Ольга Кряж
Как помочь малышу заговорить?
▼ Скачать + Заказать документы
• Старайтесь как можно больше разговаривать с ребё нком: рассказывайте ему, что вы делаете, комментируйте свои действия, при этом четко выговаривайте слова, чтобы малыш мог воспринимать отдельные слова на слух;
• Обращайте внимание не только на свои слова, но и на мимику, жесты, голос;
• Делайте паузы между словами для того, чтобы ребёнок мог сконцентрировать своё внимание на звуках;
• При разговоре с ребёнком ваша речь должна быть чёткой, правильной, неторопливой, не подделывайте её под детский язык. Особенно четко произносите незнакомые и очень длинные слова;
Публикация «Как помочь малышу заговорить?» размещена в разделах
• Не забывайте, что развитие каждого ребёнка индивидуально. И всё же, если малыш упорно молчит или не реагирует на ваши просьбы – проконсультируйтесь у специалиста;
• Помните, что главным помощником для ребёнка являетесь Вы – родители. Малыш должен быть уверен, что вы любите его и не станете ругать за неправильно сказанное слово, а поможете ему говорить правильно;
• Если ребёнок произносит некоторые слова нечётко или неправильно, не упускайте момента и начинайте заниматься его произношением. Переучивать потом будет намного сложнее, чем научить сейчас.
Рекомендуемые упражнения для развития тонкой моторики рук
• Каша – малаша (упражнение с ладошкой)
• Мама считает пальчики (массаж подушечек пальцев)
• Ну-ну! (грозить указательным пальцем)
• Дай-дай (сгибать пальцы к ладошке)
• Гусь (удерживать пальцы щепоткой)
• Пальчики рисуют (на песке, бумаге)
• Колечки (удерживать указательный и большой пальцы колечками на обеих руках)
• Топ-топ пальчики (перебирать пальчиками по поверхности)
• Коза (удерживать указательный и средний пальцы)
• Ножницы (двигать указательным и средним пальцами)
• Спрячь большой пальчик (в ладошку)
• Пальчики здороваются (совмещать пальцы обеих рук)
• Гуси клюют (ударять пальцами, собранными в щепотку).
Рекомендуемые упражнения для развития органов артикуляции
• Мячики (надувать щеки)
• Мячик сдулся (выдувать воздух)
• Поцелуйчик
• Гудок паровоза
• Слонёнок (делать губы хоботком)
• Бурчалка (бу-бу-бу)
• Вот какой язычок! Язычок прячется.
• Язычок – болтушка
• Оближи варенье
• Песенка язычка (ля-ля-ля)
• Липкие губки (па-па)
• Покашливание
• Громкий смех (ха-ха)
• Мышка (пи-пи)
Стимулирующая гимнастика и массаж
Мы предлагаем выполнять подобный массаж тем, кому ребёнок всецело доверяет, кому хочет доставить радость своим послушанием и терпением – родителям.
1. Все приё мы стимуляции проводятся:
при условии хорошего настроения у ребёнка и взрослого;
в игровой форме, весело и забавно;
в сопровождении улыбок, поцелуев и похвалы.
2. Все предлагаемые упражнения следует обязательно оречевлять: разговаривать с ребёнком, рассказывать, как меняется его лицо, какой он сейчас смешной, большой, сердитый и т. д. Речь должна быть спокойной и интонированной, как если бы Вы рассказывали сказку или увлекательную историю. Ваши слова не только тонизируют, успокаивают и настраивают малыша, но и расширяют его словарь.
3. поощрите малыша любимым лакомством, питьём, игрушкой и пр.
4. помните, что для ребёнка – это непонятное и трудное занятие. Большинство упражнений он будет выполнять пассивно, т. е. неосознанно, механически, без активного участия.
5. Эффективными все перечисленные приёмы станут лишь в том случае, если ребёнок начнет Вам помогать или повторять их непроизвольно или осознанно в подобной ситуации либо игровых действиях.