детям свободно действовать и учиться на собственном опыте.
1 правило: не делайте за ребенка того, что он уже может сам!
2 правило: поддерживайте ребенка в его самостоятельных действиях, не ищите недостатки.
Составление странички портфолио о своем ребенке
- Портфолио – это портфель достижений вашего ребенка. Пусть он пока будет у нас в виде альбома. Каждый малыш развивается в своем темпе. Каждая мама по-разному поддерживает проявления самостоятельности своего малыша. Интересно, что нашим малышам уже по силам?
Родителям предлагается оформить страничку, поместив на нее своего ребенка, себя и отметить, что малыш уже может делать сам, а что он делает с помощью мамы.
Во время деятельности звучит музыка «В каждом маленьком ребенке миллион улыбок звонких»
Представление достижений детей.
Выявление проблем
- Дорогие родители, я вижу, что каждый из вас хотел бы, чтобы его малыш вырос самостоятельным и ответственными. Но, не всегда все получается. С какими проблемами Вы сталкиваетесь чаще всего?
- Запишите, пожалуйста, вашу проблему на листе бумаги. Вероятно, это детские капризы, нежелание, медлительность. Все листы перемешиваются. Далее каждый родитель вытаскивает листок из общей кучи. Предлагает решение. Другие родители дополняют, воспитатель обобщает вывод.
Каждый из нас постоянно сталкивается с проблемами в воспитании ребенка, детей. Многим из нас нужна поддержка. Куда обычно Вы обращаетесь за советом?
- А теперь и мы с вами попробуем провести тренинг. Поделимся на 4 группы по 3-4 человека
Каждой группе предлагается проблемная ситуация:
Малыш дома увлеченно самостоятельно занимался игрушками. Пришло время убирать игрушки. Он не хочет. Что сделает мама?
1: в комнате несколько контейнеров для игрушек.
2: мама придумывает и обыгрывает ситуации «Давай поможем игрушкам спрятаться от пылесоса», «Найдем игрушкам друзей»
3. Мама вместе с малышом играет в игру.
4. Вводим правило: «Игрушки собирает и гуляем»
5. Предлагаем выбор: «Выбирай: убирать свои игрушки на место или оставить валяться, и они обидятся на тебя и уйдут играть к другому ребенку»
6. Предоставляем ребенку возможность самостоятельно принимать решения : «Ты сначала уберешь игрушки или сначала пообедаешь?». В таком случае любое действие ребенка будет правильным, но осознание самостоятельности принятого решения, заставит его гордиться собой.
Собираемся в садик. Начинаю одевать ему колготки. Капризничает: «Не так, мне больно ножке.». Пытаюсь побыстрей его одеть. А он стаскивает колготки и начинает их накручивать на шею. Что делать?
1: Вещи должны быть приготовлены с вечера
2: Положить вещи в определенном порядке (так как он будет их одевать)
3. Дать установку: Мама будет одеваться и Саша. У тебя, наверное, быстрей получиться
4. При возникновении проблем, помогаем устранить проблему, а не все сделать за ребенка.
5. Предложить выбор: ты сегодня какие колготки оденешь: синие или красные?
6. Проверить гардероб: есть ли опознавательные признаки, где перед, а где зад. Может ли ребенок просунуть сам ногу в брючину или в башмак. Соответствует ли одежда правилам группы, н-р, куртка, брюки, а не комбинезон
7. Применяйте ролевые игры для объяснения ребенку норм поведения. Проигрывайте ситуации капризов, подчеркивая реакцию малыша на плохое поведение куклы. В игре капризничающий персонаж должен всегда представляться маленьким, глупым, несмышленым.
Ребенок отказывается кушать сам. Когда начинаешь его кормить, довольный открывает рот. Что делать?
1: Лучший лекарь – прогулка на свежем воздухе и никаких перекусов в течение 3-4 часов.
2: Говорите все наоборот: уговоры, чтобы не кушал.
3: Спокойная обстановка, хорошо, когда рядом кто-то ест с аппетитом
4: Попробуйте пропустить прием пищи и подождать, когда появиться аппетит
5: Обыгрывание: покорми куклу (она маленькая, а ты – большой, кушаешь сам)
Мама гладит белье. Ребенок, видя утюг с паром, просит: «Дай. Я сам. Как поступить маме?»
1: Предложить выбор: ты возьмешь утюг с дистанционным управлением или мой- горячий, с паром, но учти этот утюг очень опасен: можешь обжечься?
2: Если ребенок выбирает настоящий утюг, уступить. Мама же берет игрушечный и обыгрывает глаженье. Хвалит утюг: легкий, не горячий, как удобно гладить платочки.
3: В этой ситуации понимаем, что рядом не малыш, а равный нам товарищ и друг.
Важно не уберечь его от падений, а научить быть осторожным.
- Почему необходимо в маленьком возрасте приучать детей к самостоятельности и ответственности?
Это благоприятный возраст, когда ребенку все хочется попробовать. Если не предоставлять возможности и не поощрять самостоятельных попыток, желание пропадает.
Поощряя самостоятельные попытки, вы приучаете ребенка к труду, побуждаете мыслить, думать логически, оценивать ситуацию, оценивать свои возможности, знакомиться со своим потенциалом, развивать мелкую моторику, фантазию, речь, дисциплинироваться, приобщаться к взрослой жизни.
Осознание ребенком своей значимости – стимул к прогрессу, дальнейшему развитии.
Уважаемые родители, постарайтесь, хотя бы на секунду, встать на место Вашего малыша и понять : каково это, постоянно спорить с «вышестоящим» по росту и статусу, ежеминутно доказывая ему, что ты не только маленький ребенок с обязанностями, а Настоящий Человек с правами!
Вводя определенные запреты, расширяйте и права ребенка. Дайте ему возможность принимать решения в незначительных ситуациях и учиться на своих ошибках. Тогда запреты, направленные на его безопасность, будут более действенными. Памятуя опыт своих ошибок, ребенок учтет Ваше мнение.
Самое важное условие воспитания самостоятельности и ответственности – это давать ребенку выбор. Что надеть, что съесть на ужин и т. д. это помогает ребенку чувствовать себя независимым, повышает самооценку.
1. Не будьте слишком настойчивы. Не требуйте, чтобы ребенок все сделал сам. Необходимо считаться с возрастом.
2. Подражание. Ребенок подражает взрослым. И если вы хотите, чтобы ребенок чем-то увлекся, увлекайтесь этим сами.
3. Создайте условия для самостоятельной деятельности в быту. Например, если ребенок не может завязать шнурки, купите ему ботинки на липучках и тогда он сможет обуваться сам. Купите стульчик и столик подходящего размера, за ним он сможет сам заниматься. Поставьте на низкую полочку бумагу, мелки, книжки, чтобы они всегда были доступны для ребенка. Пусть игрушек будет немного, но у каждой – свое место, чтобы ребенок мог взять их поиграть и убрать на место.
4. Поддержка. Психологически поддерживайте ребенка в его самостоятельных действиях, не ищите недостатки.
Важно, чтобы ребенок чувствовал себя необходимым и значимым.
Игра «Чаша пожеланий». Родители прикрепляют сердечки со словами пожеланий действий ребенка. Звучит музыка.