Получи документы

Как помочь ребенку справится с эмоциональной травмой

Дарья
Как помочь ребенку справится с эмоциональной травмой

Как помочь ребенку справится с эмоциональной травмой

Подготовила Бондина Д. А

педагог - психолог МБДОУ

№21 «Елочка»

Конспект на тему: Как помочь ребенку дошкольного возраста справиться с эмоциональной травмой.

г. Ессентуки 2021

План конспекта:

1. Психологическая травма у детей дошкольного возраста, как проявляется;

2. Признаки психологической травмы, и травмирующие события;

3. Как родители могут помочь своему ребенку;

4. Психологическая помощь;

Публикация «Как помочь ребенку справится с эмоциональной травмой» размещена в разделах

Психологическая травма у детей дошкольного возраста, как проявляется;

Психологическая травма может изменить представления ребенка о мире и о себе. Под угрозой оказываются ощущения стабильности и безопасности мира. Реакция детей на травматическое событие зависит от тяжести ситуации, возраста детей, их психологических особенностей, навыков совладания с кризисными ситуациями.

Эффективная помощь в ситуации кризиса уменьшает его негативное влияние на психическое здоровье, а также позволяет быстрее вернуться к нормальному существованию и предотвратить появление психосоциальных проблем.

Признаки психологической травмы, и травмирующие события;

У детей дошкольного возраста на наличие проблем после перенесенной травмы указывают следующие признаки:

Ребенок постоянно плачет; Дрожит и выглядит испуганным; погружен в самостимуляцию (постоянно раскачивается взад-вперед или качает головой). У него наблюдаются расстройства сна: кошмарные сновидения, бессонница или чрезмерная сонливость; Энурез; Отмечается нарушение аппетита; Могут наблюдаться различные расстройства самочувствия без видимых причин (головная боль, головокружении, боль в позвоночнике, расстройства пищеварения).

Ребенок проявляет агрессивность или ведет себя очень шумно и грубо во время игры; очень замкнут; слишком спокоен и послушен, ничем не проявляет свои чувства и желания или же подавлен и безразличен; возвращается в определенных чертах поведения к более раннему возрасту; не может концентрировать внимание или запомнить усвоенное в школе; проявляет суетливость, раздражителен по отношению к окружающим, боится и недоверяет им; не может заниматься вместе с другими; все время думает о плохих вещах, которые, он уверен, случаться с ним в будущем.

Психологическая травма может изменить представления ребенка о мире и о себе. Под угрозой оказываются ощущения стабильности и безопасности мира. Реакция детей на травматическое событие зависит от тяжести ситуации, возраста детей, их психологических особенностей, навыков совладания с кризисными ситуациями. Эффективная помощь в ситуации кризиса уменьшает его негативное влияние на психическое здоровье, а также позволяет быстрее вернуться к нормальному существованию и предотвратить появление психосоциальных проблем.

Психологическая помощь после воздействия кризисной ситуации направлена на повышение эффективности действий ребенка во время и после травмы; уменьшение неприятных и болезненных проявлений, вызванных травмирующим событием; профилактику развития нежелательных последствий травмирующего события.

До двух лет не понятно как ребенок переживает горе, так как в его голове нет постоянного (константного) объекта. До трехлетнего возраста ребенок воспринимает только отделение, удаление другого существа; позже появляется страх увечья, физического разрушения. Это возраст первых самостоятельных действий. В этот период ребенок может впервые увидеть, как автомобиль переехал четвероного друга или как кошка растерзала воробья. Именно в этом возрасте ребенок уже осознает целостность своего тела и способен представить, что нечто подобное может случиться и с ним самим. От двух до пяти лет дети обладают магическим мышлением, то есть они очень эгоцентричны и все происходящее могут связывать с собой. Смерть не является чем-то вечным для двух - пятилетнего малыша. Так, в дошкольном возрасте травмирующим для ребенка может быть все, что разрушает привычный мир и для возвращения к нормальной жизни важно восстановление игровой деятельности, и, следовательно, психологическая работа будет направлена, в основном, именно на это.

Взрослый может помочь ребенку в экстремальной ситуации, интерпретировав ее не как травмирующую, ужасную, унизительную, когда человек беспомощен, а как ситуацию, например, интересную, увлекательную, волнующую, сложную, с которой он, однако в состоянии справится. То есть способствовать такому субъективному восприятию ситуации, которое снизит ее травматичность.

Основное средство для работы с ребенком занимает игрушка как одно из эффективных средств психологической помощи среди стимульного материала. В данном случае игрушка выступает как средство, способствующее установлению позитивных отношений и общению; средство диагностики физических, психических и личностных особенностей, средство установления особенности регрессии; средство психологического сопровождения и коррекции.

При травматических ситуациях техногенного характера актуально использовать различные кубики, конструкторы, а так же материалы для продуктивной деятельности. Это пластилин, глина, краски, губки, фломастеры, цветные мелки, конструкции из бумаги, цветные карандаши, и специальные доски для изображения всего того, что эмоционально значимо в данный момент. Рисование и лепка – это значимая для детей деятельность, в которой условными обозначениями или достаточно узнаваемыми иконическими образами дети способны отреагировать свои переживания, связанными с травмой. Созданный продукт начинает осознаваться как самостоятельное авторское творение, с которым ребенок может идентифицировать себя. При травмах социального характера специфика материалов меняется на те, которые актуально использовать в ролевых и ситуационных играх для изображения людей и значимых для детей животных и предметов из прежней счастливой и обыденной жизни.

Период острого переживания горя у ребенка обычно короче, чем у взрослого (слезы часто сменяются смехом, но при столкновении с новыми жизненными ситуациями его горе вновь оживает. Эта стадия может длиться от нескольких дней, но чаще в течении первых 7-10 дней после воздействия чрезвычайной ситуации. Здесь актуальны уже различные игровые и другие эффективные методы работы. При реализации данных методов следует наблюдать за изменениями поведения ребенка, потерявшего кого-то из близких. В первые недели обычно наблюдается тенденция к уходу, агрессивность, гневливость, нервозность, замкнутость, невнимательность.

Для снятия агрессивного поведения, особенно актуального при переживании травмы маленькими детьми, им можно дать различные коробки, ящики, баллоны, бумагу, которые разрешается мять, ломать и крушить. Для работы со страхами используются устрашающие маски мифологической нечисти и маски агрессивных животных. В тоже время необходима работа с эмпатийными масками и игрушками. Популярностью у детей пользуются эмпатийные мягкие игрушки с твердыми наполнителями в виде шариков в ручках и попке у игрушки. Дети при беседе в ситуации волнения, стеснения, любят теребить их и перебирать эти шарики в руках.

Сегодня специалистами достаточно точно установлено, какие страхи наиболее типичны для детей различных возрастов:

- дети до года в норме пугаются громких звуков, резких движений, незнакомых людей и т. п. ,

- в возрасте от 1 года до 3 лет появляется страх разлуки с родителями или отвержения родителей; малыши боятся ночных кошмаров, травм, незнакомых ровесников и природных явлений (например, грозы,

- с 3 до 5 лет дети начинают осознавать конечность жизни и испытывают страх по поводу своей смерти или смерти родственников; их пугают страшные сны, огонь и пожары, ядовитые змеи и природные стихии,

- в возрасте 6-8 лет возникает боязнь зловещих существ (призраков, ведьм, страх одиночества, физического насилия и социальные «школьные» страхи (оказаться несостоятельным, не оправдать ожидания родителей, быть отвергнутым коллективом,

- в 8-11 лет появляется страх, что плохие поступки ребенка будут замечены другими; дети боятся болезней, школьных неудач, грабителей, воров и хулиганов, верчения (некоторые карусели, высоты и ссор с родителями,

- с 11 до 13 лет детей пугают возможная непривлекательность, собственные странные поступки, серьезные болезни или смерть, критика взрослых, возможность попасть в глупую ситуацию и потеря личных вещей.

Чем родители могут помочь ребенку с психической травмой.

Главное, чем родители могут помочь ребенку при наличии у него психологической травмы – изменить стратегию своих воспитательных воздействий на более доброжелательную. Для этого необходимо самим прийти к достаточно высокому уровню психолого-педагогических знаний. Главная задача – создать для малыша комфортную обстановку, в которой он сможет полноценно развиваться и социализироваться, не испытывая тревогу и страх.

Для уверенности в правильности своих действий, а также для более специализированной помощи в том, как преодолеть детскую психологическую травму, необходимо обратиться к психологу или психотерапевту.

Использованная литература.

1. Мухина В. С. Психологическая помощь пострадавшим от землетрясения в Армянской ССР // Психологический журнал. Том 10. 1989 с. 44-54.

2. МухинаВ. С. М92. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов/ Под ред. Л. А. Венгера. —2-е изд., перераб. и доп. — М. : Просвещение, 1985.—272 с

3. Психология экстремальных ситуаций / Под ред. В. В. Рубцова, С. Б. Малых. – М: Психологический ин-т РАО, 2007.

4. Тарабарина Н. В. Психологические последствия террористических актов // Мировое сообщество против глобализации преступности и терроризма. М. : Экономика, 2004.

5. Выготский Л. С., Избранные произведения. 1984, т. 4

6. Эльконин Д. Б. Детская психология М. 1960.

Публикации по теме:

Буклет для родителей «Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду»Буклет для родителей «Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду» В своей работе с родителями я применяю, как одну из форм, памятки в форме буклетов. Практика показывает, что материал, подготовленный.

Консультация «Как помочь ребенку справиться с кризисом 3-х лет. Развивающие книжки из фетра»Консультация «Как помочь ребенку справиться с кризисом 3-х лет. Развивающие книжки из фетра» Если Ваш ребенок внезапно совсем отбился от рук, вспомните о его возрасте. Кризис 3 лет необязательно посетит ребенка непосредственно в.

Консультация «Дети «зазеркалья»: как помочь «леворукому» ребенку»Консультация «Дети «зазеркалья»: как помочь «леворукому» ребенку» Нельзя не предавать значения тому, какая же рука у вашего малыша ведущая – правая или левая? Важно определить ведущую руку ребенка перед.

Консультация для родителей «Чем можно помочь ребенку с повышенной утомляемостью?» Чем можно помочь ребенку с повышенной утомляемостью? Я думаю, вы со мной согласитесь, что в последнее время дети быстрее и сильнее стали.

Консультация для родителей «Как помочь медлительному ребенку». Консультация для родителей «Как помочь медлительному ребенку». В наше время часто приходиться слышать от родителей такие слова: «Ну что.

Консультация для родителей «Как помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада» Уважаемые педагоги, предлагаю Вашему вниманию консультацию для будущих воспитанников детских садов. «Как помочь ребенку легче адаптироваться.

Консультация для родителей «Как помочь ребенку преодолеть кризис трех лет»Консультация для родителей «Как помочь ребенку преодолеть кризис трех лет» Консультация для родителей «Как помочь ребенку преодолеть кризис трех лет» Трехлетний ребенок переживает становление маленькой личности.

Консультация для родителей «Страх темноты. Как помочь ребенку?» По статистике, 80 % детей в возрасте от трех до десяти лет испытывают тревогу, стоит только выключить в комнате свет. Полумрак малышам представляется.

Консультация для родителей «Как помочь ребенку первокласснику»Консультация для родителей «Как помочь ребенку первокласснику» С поступлением в первый класс ваш Малыш становится Школьником и приобретает новые права и новые обязанности. "Школьная адаптация" - это.

Памятка для родителей «Как помочь ребенку усвоить звуки?» Вот и наступило долгожданное лето! Выпускники дошкольных учреждений получили определенные навыки, знания по обучению грамоте. Однако не.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Как помочь ребенку справится с эмоциональной травмой
Опубликовано: 15 апреля 2021 в 09:38
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД